Дополнительная образовательная программа "АБВГД-ка" (6-7 лет)
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Помимо применения классического фонетического метода обучения чтению, в программу включены упражнения различных авторов из нейропсихологии и логопедической коррекции речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_dop_abvgd-ka.docx | 57.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации города Зеи
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад №12
Рассмотрена на заседании Педагогического совета МДОАУ д/с № 12 протокол от ______ № ___ | УТВЕРЖДЕНА приказом заведующего МДОАУ д/с № 12 от ________ № ______ |
.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«АБВГДейка»
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 6–7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
Арькова Наталья Геннадьевна, учитель-логопед,
первая квалификационная категория
г. Зея, 2024
Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы 3
1.2. Цель и задачи программы 4
1.3.1. Учебный план……………………………………………………..5
1.3.2. Содержание учебного плана……………………………………..6
2. Комплекс организационно-педагогических условий 4
2.1. Календарный учебный график 4
2.2. Условия реализации программы 4
2.6. Рабочая программа воспитания. 4
2.7. Календарный план воспитательной работы……………………..20
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АБВГДейка» (далее – Программа) имеет социально-педагогическую направленность и разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2912 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный Закон РФ от 24.07.1998 г. № 124 - ФЗ «Об основах гарантии прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 - р);
Приказ Минобрнауки Амурской области № 359 от 13.04.2020 г. «Об утверждении правил проведения независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (зарегистрирован в Минюсте России 29 января 2021 г. №262296);
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28).
Устав МДОАУ д/с № 12, утвержден приказом заведующего от 14.09.2015 № 183-од;
Положение об оказании платных образовательных услуг, утверждено приказом заведующего МДОАУ д/с № 12 от 29.09.2021 № 58-од.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих трудности в формировании письма и чтения на уровне начального образования, что требует от нас, дошкольной ступени, формирования более устойчивого функционального базиса чтения и письма. Его развитие необходимо проводить комплексно, развивая семантические, синтаксические и фонологические блоки, а также учитывая психологические звенья, которые проходят «сензитивный период» в старшем дошкольном возрасте.
Отсюда вытекают и отличительные особенности данной программы. Помимо применения классического фонетического метода обучения чтению, в программу включены упражнения различных авторов из нейропсихологии и логопедической коррекции речи детей дошкольного возраста.
Адресат программы
Программа адресована детям 6–7 лет.
Набор на программу не требует дополнительной подготовки обучающихся.
В этом возрасте у детей уже начинает развиваться произвольность внимания, памяти, формируется способность ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, способности сравнения, обобщения, классификации. Таким образом, детям становится доступен звуковой анализ и синтез, возможность запомнить графический образ звука и т.д., то есть именно в этом возрасте формируются и развиваются предпосылки функционального базиса письма.
Объем программы, срок освоения
Программа рассчитана на 1 год. Общая продолжительность образовательного процесса составляет 32 недели x 1 час.
Объем программы – 32 часа.
Форма обучения: очная.
Уровень программы: ознакомительный.
Формы реализации образовательной программы: традиционная модель.
Занятия проводятся всем составом. Количество обучающихся в группе от 10 до 14 человек.
Режим занятий
Занятия проходят 1 раз в неделю во второй половине дня по 1 часу.
Продолжительность одного академического часа – 30 мин.
- Цель и задачи программы
Цель программы – создание условий для успешного формирования функционального базиса письменной речи у старших дошкольников.
Задачи:
- развивать фонематическое восприятие и фонемный анализ;
- развивать языковой анализ и синтез, расширяя знания детей о предложении, словах, слогах и звуках речи;
- познакомить с гласными, твердыми и мягкими согласными звуками русского языка и их графическими обозначениями;
- совершенствовать лексико-семантический строй речи детей;
- способствовать развитию зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти;
- стимулировать развитие у детей пространственных представлений, графомоторных навыков;
- способствовать развитию всех высших психических функций дошкольников.
Содержание программы
- Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие. Звуки окружающего мира | 1 | В каждом занятии 0.25 | 1 | нет | |
Гласный звук [А]. Буква А. Звуки речи. Гласные звуки. Золотая осень | 1 | 1 | опрос | ||
Гласный звук [О]. Буква О. Птицы. | 1 | 1 | опрос | ||
Гласный звук [У]. Буква У. Домашние животные. | 1 | 1 | опрос | ||
Гласные [А], [У], [О] | 1 | 1 | практическая работа | ||
Звуки [М], [М']. Буква М. Дикие животные. | 1 | 1 | опрос | ||
Звуки [Н], [Н']. Буква Н. Подготовка животных к зиме. | 1 | 1 | опрос | ||
Гласный звук [И]. Буква И. Продукты питания | 1 | 1 | опрос | ||
Гласный звук [Ы]. Буква Ы. Зима. | 1 | 1 | опрос | ||
Звуки [Т], [Т']. Буква Т. Одежда и обувь. | 1 | 1 | опрос | ||
Звуки [Д], [Д']. Буква Д. Посуда. | 1 | 1 | опрос | ||
Звуки [Т], [Т'], [Д], [Д']. | 1 | 1 | практическая работа | ||
Звуки [П], [П']. Буква П. Человек и семья. | 1 | 1 | опрос | ||
Звуки [Б], [Б']. Буква Б. Профессии | 1 | 1 | опрос | ||
Звуки [П], [П'], [Б], [Б']. | 1 | 1 | практическая работа | ||
Гласный звук [Э]. Буква Э. Погода и природные явления. | 1 | 1 | опрос | ||
Звуки [Ф], [Ф']. Буква Ф. Форма и размер предметов. | 1 | 1 | опрос | ||
Звуки [В], [В']. Буква В. Транспорт. | 1 | 1 | опрос | ||
Звуки [Ф], [Ф'], [В], [В']. | 1 | 1 | опрос | ||
Звуки [К], [К']. Буква К. Прилет птиц. | 1 | 1 | опрос | ||
Звуки [Г], [Г']. Буква Г. Цветы. | 1 | 1 | опрос | ||
Звуки [К], [К'], [Г], [Г']. | 1 | 1 | опрос | ||
Звуки [Х], [Х']. Буква Х. Деревья. | 1 | 1 | опрос | ||
Звуки [С], [С']. Буква С. Времена года. | 1 | 1 | опрос | ||
Звуки [З], [З']. Буква З. Лес. | 1 | 1 | опрос | ||
Звук [Ш]. Буква Ш. Мебель | 1 | 1 | опрос | ||
Звук [Ж]. Буква Ж. «Сказки о животных» | 1 | 1 | опрос | ||
Звук [Щ']. Буква Щ. «Сказки о животных» | 1 | 1 | опрос | ||
Звук [Ч']. Буква Ч. «Сказки о животных» | 1 | 1 | опрос | ||
Звук [Ц]. Буква Ц. «Сказки о животных» | 1 | 1 | опрос | ||
Звуки [Р], [Р']. Буква Р Звуки [Л], [Л']. Буква Л | 1 | 1 | опрос | ||
Итоговое занятие «По дороге к Азбуке» | 1 | 1 | викторина | ||
ИТОГО | 32 | 32 |
- Содержание учебного плана
Вводное занятие. Звуки окружающего мира Теория. Что такое неречевые звуки. Что такое «слово» и «предложение» Практика. Упражнения на развитие слухового внимания, развитие умения дифференцировать неречевые звуки. | |
Гласный звук [А]. Буква А. Звуки речи. Гласные звуки. Золотая осень Теория. Раскрываем понятия «звуки речи», «гласные звуки». Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение. Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Образование существительных и глаголов множественного числа. Рефлексия. Форма контроля: опрос. | |
Гласный звук [О]. Буква О. Птицы. Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение. Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Образование глаголов с помощью приставок. Использование в речи предлогов, выражающих пространственное расположение предметов. Рефлексия. Форма контроля: опрос. | |
Гласный звук [У]. Буква У. Домашние животные. Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение. Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Игра «Во дворе» (практическое усвоение согласования прилагательных с существительными в косвенных падежах. Рефлексия. Форма контроля: опрос. | |
Гласные [А], [У], [О]. Теория. Актуализируем знания об артикуляции данных звуков, учимся дифференцировать их. Практика. Дифференцируем данные гласные звуки в потоке речи, работаем на рабочих листах (задания на фонематических, языковой анализ). Рефлексия Форма контроля: практическая работа. | |
Звуки [М], [М']. Буква М. Дикие животные. Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение. Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Практическое Употребление притяжательных прилагательных (беличье дупло, лисья нора) Рефлексия. Форма контроля: опрос. | |
Звуки [Н], [Н']. Буква Н. Подготовка животных к зиме. Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение. Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Употребление глаголов в различных временных формах. Рефлексия Форма контроля: опрос. | |
Гласный звук [И]. Буква И. Продукты питания Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение. Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Игра «На кухне» (образование прилагательных, обозначающих продукты питания). Рефлексия Форма контроля: опрос. | |
Гласный звук [Ы]. Буква Ы. Зима. Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение. Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Подбор родственных слов. Рефлексия Форма контроля: опрос. | |
Звуки [Т], [Т']. Буква Т. Одежда и обувь. Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение. Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Слова-антонимы (длинный шарф – короткий шарф). Рефлексия Форма контроля: опрос. | |
Звуки [Д], [Д']. Буква Д. Посуда. Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение. Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Усвоение согласования существительных с числительными. Рефлексия Форма контроля: опрос. | |
Звуки [Т], [Т'], [Д], [Д']. Теория. Актуализируем знания об артикуляции данных звуков, учимся дифференцировать их. Практика. Дифференцируем данные звуки в потоке речи, работаем на рабочих листах (задания на фонематических, языковой анализ). Обсуждение сюжетной картины «На ёлке» (согласование в предложении прилагательных с существительными по родам, числам. Рефлексия Форма контроля: практическая работа. | |
Звуки [П], [П']. Буква П. Человек и семья. Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение. Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Образование притяжательных прилагательных. Рефлексия Форма контроля: опрос. | |
Звуки [Б], [Б']. Буква Б. Профессии Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение. Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Образование существительных с помощью суффиксов -чик, -щик. Рефлексия Форма контроля: опрос. | |
Звуки [П], [П'], [Б], [Б']. Теория. Актуализируем знания об артикуляции данных звуков, учимся дифференцировать их. Практика. Дифференцируем данные звуки в потоке речи, работаем на рабочих листах (задания на фонематических, языковой анализ). Рефлексия Форма контроля: практическая работа. | |
Гласный звук [Э]. Буква Э. Погода и природные явления. Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение. Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Усвоение многозначности слов. Рефлексия Форма контроля: опрос. | |
Звуки [Ф], [Ф']. Буква Ф. Форма и размер предметов. Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение. Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Употребление в речи слов в разной степени превосходства. Рефлексия Форма контроля: опрос. | |
Звуки [В], [В']. Буква В. Транспорт. Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение. Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Образование существительных при помощи суффиксов. Рефлексия Форма контроля: опрос. | |
Звуки [Ф], [Ф'], [В], [В']. Теория. Актуализируем знания об артикуляции данных звуков, учимся дифференцировать их. Практика. Дифференцируем данные звуки в потоке речи, работаем на рабочих листах (задания на фонематических, языковой анализ). Рефлексия Форма контроля: опрос. | |
Звуки [К], [К']. Буква К. Прилет птиц. Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение. Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Правильное употребление в речи глаголов совершенного и несовершенного вида. Рефлексия Форма контроля: опрос. | |
Звуки [Г], [Г']. Буква Г. Цветы. Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение. Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Согласование числительных с существительными. Рефлексия Форма контроля: опрос. | |
Звуки [К], [К'], [Г], [Г']. Теория. Актуализируем знания об артикуляции данных звуков, учимся дифференцировать их. Практика. Дифференцируем данные звуки в потоке речи, работаем на рабочих листах (задания на фонематических, языковой анализ). Рефлексия Форма контроля: опрос. | |
Звуки [Х], [Х']. Буква Х. Деревья. Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение. Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Согласование прилагательных и существительных с числительными. Рефлексия Форма контроля: опрос. | |
Звуки [С], [С']. Буква С. Времена года. Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение. Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Практическое усвоение предлогов. Рефлексия Форма контроля: опрос. | |
Звуки [З], [З']. Буква З. Лес. Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение. Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Образование сравнительной степени прилагательных. Рефлексия Форма контроля: опрос. | |
Звук [Ш]. Буква Ш. Мебель Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение. Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Слова с противоположным значением. Рефлексия Форма контроля: опрос. | |
Звук [Ж]. Буква Ж. «Сказки о животных» Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение. Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Обсуждение сказки с проблемным сюжетом «Грамотная змея». Рефлексия Форма контроля: опрос. | |
Звук [Щ']. Буква Щ. «Сказки о животных» Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение. Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Обсуждение сказки с проблемным сюжетом «Паровозик». Рефлексия Форма контроля: опрос. | |
Звук [Ч']. Буква Ч. «Сказки о животных» Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение. Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Обсуждение сказки с проблемным сюжетом «Как зайка стал смелым». Рефлексия Форма контроля: опрос. | |
Звук [Ц]. Буква Ц. «Сказки о животных» Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение. Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Обсуждение сказки с проблемным сюжетом «Хрюша - копуша». Рефлексия Форма контроля: опрос. | |
Звуки [Р], [Р']. Буква Р Звуки [Л], [Л']. Буква Л Теория. Согласно теме, изучаем звук и его графическое изображение. Практика. Развиваем фонематический слух, фонематический, языковой анализ, изучаем звук и букву через серию упражнений, направленных на развитие ВПФ, межполушарных связей. Рефлексия Форма контроля: опрос. | |
Итоговое занятие «По дороге к Азбуке» Практика. Викторина «По дороге к Азбуке». Рефлексия Форма контроля: викторина. |
Планируемые результаты
По окончанию обучения обучающиеся:
- Будут знать гласные, согласные звуки и их графические обозначения;
- Расширят представления о приемах словообразования и словоизменения существительных, глаголов, прилагательных, а также усвоят правила употребления предлогов;
- Будут уметь делать звуковой, языковой анализ слов и предложений;
- У детей расширится активный словарный запас по многим лексическим темам;
- Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарный учебный график
Комплекс организационно - педагогических условий учитывает организационную структуру образовательного процесса.
Режим организации занятий по данной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам СП 2.4.43648-20, «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» № 28 от 28.09.2020 г.
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
первый | 07.10.2024 | 26.05.2025 | 32 | 32 | 32 | 1 раз в неделю по 1 часу |
№п/п | Месяц | Число | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения занятия | Форма контроля |
октябрь | 7 | Вводное занятие | 1 | Вводное занятие. Звуки окружающего мира | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение | |
октябрь | 14 | Комбинированное занятие | 1 | Гласный звук [А]. Буква А. Звуки речи. Гласные звуки. Золотая осень | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
октябрь | 21 | Комбинированное занятие | 1 | Гласный звук [О]. Буква О. Птицы. | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
октябрь | 28 | Комбинированное занятие | 1 | Гласный звук [У]. Буква У. Домашние животные. | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
ноябрь | 4 | Комбинированное занятие | 1 | Гласные [А], [У], [О]. | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
ноябрь | 11 | Комбинированное занятие | 1 | Звуки [М], [М']. Буква М. Дикие животные. | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
ноябрь | 18 | Комбинированное занятие | 1 | Звуки [Н], [Н']. Буква Н. Подготовка животных к зиме. | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
ноябрь | 25 | Комбинированное занятие | 1 | Гласный звук [И]. Буква И. Продукты питания | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
декабрь | 2 | Комбинированное занятие | 1 | Гласный звук [Ы]. Буква Ы. Зима. | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
декабрь | 9 | Комбинированное занятие | 1 | Звуки [Т], [Т']. Буква Т. Одежда и обувь. | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
декабрь | 16 | Комбинированное занятие | 1 | Звуки [Д], [Д']. Буква Д. Посуда. | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
декабрь | 23 | Комбинированное занятие | 1 | Звуки [Т], [Т'], [Д], [Д']. | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
январь | 13 | Комбинированное занятие | 1 | Звуки [П], [П']. Буква П. Человек и семья. | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
январь | 20 | Комбинированное занятие | 1 | Звуки [Б], [Б']. Буква Б. Профессии | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
январь | 27 | Комбинированное занятие | 1 | Звуки [П], [П'], [Б], [Б']. | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
февраль | 3 | Комбинированное занятие | 1 | Гласный звук [Э]. Буква Э. Погода и природные явления. | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
февраль | 10 | Комбинированное занятие | 1 | Звуки [Ф], [Ф']. Буква Ф. Форма и размер предметов. | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
февраль | 17 | Комбинированное занятие | 1 | Звуки [В], [В']. Буква В. Транспорт. | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
февраль | 24 | Комбинированное занятие | 1 | Звуки [Ф], [Ф'], [В], [В']. | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
март | 3 | Комбинированное занятие | 1 | Звуки [К], [К']. Буква К. Прилет птиц. | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
март | 10 | Комбинированное занятие | 1 | Звуки [Г], [Г']. Буква Г. Цветы. | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
март | 17 | Комбинированное занятие | 1 | Звуки [К], [К'], [Г], [Г']. | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
март | 24 | Комбинированное занятие | 1 | Звуки [Х], [Х']. Буква Х. Деревья. | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
март | 31 | Комбинированное занятие | 1 | Звуки [С], [С']. Буква С. Времена года. | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
апрель | 7 | Комбинированное занятие | 1 | Звуки [З], [З']. Буква З. Лес. | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
апрель | 14 | Комбинированное занятие | 1 | Звук [Ш]. Буква Ш. Мебель | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
апрель | 21 | Комбинированное занятие | 1 | Звук [Ж]. Буква Ж. «Сказки о животных» | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
апрель | 28 | Комбинированное занятие | 1 | Звук [Щ']. Буква Щ. «Сказки о животных» | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
май | 5 | Комбинированное занятие | 1 | Звук [Ч']. Буква Ч. «Сказки о животных» | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
май | 12 | Комбинированное занятие | 1 | Звук [Ц]. Буква Ц. «Сказки о животных» | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
май | 19 | Комбинированное занятие | 1 | Звуки [Р], [Р']. Буква Р Звуки [Л], [Л']. Буква Л | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Текущий контроль, наблюдение, самостоятельная работа | |
май | 26 | Познавательная игра | 1 | Итоговое занятие «По дороге к Азбуке» | МДОАУ д/с№12 Кабинет | Дидактическая игра | |
ИТОГО | 32 часа |
- Условия реализации программы
Учебное помещение соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилам (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «АБВГД-ка» требуются:
- учебный кабинет со столами и стульями для учащихся и педагога;
- магнитная доска-мольберт;
- тетрадь, ручка, карандаш, красный, зеленый, синий карандаши для каждого обучающегося;
- планшеты межполушарного развития;
- различные мозаики, камешки марблс и т.п. для визуальных схем звукового, языкового анализа;
- магнитные планшеты для каждого обучающегося.
Кадровое обеспечение: учитель-логопед первой квалификационной категории.
Педагогам, работающим по программе должна предоставляться возможность регулярно повышать свой профессиональный уровень посредством участия в курсах повышения квалификации, семинарах, вебинарах.
- Формы аттестации
Текущий контроль в данной рабочей программе включает в себя следующие формы: текущий контроль, самостоятельная работа обучающихся, опросы.
Итоговый контроль: дидактическая игра
- Оценочные материалы
Освоение данной программы предполагает развитие различных навыков и умений у детей, которые объединены в единую готовность к чтению и письму. За основу оценки прохождения программы взята авторская технология Колесниковой Е.В. «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет».
- Методические материалы
Этапы изучения буквы.
Для того чтобы ребенок прочно усвоил буквы, он должен пройти следующие этапы их изучения.
Основное направление:
От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные).
- Выделение изучаемого звука из слов.
Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных).
- Называние буквы.
Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твердыми звуками, например, звук [с] обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.
- Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.
Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет.
- Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).
Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п.
Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы.
- Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога).
Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы. Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребенок представил свой.
- Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.
Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.
- Анализ буквы.
Дети определяют следующее:
-из каких элементов состоит буква;
-из скольких элементов состоит буква;
-как расположены эти элементы в пространстве.
- Знакомство с траекторией движений при написании буквы.
-Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;
-Обведение буквы по трафарету;
-Обведение буквы по контуру;
-Запись буквы в воздухе
- Автоматизация звукобуквенных связей. Дидактические игры.
- Самостоятельное написание печатной буквы.
- Рефлексия. Дети самостоятельно подводят итог занятия, анализируют проблемы, с которыми столкнулись.
- Рабочая программа воспитания
Данная программа построена на основе рабочей программы воспитания МДОАУ д/с № 12 (утверждена Приказом заведующего от 31.08.2022 № 51/1-од).
Общая цель воспитания в МДОАУ д/с № 12 – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать решение следующих основных задач:
Направления воспитания/ Ценности | Задачи воспитания для детей 5-8 лет |
Патриотическое/ Родина, природа | Воспитывать любовь к своей малой родине, чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. Развивать представления о своей стране. |
Социальное/ Человек, семья, дружба, сотрудничество | Формировать умение различать основные проявления добра и зла. Воспитывать принятие ценностей семьи и общества и уважение к ним, правдивость, искренность, способность к сочувствию и заботе, к нравственному поступку. Воспитывать чувство ответственности за свои действия и поведение. Воспитывать принятие и уважение к различиям между людьми. Формировать основы речевой культуры. Воспитывать дружелюбие и доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, способность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. |
Познавательное/ Знание | Воспитывать любознательность, наблюдательность, потребность в самовыражении, в том числе творческом, активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества. |
Физическое и оздоровительное/ Здоровье | Формировать основные навыки личной и общественной гигиены, стремление соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе. |
Трудовое/ Труд | Воспитывать понимание ценности труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. |
Этико-эстетическое/ Культура и красота | Воспитывать способность воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремление к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, формировать зачатки художественно-эстетического вкуса. |
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.
На уровне дошкольного учреждения не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Направления воспитания | Ценности | Показатели |
Патриотическое | Родина, природа | Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. |
Социальное | Человек, семья, дружба, сотрудничество | Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. |
Познавательное | Знание | Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества. |
Физическое и оздоровительное | Здоровье | Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе. |
Трудовое | Труд | Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. |
Этико-эстетическое | Культура и красота | Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса. |
2.7. Календарный план воспитательной работы
Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане с учетом направлений воспитательной работы, установленных в рабочей программе воспитания МДОАУ д/с № 12.
п/п | Название мероприятия | Сроки проведения | Форма проведения |
1. | «Парад слов» | октябрь 2023 | Викторина |
2 | «Страна загадок и чудес» | февраль 2024 | Игровая программа |
3. | Консультирование родителей | В течение года | Консультация |
- Список литературы
Нормативная база:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р).
3. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи № 28 от 28.09.2020. СП 2.4.43648 -20, пункт 3.6.2.
4. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребѐнка и законодательство РФ в вопросах, ответах и комментариях, М., ЦГЛ АПК и ПРО, 2003.
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
6. Устав МДОАУ д/с № 12.
Литература для педагога:
- Акименко В.М. Обучение детей грамоте в классах предшкольной подготовки /В. М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 175 с.
- Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь. – Изд.2-е, перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2011. – 32 с.
- Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 176 с.
- Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сера, 2022. – 48 с.
- Тарасова О. А., Чернышева Ю. А. Речевая слуховая агнозия Теория и практика. – М. Издательство Перо, 2021. – 230 с.
Литература для детей и родителей:
- Ахмадуллин Ш.Т. Фитнес для мозга. Блокнот-тренажер для детей 6-7 лет. – Филиппок и К., 2021. – 131 с.
- Шевелев К.В. Графические диктанты. Рабочая тетрадь для детей. – М.: Издательство «Ювента», 2006. – 64 с.: ил
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»
laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...
Московсковский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам в 2017/2018 учебном году
Материал для воспитателей...
Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программа 2017-2018 учебном году.
Методические пособия для детей по ПДД...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка ») разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательно
Дополнительная образовательная программахудожественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка »)разработана ...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...