Консультация для родителей "Использование фольклора Курской области для развитие речи детей".
консультация по логопедии

Шикарева Олеся Сергеевна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Использование  фольклора Курской области

 для  развитие речи детей".

Шикарева Олеся Сергеевна, учитель-логопед МКДОУ «Детский сад №5»

В настоящее время наиболее многочисленной группой являются дети, имеющие речевые нарушения разной степени тяжести. Максимально   коррекция речевых нарушений осуществляется в логопедических группах дошкольных учреждений, но с максимальной помощью родителей.

В своей логопедической работе я широко использую краеведческий материал Курского края.  На мой взгляд, это является одним из эффективных приёмов развития речи ребёнка- дошкольника, ведь ни для кого не секрет, что ребенок уже с самого раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни ребёнка: прислушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет и радует его, организует его поведение. К сожалению,  современные родители забывают о фольклоре, не знают потешек, загадок, сказок, поговорок. И этому их приходится учить, так как  введение краеведческого содержания в коррекционно-образовательный процесс для детей дошкольного возраста с нарушениями речи позволяет решить следующие задачи:

- ознакомление с историей, культурой и природой родного города, края, уделяя особое внимание активизации познавательной деятельности, развитию мышления;

- развитие речи: расширение объема словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка, обучение элементам грамоты, развитие связной речи;

- формирование эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, родному городу, краю, стране.

Далее, приведу игры , в которые родители могут играть с детьми дома.

Игры на развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале

Игра «Хлопки»

Родитель  сообщает ребенку , что он будет называть музыкальные инструменты. Как только он назовет музыкальный инструмент Курской области, ребенок  должен  хлопнуть. При произнесении других слов хлопать нельзя. За каждый правильный ответ ребенок получает «фант». (Примечание: эта игра проводится после беседы на тему: «Народные музыкальные инструменты Курской губернии»)

Речевой материал: скрипка, пыжатка, дудка, боян, гудила, пианино, гудок, пищик, фортепиано, балалайка, рожок, гусли, трещотки.

Упражнения, используемые при автоматизации звуков.(речевой материал)

Звук «с»

Пословицы: Сем бет адин атвет.

Сеял, сеял- ни дасеял.

Кричи песни, хоть тресни, а есть не проси.

Прибаутки:

Веселитеся, подружки

Скоро веснушка придет

Скоро веснушка придет,

Красно солнышко взойдет,

Сгонит снеги и мороз

Приударит частый дождь.

Звук «ш»

А шла кыса по водицу,

А упала у крыницу.

Пошел котик ритовать,

А за ушко выташать:

«Дай киса, лапочку,

Вытяну на кладошку.

Дай, кыса ушко,

Вытяну на сушку!»

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук.

Дети водят пальцами по ладошке и поют:

Чичи-чичи сорока,

Где была? – Далека.

У бабушки на точку,

У беленькем колпачку.-

Что бабушка делала?-

Кашку варила,

Весло полошила.

Приехали гости

Соломенны кости;

Приехали казаки,

Поели все бураки.

Остался бурак-

Подавилси казак.

Осталася полрвинка –

Подавилася Акушенка.

(Вместе)

Тут пень, (ладонь ребром прикладывается к запястью руки)

Тут колода, (прикасаются ладонью к локтевому сгибу)

Тут криничка, (прикасаются к плечу)

А тут холодная водичка (щекочут ладонь).

Данную игру можно использовать и как физминутку.

Для развития связной речи можно предложить родителям обыграть сказку, записанную в Курской области «Аленечка и братец Ванечка»

Пример:

- Сестра Аленечка,

Гладка головушка,

Выплань на берюжек,

Помый мне головушку,

Расчеши мне кудрецы!

Она и отвечает:

- Братец Иванечка,

Злодейка – то Тяжелый

Камень навесила

Литой песок на дно тянет,

Люта змея за сердце ест!

Или, обыграть прибаутку.

Андрейка, детка, о чем плачешь?

Об ворота ударился головой.

Когда же это случилось?

Вчера вечером.

Почему же ты плачешь сегодня?

Так ведь вчера дома никого не было.

Таким образом, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Фольклор не только развивает устную речь детей , но также позволяет обучить его нравственным нормам. Фольклорные произведения Курской области  представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Гаргуша Ю.Ф. Специальные преобразования педагогического пространства как стратегия воспитания детей с нарушениями речи// ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М., 2001.
  2. Мир детства в народной культуре. Село Плехово (Курская область). Под ред. О.В. Величкина, М., 1992.
  3. Курские народные песни. Под ред. Е.М.Богатырева. Курское книжное издательство, 1962.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию связной речи детей

Консультация для родителей по развитию связной речи детей. Как общаться с ребёнком....

Консультация: «Роль родителей в звуковой культуре речи детей»

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, ...

Консультация для родителей по теме "Стимулирование речи детей раннего возраста"

Оказать реальную и полноценную  помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности....

Консультация для родителей. Рекомендации по развитию речи детей (3-4 года)

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развёрнут...

Консультация для родителей по развитию связной речи детей

Уважаемые родители! Больше разговаривайте со своими детьми. Спрашивайте у них, как прошёл день в детском саду, как ему понравилась прогулка с вами, поход в гости… Не удовлетворяйтесь односложными отве...

Консультация для родителей по развитию связной речи детей

Краткая консультация для родителей по развитию связной речи детей.Прездназначено для старшего возраста....