Рекомендации для родителей «Использование сенсорных игр для развития речи детей»
консультация по развитию речи

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.

Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_snsornyh_igr_dlya_razvitiya_rechi_detey.docx294.15 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

«Использование сенсорных игр для развития речи детей»

Подготовил: воспитатель

Мокшина С.В.

Ульяновск, 2024

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.

Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Целесообразность проведения с детьми, имеющими речевые нарушения, таких игр основывается на утверждении о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для них особую значимость. Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи.

Виды сенсорных игр

;n=13

1. Игры с красками.

Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, пять прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок заворожено следит за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой, - ребенок своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем - начинает «заказывать» следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно.

2. Игры с водой.

Возня с водой, переливание и брызгание особенно люби мы детьми. К тому же игры с водой имеют и терапевтический эффект. Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, придвиньте к раковине стул. Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки - наполняйте их водой из-под крана. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком - обычно такой эффект приводит детей в восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.

3. Игры с мыльными пузырями.

Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки - например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря.

4. Игры со свечами.

• Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом.

• Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей - в темной комнате получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.

• Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Подобным образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла.

5. Игры со светом и тенями.

Солнечный зайчик.

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите малышу, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика».

Тени на стене.

Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т. д.

Театр теней.

Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

;n=13

6. Игры со льдом.

Подогрейте кусочек льда над свечой. В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячий чай (можно подкрасить воду, опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов, понаблюдать и увидеть, что лед по-разному тает в воде разной температуры. Приготовьте разноцветный лёд, добавив в воду краски; рисуйте красками на большом куске льда.

7. Игры со звуками.

Обратите внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваем чай, звон бокалов друг о друга, скрип тормозов, стук колес поезда и т. д.

Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи.

Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений с играми, требующими минимальных затрат времени и сил

Игротека.

;n=13

Игра «Чудесный мешочек»

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.

Игра «Мозаика из бросового материала»

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Игра «Рисуем на крупе»

Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего ребенка. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо

предлагать:

1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.

2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные,

деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.

4. Организуйте игры с пластилином, тестом.

5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.

6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.

7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки,

шишки, скорлупки, початки и т. д.)

8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и

застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

10. Запускайте пальцами мелкие волчки.

11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.

12. Режьте ножницами.

Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»...

Мастер-класс для родителей «Использование метода интеллект-карт для развития речи детей с ТНР».

Для развития речи детей с ТНР прекрасно подойдут интеллектуальные карты....

Консультация для родителей "Использование элементов русского фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей: «Использование элементов русского фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста» Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговари...

Консультация для родителей «Использование нетрадиционного игрового оборудования в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.Полноцен...

Мастер класс для родителей 1 средней группы для родителей. «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии речи детей дошкольного возраста».

Цель: развитие речи  дошкольников с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля».Задачи: знакомство родителей с игровым набором «Дары Фрёбеля» через выполнение ...