Дополнительная образовательная программа "АБВГД-ка" (6-7 лет)
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Арькова Наталья Геннадьевна

 Помимо применения классического фонетического метода обучения чтению, в программу включены упражнения различных авторов из нейропсихологии и логопедической коррекции речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _dop_abvgd-ka.docx57.05 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации города Зеи

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад №12

Рассмотрена на заседании

Педагогического совета

МДОАУ д/с № 12

протокол от ______ № ___

УТВЕРЖДЕНА

приказом заведующего

МДОАУ д/с № 12

от ________ № ______

.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«АБВГДейка»

Направленность: социально-гуманитарная

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 6–7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель программы:

Арькова Наталья Геннадьевна, учитель-логопед,

первая квалификационная категория

г. Зея, 2024


Содержание

1.        Комплекс основных характеристик программы        3

1.1.        Пояснительная записка        3

1.2.        Цель и задачи программы        4

1.3.        Содержание программы        5

1.3.1. Учебный план……………………………………………………..5

1.3.2. Содержание учебного плана……………………………………..6

1.4.        Планируемые результаты        4

2.        Комплекс организационно-педагогических условий        4

2.1.        Календарный учебный график        4

2.2.        Условия реализации программы        4

2.3.        Формы аттестации        4

2.4.        Оценочные материалы        4

2.5.        Методические материалы        4

2.6. Рабочая программа воспитания.        4

2.7. Календарный план воспитательной работы……………………..20

3. Список литературы        20


  1. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АБВГДейка» (далее – Программа) имеет социально-педагогическую направленность и разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

Федеральный Закон от 29.12.2912 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный Закон РФ от 24.07.1998 г. № 124 - ФЗ «Об основах гарантии прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 - р);

 Приказ Минобрнауки Амурской области № 359 от 13.04.2020 г. «Об утверждении правил проведения независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ»;

СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (зарегистрирован в Минюсте России 29 января 2021 г. №262296);

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28).

Устав МДОАУ д/с № 12, утвержден приказом заведующего от 14.09.2015 № 183-од;

Положение об оказании платных образовательных услуг, утверждено приказом заведующего МДОАУ д/с № 12 от 29.09.2021 № 58-од.

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих трудности в формировании письма и чтения на уровне начального образования, что требует от нас, дошкольной ступени, формирования более устойчивого функционального базиса чтения и письма. Его развитие необходимо проводить комплексно, развивая семантические, синтаксические и фонологические блоки, а также учитывая психологические звенья, которые проходят «сензитивный период» в старшем дошкольном возрасте.

Отсюда вытекают и отличительные особенности данной программы. Помимо применения классического фонетического метода обучения чтению, в программу включены упражнения различных авторов из нейропсихологии и логопедической коррекции речи детей дошкольного возраста.

Адресат программы

Программа адресована детям 6–7 лет.

Набор на программу не требует дополнительной подготовки обучающихся.

В этом возрасте у детей уже начинает развиваться произвольность внимания, памяти, формируется способность ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, способности сравнения, обобщения, классификации. Таким образом, детям становится доступен звуковой анализ и синтез, возможность запомнить графический образ звука и т.д., то есть именно в этом возрасте формируются и развиваются предпосылки функционального базиса письма.

Объем программы, срок освоения

Программа рассчитана на 1 год. Общая продолжительность образовательного процесса составляет 32 недели x 1 час.

Объем программы – 32 часа.

Форма обучения: очная.

Уровень программы: ознакомительный.

Формы реализации образовательной программы: традиционная модель.

Занятия проводятся всем составом. Количество обучающихся в группе от 10 до 14 человек.

Режим занятий

Занятия проходят 1 раз в неделю во второй половине дня по 1 часу.

Продолжительность одного академического часа – 30 мин.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы – создание условий для успешного формирования функционального базиса письменной речи у старших дошкольников.

Задачи:

  • развивать фонематическое восприятие и фонемный анализ;
  • развивать языковой анализ и синтез, расширяя знания детей о предложении, словах, слогах и звуках речи;
  • познакомить с гласными, твердыми и мягкими согласными звуками русского языка и их графическими обозначениями;
  • совершенствовать лексико-семантический строй речи детей;
  • способствовать развитию зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти;
  • стимулировать развитие у детей пространственных представлений, графомоторных навыков;
  • способствовать развитию всех высших психических функций дошкольников.
  1. Содержание программы

  1. Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Звуки окружающего мира

1

В каждом занятии 0.25

1

нет

Гласный звук [А]. Буква А. Звуки речи. Гласные звуки. Золотая осень

1

1

опрос

Гласный звук [О]. Буква О. Птицы.

1

1

опрос

Гласный звук [У]. Буква У. Домашние животные.

1

1

опрос

Гласные [А], [У], [О]

1

1

практическая работа

Звуки [М], [М']. Буква М. Дикие животные.

1

1

опрос

Звуки [Н], [Н']. Буква Н. Подготовка животных к зиме.

1

1

опрос

Гласный звук [И]. Буква И. Продукты питания

1

1

опрос

Гласный звук [Ы]. Буква Ы. Зима.

1

1

опрос

Звуки [Т], [Т']. Буква Т. Одежда и обувь.

1

1

опрос

Звуки [Д], [Д']. Буква Д. Посуда.

1

1

опрос

Звуки [Т], [Т'], [Д], [Д'].

1

1

практическая работа

Звуки [П], [П']. Буква П. Человек и семья.

1

1

опрос

Звуки [Б], [Б']. Буква Б. Профессии

1

1

опрос

Звуки [П], [П'], [Б], [Б'].

1

1

практическая работа

Гласный звук [Э]. Буква Э. Погода и природные явления.

1

1

опрос

Звуки [Ф], [Ф']. Буква Ф. Форма и размер предметов.

1

1

опрос

Звуки [В], [В']. Буква В. Транспорт.

1

1

опрос

Звуки [Ф], [Ф'], [В], [В'].

1

1

опрос

Звуки [К], [К']. Буква К. Прилет птиц.

1

1

опрос

Звуки [Г], [Г']. Буква Г. Цветы.

1

1

опрос

Звуки [К], [К'], [Г], [Г'].

1

1

опрос

Звуки [Х], [Х']. Буква Х. Деревья.

1

1

опрос

Звуки [С], [С']. Буква С. Времена года.

1

1

опрос

Звуки [З], [З']. Буква З. Лес.

1

1

опрос

Звук [Ш]. Буква Ш. Мебель

1

1

опрос

Звук [Ж]. Буква Ж. «Сказки о животных»

1

1

опрос

Звук [Щ']. Буква Щ. «Сказки о животных»

1

1

опрос

Звук [Ч']. Буква Ч. «Сказки о животных»

1

1

опрос

Звук [Ц]. Буква Ц. «Сказки о животных»

1

1

опрос

Звуки [Р], [Р']. Буква Р

Звуки [Л], [Л']. Буква Л

1

1

опрос

Итоговое занятие «По дороге к Азбуке»

1

1

викторина

ИТОГО

32

32

  1. Содержание учебного плана

Вводное занятие. Звуки окружающего мира

Теория. Что такое неречевые звуки. Что такое «слово» и «предложение»

Практика. Упражнения на развитие слухового внимания, развитие умения дифференцировать неречевые звуки.

Гласный звук [А]. Буква А. Звуки речи. Гласные звуки. Золотая осень

Теория. Раскрываем понятия «звуки речи», «гласные звуки». Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение.

Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Образование существительных и глаголов множественного числа. Рефлексия.

Форма контроля: опрос.

Гласный звук [О]. Буква О. Птицы.

Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение.

Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Образование глаголов с помощью приставок. Использование в речи предлогов, выражающих пространственное расположение предметов. Рефлексия.

Форма контроля: опрос.

Гласный звук [У]. Буква У. Домашние животные.

Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение.

Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Игра «Во дворе» (практическое усвоение согласования прилагательных с существительными в косвенных падежах. Рефлексия.

Форма контроля: опрос.

Гласные [А], [У], [О].

Теория. Актуализируем знания об артикуляции данных звуков, учимся дифференцировать их.

Практика. Дифференцируем данные гласные звуки в потоке речи, работаем на рабочих листах (задания на фонематических, языковой анализ). Рефлексия

Форма контроля: практическая работа.

Звуки [М], [М']. Буква М. Дикие животные.

Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение.

Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Практическое

Употребление притяжательных прилагательных

(беличье дупло, лисья нора) Рефлексия.

Форма контроля: опрос.

Звуки [Н], [Н']. Буква Н. Подготовка животных к зиме.

Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение.

Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Употребление глаголов в различных временных формах.  Рефлексия

Форма контроля: опрос.

Гласный звук [И]. Буква И. Продукты питания

Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение.

Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Игра «На кухне» (образование прилагательных, обозначающих продукты питания). Рефлексия

Форма контроля: опрос.

Гласный звук [Ы]. Буква Ы. Зима.

Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение.

Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Подбор родственных слов. Рефлексия

Форма контроля: опрос.

Звуки [Т], [Т']. Буква Т. Одежда и обувь.

Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение.

Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Слова-антонимы (длинный шарф – короткий шарф). Рефлексия

Форма контроля: опрос.

Звуки [Д], [Д']. Буква Д. Посуда.

Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение.

Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Усвоение согласования существительных с числительными. Рефлексия

Форма контроля: опрос.

Звуки [Т], [Т'], [Д], [Д'].

Теория. Актуализируем знания об артикуляции данных звуков, учимся дифференцировать их.

Практика. Дифференцируем данные звуки в потоке речи, работаем на рабочих листах (задания на фонематических, языковой анализ). Обсуждение сюжетной картины «На ёлке» (согласование в предложении прилагательных с существительными по родам, числам.  Рефлексия

Форма контроля: практическая работа.

Звуки [П], [П']. Буква П. Человек и семья.

Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение.

Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Образование притяжательных прилагательных. Рефлексия

Форма контроля: опрос.

Звуки [Б], [Б']. Буква Б. Профессии

Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение.

Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Образование существительных с помощью суффиксов -чик, -щик.  Рефлексия

Форма контроля: опрос.

Звуки [П], [П'], [Б], [Б'].

Теория. Актуализируем знания об артикуляции данных звуков, учимся дифференцировать их.

Практика. Дифференцируем данные звуки в потоке речи, работаем на рабочих листах (задания на фонематических, языковой анализ). Рефлексия

Форма контроля: практическая работа.

Гласный звук [Э]. Буква Э. Погода и природные явления.

Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение.

Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Усвоение многозначности слов. Рефлексия

Форма контроля: опрос.

Звуки [Ф], [Ф']. Буква Ф. Форма и размер предметов.

Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение.

Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Употребление в речи слов в разной степени превосходства. Рефлексия

Форма контроля: опрос.

Звуки [В], [В']. Буква В. Транспорт.

Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение.

Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Образование существительных при помощи суффиксов. Рефлексия

Форма контроля: опрос.

Звуки [Ф], [Ф'], [В], [В'].

Теория. Актуализируем знания об артикуляции данных звуков, учимся дифференцировать их.

Практика. Дифференцируем данные звуки в потоке речи, работаем на рабочих листах (задания на фонематических, языковой анализ). Рефлексия

Форма контроля: опрос.

Звуки [К], [К']. Буква К. Прилет птиц.

Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение.

Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Правильное употребление в речи глаголов совершенного и несовершенного вида.  Рефлексия

Форма контроля: опрос.

Звуки [Г], [Г']. Буква Г. Цветы.

Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение.

Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Согласование числительных с существительными. Рефлексия

Форма контроля: опрос.

Звуки [К], [К'], [Г], [Г'].

Теория. Актуализируем знания об артикуляции данных звуков, учимся дифференцировать их.

Практика. Дифференцируем данные звуки в потоке речи, работаем на рабочих листах (задания на фонематических, языковой анализ). Рефлексия

Форма контроля: опрос.

Звуки [Х], [Х']. Буква Х. Деревья.

Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение.

Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Согласование прилагательных и существительных с числительными.  Рефлексия

Форма контроля: опрос.

Звуки [С], [С']. Буква С. Времена года.

Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение.

Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Практическое усвоение предлогов. Рефлексия

Форма контроля: опрос.

Звуки [З], [З']. Буква З. Лес.

Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение.

Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Образование сравнительной степени прилагательных.  Рефлексия

Форма контроля: опрос.

Звук [Ш]. Буква Ш. Мебель

Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение.

Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Слова с противоположным значением. Рефлексия

Форма контроля: опрос.

Звук [Ж]. Буква Ж. «Сказки о животных»

Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение.

Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Обсуждение сказки с проблемным сюжетом «Грамотная змея». Рефлексия

Форма контроля: опрос.

Звук [Щ']. Буква Щ. «Сказки о животных»

Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение.

Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей.  Обсуждение сказки с проблемным сюжетом «Паровозик». Рефлексия

Форма контроля: опрос.

Звук [Ч']. Буква Ч. «Сказки о животных»

Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение.

Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Обсуждение сказки с проблемным сюжетом «Как зайка стал смелым». Рефлексия

Форма контроля: опрос.

Звук [Ц]. Буква Ц. «Сказки о животных»

Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение.

Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей.  Обсуждение сказки с проблемным сюжетом «Хрюша - копуша». Рефлексия

Форма контроля: опрос.

Звуки [Р], [Р']. Буква Р

Звуки [Л], [Л']. Буква Л

Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение.

Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Рефлексия

Форма контроля: опрос.

Итоговое занятие «По дороге к Азбуке»

Практика. Викторина «По дороге к Азбуке». Рефлексия

Форма контроля: викторина.

  1.  Планируемые результаты

По окончанию обучения обучающиеся:

  1. Будут знать гласные, согласные звуки и их графические обозначения;
  2. Расширят представления о приемах словообразования и словоизменения существительных, глаголов, прилагательных, а также усвоят правила употребления предлогов;
  3. Будут уметь делать звуковой, языковой анализ слов и предложений;
  4. У детей расширится активный словарный запас по многим лексическим темам;

  1. Комплекс организационно-педагогических условий
  1.  Календарный учебный график

Комплекс организационно - педагогических условий учитывает организационную структуру образовательного процесса.

Режим организации занятий по данной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам СП 2.4.43648-20, «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» № 28 от 28.09.2020 г.

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

первый

07.10.2024

26.05.2025

32

32

32

1 раз в неделю по 1 часу

№п/п

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения занятия

Форма контроля

октябрь

7

Вводное занятие

1

Вводное занятие. Звуки окружающего мира

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение

октябрь

14

Комбинированное занятие

1

Гласный звук [А]. Буква А. Звуки речи. Гласные звуки. Золотая осень

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

октябрь

21

Комбинированное занятие

1

Гласный звук [О]. Буква О. Птицы.

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

октябрь

28

Комбинированное занятие

1

Гласный звук [У]. Буква У. Домашние животные.

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

ноябрь

4

Комбинированное занятие

1

Гласные [А], [У], [О].

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

ноябрь

11

Комбинированное занятие

1

Звуки [М], [М']. Буква М. Дикие животные.

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

ноябрь

18

Комбинированное занятие

1

Звуки [Н], [Н']. Буква Н. Подготовка животных к зиме.

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

ноябрь

25

Комбинированное занятие

1

Гласный звук [И]. Буква И. Продукты питания

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

декабрь

2

Комбинированное занятие

1

Гласный звук [Ы]. Буква Ы. Зима.

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

декабрь

9

Комбинированное занятие

1

Звуки [Т], [Т']. Буква Т. Одежда и обувь.

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

декабрь

16

Комбинированное занятие

1

Звуки [Д], [Д']. Буква Д. Посуда.

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

декабрь

23

Комбинированное занятие

1

Звуки [Т], [Т'], [Д], [Д'].

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

январь

13

Комбинированное занятие

1

Звуки [П], [П']. Буква П. Человек и семья.

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

январь

20

Комбинированное занятие

1

Звуки [Б], [Б']. Буква Б. Профессии

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

январь

27

Комбинированное занятие

1

Звуки [П], [П'], [Б], [Б'].

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

февраль

3

Комбинированное занятие

1

Гласный звук [Э]. Буква Э. Погода и природные явления.

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

февраль

10

Комбинированное занятие

1

Звуки [Ф], [Ф']. Буква Ф. Форма и размер предметов.

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

февраль

17

Комбинированное занятие

1

Звуки [В], [В']. Буква В. Транспорт.

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

февраль

24

Комбинированное занятие

1

Звуки [Ф], [Ф'], [В], [В'].

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

март

3

Комбинированное занятие

1

Звуки [К], [К']. Буква К. Прилет птиц.

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

март

10

Комбинированное занятие

1

Звуки [Г], [Г']. Буква Г. Цветы.

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

март

17

Комбинированное занятие

1

Звуки [К], [К'], [Г], [Г'].

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

март

24

Комбинированное занятие

1

Звуки [Х], [Х']. Буква Х. Деревья.

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

март

31

Комбинированное занятие

1

Звуки [С], [С']. Буква С. Времена года.

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

апрель

7

Комбинированное занятие

1

Звуки [З], [З']. Буква З. Лес.

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

апрель

14

Комбинированное занятие

1

Звук [Ш]. Буква Ш. Мебель

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

апрель

21

Комбинированное занятие

1

Звук [Ж]. Буква Ж. «Сказки о животных»

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

апрель

28

Комбинированное занятие

1

Звук [Щ']. Буква Щ. «Сказки о животных»

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

май

5

Комбинированное занятие

1

Звук [Ч']. Буква Ч. «Сказки о животных»

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

май

12

Комбинированное занятие

1

Звук [Ц]. Буква Ц. «Сказки о животных»

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

май

19

Комбинированное занятие

1

Звуки [Р], [Р']. Буква Р

Звуки [Л], [Л']. Буква Л

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа

май

26

Познавательная игра

1

Итоговое занятие «По дороге к Азбуке»

МДОАУ д/с№12

Кабинет

Дидактическая игра

ИТОГО

32 часа

  1. Условия реализации программы

Учебное помещение соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилам (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы «АБВГД-ка» требуются:

  • учебный кабинет со столами и стульями для учащихся и педагога;
  • магнитная доска-мольберт;
  • тетрадь, ручка, карандаш, красный, зеленый, синий карандаши для каждого обучающегося;
  • планшеты межполушарного развития;
  • различные мозаики, камешки марблс и т.п. для визуальных схем звукового, языкового анализа;
  • магнитные планшеты для каждого обучающегося.

Кадровое обеспечение: учитель-логопед первой квалификационной категории.

Педагогам, работающим по программе должна предоставляться возможность регулярно повышать свой профессиональный уровень посредством участия в курсах повышения квалификации, семинарах, вебинарах.

  1. Формы аттестации

Текущий контроль в данной рабочей программе включает в себя следующие формы: текущий контроль, самостоятельная работа обучающихся, опросы.

Итоговый контроль: дидактическая игра

  1. Оценочные материалы

Освоение данной программы предполагает развитие различных навыков и умений у детей, которые объединены в единую готовность к чтению и письму. За основу оценки прохождения программы взята авторская технология Колесниковой Е.В. «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет».

  1. Методические материалы

Этапы изучения буквы.

Для того чтобы ребенок прочно усвоил буквы, он должен пройти следующие этапы их изучения.

Основное направление:

От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные).

  1. Выделение изучаемого звука из слов.

Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных).

  1. Называние буквы.

Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твердыми звуками, например, звук [с] обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.

  1. Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.

Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет.

  1. Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).

Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п.

Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы.

  1. Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога).

Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы. Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребенок представил свой.

  1. Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.

  1. Анализ буквы.

Дети определяют следующее:

-из каких элементов состоит буква;

-из скольких элементов состоит буква;

-как расположены эти элементы в пространстве.

  1. Знакомство с траекторией движений при написании буквы.

-Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;

-Обведение буквы по трафарету;

-Обведение буквы по контуру;

-Запись буквы в воздухе

  1. Автоматизация звукобуквенных связей. Дидактические игры.
  2. Самостоятельное написание печатной буквы.
  3. Рефлексия. Дети самостоятельно подводят итог занятия, анализируют проблемы, с которыми столкнулись.

  1.  Рабочая программа воспитания

Данная программа построена на основе рабочей программы воспитания МДОАУ д/с № 12 (утверждена Приказом заведующего от 31.08.2022 № 51/1-од).

Общая цель воспитания в МДОАУ д/с № 12 – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;

2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;

3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать решение следующих основных задач:

Направления воспитания/ Ценности

Задачи воспитания для детей 5-8 лет

Патриотическое/ Родина, природа

Воспитывать любовь к своей малой родине, чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.

Развивать представления о своей стране.

Социальное/ Человек, семья, дружба, сотрудничество

Формировать умение различать основные проявления добра и зла.

Воспитывать принятие ценностей семьи и общества и уважение к ним, правдивость, искренность, способность к сочувствию и заботе, к нравственному поступку. Воспитывать чувство ответственности за свои действия и поведение. Воспитывать принятие и уважение к различиям между людьми.

Формировать основы речевой культуры.

Воспитывать дружелюбие и доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, способность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Познавательное/ Знание

Воспитывать любознательность, наблюдательность, потребность в самовыражении, в том числе творческом, активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

Физическое

и оздоровительное/ Здоровье

Формировать основные навыки личной и общественной гигиены, стремление соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе.

Трудовое/ Труд

Воспитывать понимание ценности труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Этико-эстетическое/ Культура и красота

Воспитывать способность воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремление к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, формировать зачатки художественно-эстетического вкуса.

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.

На уровне дошкольного учреждения не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».

Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)

Направления воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми.

Освоивший основы речевой культуры.

Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Познавательное

Знание

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе.

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса.

2.7. Календарный план воспитательной работы

Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане с учетом направлений воспитательной работы, установленных в рабочей программе воспитания МДОАУ д/с № 12.

п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Форма проведения

1.

«Парад слов»

октябрь 2023

Викторина

2

«Страна загадок и чудес»

февраль 2024

Игровая программа

3.

Консультирование родителей

В течение года

Консультация

  1. Список литературы

Нормативная база:

1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации».

2. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р).

3. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи № 28 от 28.09.2020. СП 2.4.43648 -20, пункт 3.6.2.

4. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребѐнка и законодательство РФ в вопросах, ответах и комментариях, М., ЦГЛ АПК и ПРО, 2003.

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

6. Устав МДОАУ д/с № 12.

Литература для педагога:

  1. Акименко В.М. Обучение детей грамоте в классах предшкольной подготовки /В. М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 175 с.
  2. Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь. – Изд.2-е, перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2011. – 32 с.
  3. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 176 с.
  4. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сера, 2022. – 48 с.
  5. Тарасова О. А., Чернышева Ю. А. Речевая слуховая агнозия Теория и практика. – М. Издательство Перо, 2021. – 230 с.

Литература для детей и родителей:

  1. Ахмадуллин Ш.Т. Фитнес для мозга. Блокнот-тренажер для детей 6-7 лет. – Филиппок и К., 2021. – 131 с.
  2. Шевелев К.В. Графические диктанты. Рабочая тетрадь для детей. – М.: Издательство «Ювента», 2006. – 64 с.: ил


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...