Образовательная деятельность в старшей группе В стране сказок
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность в старшей группе

В стране сказок

Цель: Развитие связной речи, обогащение словаря, активизация и совершенствование грамматического строя речи; Совершенствование коммуникативных навыков.

Задачи: Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить образовывать слова прилагательные от слов существительных, определяющие героев; поддерживать интерес к сказкам и театрально-игровой деятельности, развивать познавательные способности детей, любознательность, логическое мышление, воспитывать культуру общения детей (со сверстниками, взрослыми). Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.

Ход занятия:

Дети входят в группу.

Игра «Здравствуйте» [5]

Воспитатель: Здравствуйте ножки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)

Воспитатель: Здравствуйте ладошки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).

Воспитатель: Здравствуйте щёчки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)

Воспитатель: Здравствуйте губки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычный день, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

А когда приходят гости, хозяева что должны делать?

Дети: Угощать, развлекать.

Воспитатель: А как же мы сможем развлечь наших гостей?

Дети: Поиграть, рассказать сказку…

Воспитатель:  Ребята, вы любите сказки? (Да). А гости наши любят сказки? 

-Какие бывают сказки? (О животных, волшебные.)

А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель:  А, Вы, хотите побывать в сказке? (Да).

Хорошо, собирайтесь в путь. Но прежде чем отправиться в дорогу, нам нужно пройти небольшое испытание. Готовы? Тогда давайте проведем небольшую разминку, которая позволит нам определить, хорошо ли вы знаете сказки.

Приём «Мозговой штурм»

- Часто сказку называют русской народной? Почему?

- Какими словами начинается сказка?

Дети: Жили - были. В некотором царстве, в некотором государстве. За горами, за лесами……….

- Какими словами она заканчивается?

Дети:  Был там пир на весь мир. Я на том пиру был, мёд и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Воспитатель:  Молодцы!  Первое испытание прошли.

А как же нам попасть в сказку. Вспомните, на ком или чем сказочные герои совершали необыкновенные путешествия?
За медом Винни Пух?  - на воздушном шаре.
В Африку Доктор Айболит? – На корабле.
На крышу Малыш – на Карлсоне.

Алладин – на ковре-самолете.

Баба-Яга – в ступе, на метле.

Воспитатель:  Чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса! А, вы, верите в чудеса? (Да).  Чтобы в сказке оказаться, нам нужно произнести волшебные слова:

 В ладоши мы хлопнем

 Раз, два и три.

Сердце свое для добра распахни!

Вокруг себя покружись

 В сказке очутись.

Воспитатель: - Давайте оглядимся, куда это мы попали? В страну сказок! Как вы думаете, какое сейчас время года?

Поют песню «Зима пришла»  [2]

Воспитатель:  Посмотрите, что это? (за ширмой стоит сундучок, а в нем маски-эмоции) [1]

Для чего нужны человеку эмоции?

Воспитатель показывает маску, на которой изображена эмоция. Дети называют ее, а затем показывают.  

Игра «Зеркала» [3]

Воспитатель: «Какое настроение передает эта маска? Я ее сейчас надену, а вы станете моими зеркалами и изобразите такое же настроение. Воспитатель надевает 4-5 масок с эмоциями (радость, грусть, злость, страх и т.д.)

Свои эмоции можно передавать не только при помощи мимики, но и при помощи жестов. Сейчас вы без слов, используя только мимику и жесты, покажете, что вы делаете, что при этом испытываете.

Игра «Пантомима» [4]

- Передайте друг другу этот клубок, как будто это:

1 Тяжелый камень.

2 Грязная тряпка.

3 Стакан до краев заполненный водой.

4 Горячая печеная картошка.

5 Змея.

6. Передаем вкусную, сладкую конфету.

- Вы такие талантливые артисты! Всем стало ясно без слов, что вы нам показали. А раз вы такие талантливые артисты, мы покажем для наших гостей сказку. А какая это сказка, наши гости должны догадаться сами.

Здесь  в волшебном сундучке приготовлено для вас новое задание: надо по одному фрагменту тела отгадать героя сказки.

(словообразование):

Гребешок петуха – петушиный,

лапы медведя – медвежьи,

хвост лисы – лисий,

уши зайца называются - заячьи.

Дети, лисичка в сказках обычно какая?

Зайчик в сказках какой?

А медведь в сказках какой?

А волка каким мы видим в сказках?

А петушок какой?

Воспитатель: Молодцы отгадали героев сказки! А теперь давайте приготовимся к выступлению, кто-то станет артистом, а кто-то зрителем. Ребятки, а как должны вести себя зрители в театре? (ответы детей)

Воспитатель надевает нескольким детям маски, шапочки.

Мы все готовы, зрители нас ждут, и наша сказка «Заюшкина избушка».

Воспитатель – рассказывает сказку. [6]

Жили-были в лесу лисичка и зайчик. Зайчик построил себе избушку лубяную, а лисичка ледяную.

Зайчик: Я построил себе дом

Хорошо мне было в нем

Наступили холода, а потом пришла беда.

Пришла весна, солнышко пригрело. (Звучит музыка)

И лисичкина избушка растаяла. Остались только лужи.

Лиса: Я бездомная теперь (хватается за голову)

Зайчик пусти меня в дом согреться.

Попросилась она к зайчику жить, а сама же его и выгнала

Зайчик: Хитрая лиса плутовка обманула меня ловко

Обманула, в дом вошла

Да меня и прогнала.

Воспитатель: И вот сидит зайка на пенечке, плачет, лапкой слезы утирает. (Выходит ребенок в шапочке зайчика, садится на пенек у домика, плачет). Пробегала мимо Собачка (выбегает ребенок в шапочке Собачки), и спрашивает:

Собачка: Я с хозяином дружу

Его дом сторожу

Живу под крылечком,

А хвост колечком.

О чем, зайчик, плачешь?

Зайка: как же мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.

Собачка: не плачь, зайчик, я тебе помогу. (собачка подходит к домику и кричит):

- Поди, лиса, вон!

А из домика: как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Ведущий: испугалась собачка и убежала. А зайка сидит и плачет.

Шел мимо волк. (выходит ребенок в маске волка)

Волк: о чем, зайчик, плачешь?

Зайчик: как же мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она переночевать, да меня же и выгнала.

Волк: я тебе помогу! (волк подходит к домику и кричит):

Уходи лиса, во зеленые леса!

Ты со мною не шути

Лиса из домика: как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки, по закоулочкам!

Волк испугался и убежал.

Сидит зайчик и дальше плачет.

Шел мимо медведь. (выходит ребенок в маске медведя)

Медведь: - Чтобы сильным быть и смелым,

Надо всем зарядку делать.

Эй! Ребята, становитесь на зарядку!

Музыкальная игра «Зверобика» вместе со зрителями.

Зарядкой позанимались, силы мы набрались.

Медведь: о чем, зайчик, плачешь?

Зайчик: как же мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она переночевать, да меня же и выгнала.

Медведь: я тебе помогу!

Медведь подходит к домику: Поди, лиса, вон!

Лиса из домика: как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки, по закоулочкам!

Медведь испугался и убежал.

Сидит зайчик и дальше плачет.

Идет мимо петушок (ребенок в шапочке петуха)

Петушок: о чем, зайка, плачешь?

Зайчик: как же мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она переночевать, да меня же и выгнала.

Петушок: я тебе помогу! Подходит к домику:

Кукареку! Иду на пятах, несу косу на плечах!

Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!

Лиса из домика: обуваюсь….

Петушок снова: Кукареку! Иду на пятах, несу косу на плечах!

Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!

Лиса из домика: одеваюсь….

Петушок опять: Кукареку! Иду на пятах, несу косу на плечах!

Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!

Лиса из домика выскочила. А петушок с зайчиком стали вместе жить.

Воспитатель: Вот и сказочки конец, а кто слушал, молодец!

Лиса: - Зайчик, петушок, простите меня! Я больше так не буду.

Ну что, может, простим лису? Лиса и все звери оставайтесь с нами.

Артистами ребята побывали,

И сказку вы, ребята, показали.

Артисты, зрители-все были хороши

Похлопаем друг другу от души!

Ребята, вы настоящие артисты! Понравилось вам играть в сказки?

Чтобы сказки не обидеть, 

Надо их почаще видеть, 

Их читать и рисовать, 

Их любить и в них играть.

Сказки всех отучат злиться, 

А научат веселиться! 

Быть скромнее и добрее, 

Терпеливей и мудрее!

А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

В ладоши мы хлопнем

Раз, два и три

Детский сад ребят прими!

Вокруг себя покрутись

 В детском саду очутись.

 

Вот мы и вернулись из нашего путешествия в сказку. Вам понравилось сегодняшнее путешествие? Что именно запомнилось? Какое задание мы сделали быстро, легко? (Ответы детей). Какое задание вам показалось сложным?  В какой сказке мы побывали?

А теперь я приглашаю всех гостей и артистов на чай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе "Дорогами сказок"

Формирует представление у детей об одном из жанров фольклора – народной сказке;  развивает умение грамотно, последовательно излагать  свою мысль...

Образовательная деятельность в старшей группе "Поляна сказок"

Данное занятие разработано в соответствии с ФГОС. С помощью игровой технологии дети узнают новое и закрепляют пройденный материал....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе тема: «Путешествие в страну русских народных сказок»

Продолжать закреплять жанровые особенности русской народной сказки; учить узнавать и называть сказку по иллюстрации и фрагменту произведения; воспитывать желание помочь герою, оказавшемуся в сложной ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Страна Безопасности»

Закрепление знаний о правилах безопасности в разных ситуациях....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по театрализованной деятельности: «Путешествие в страну сказок и фантазии».

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по театрализованной деятельности: «Путешествие в страну сказок и фантазии»....