Перспективное планирование старшая группа
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Назарова Катерина Михайловна

Перспективное планировани по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivka_raz._rechi_st.gr_.docx39.05 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь

Тема

Программное содержание

1 неделя

Мы — воспитанники

старшей группы.

№ 1 стр 28

Продолжать формировать у детей осознание того, что они уже стали старшие дошкольники. Развивать речь диалогическую и монологическую, умение поддерживать беседу.

Рассказывание русской народной сказки «Заяц — хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки...»

№ 2 стр 30

Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: «Заяц — хвастун» и присказкой «Начинаются наши сказки...».

Развивать речь диалогическую и монологическую, умение поддерживать беседу.

2 неделя

Пересказ сказки

«Заяц — хвастун».

№ 3 стр 31

Формировать у детей умение составлять план пересказа сказки; совершенствовать умение пересказывать сказку, придерживаясь плана. Развивать речь диалогическую и монологическую, умение поддерживать беседу.

Звуковая культура речи: дифференциация

звуков З — С.

№ 4 стр 32

Формировать умение детей в отчетливом произношении звуков з — с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой. Активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты речи.

3 неделя

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

№ 5 стр 34

Формировать умение детей рассказывать, ориентируясь на план. Приобщать детей к восприятию поэтических произведений о природе. Развивать речь диалогическую и монологическую, умение поддерживать беседу.

Заучивание стихотворения

И. Белоусова «Осень».

№ 6 стр 36

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусовой «Осень». Развивать память, речь.

4 неделя

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней.

№ 7 стр 38

Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. Развивать речь диалогическую и монологическую, умение поддерживать беседу.

Веселые рассказы

Н. Носова.

№ 8 стр 39

Познакомить детей с новыми и веселыми произведениями Н. Носова. Развивать речь диалогическую и монологическую, умение поддерживать беседу, следить за содержанием произведения.

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» старшая группа. – М.: Мозаика синтез, 2020 – 136с.

Октябрь

Тема

Программное содержание

1 неделя

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель».

№ 9 стр 39

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением — перевертышем. Развивать речь диалогическую и монологическую, умение правильно употреблять существительные и прилагательные в речи.

Учимся вежливости.

№ 10 стр 41

Продолжать формировать у детей правила поведения о необходимости соблюдать их. Активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты речи.

2 неделя

Обучение рассказыванию: описание кукол.

№ 11 стр 42

Совершенствовать умение детей составлять план описания куклы; продолжать формировать умение детей составлять описание самостоятельно, руководствуясь планом.  Активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты речи.

Звуковая культура речи: дифференциация

звуков С - Ц.

№ 12 стр 43

Закрепить правильное произношение звуков С — Ц; формировать умение детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц. Развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе.

3 неделя

Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.

№ 13 стр 45

Формировать умение детей самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Развивать речь диалогическую и монологическую, умение поддерживать беседу

Лексико — грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

№ 14 стр 46

Упражнять детей в подборе существительных и прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». Развивать речь диалогическую и монологическую, умение поддерживать беседу.

4 неделя

Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет».

№ 15 стр 47

Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», формировать умение выразительно читать его. Активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты речи.

«Литературный калейдоскоп».

№ 16 стр 49

Выяснить у детей литературные произведения они помнят. Развивать речь диалогическую и монологическую, умение поддерживать беседу.

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» старшая группа. – М.: Мозаика синтез, 2016 – 144с., цв. вкл.

Ноябрь

Тема

Программное содержание

1 неделя

Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение

«Заверши предложение»

№ 17 стр 50

Приобщать детей к поэзии. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

Развивать поэтический слух.

Рассказывание

по картине.

№ 18 стр 51

Формировать умение детей с помощью раздаточных карточек и основы матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ. Развивать речь диалогическую и монологическую, умение поддерживать беседу.

2 неделя

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

№ 19 стр 52

Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка», помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

№ 20 стр 54

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; Развивать фонематический слух: совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание.

3 неделя

Обучение

рассказыванию.

№ 21 стр 56

Формировать у детей умение проявлять творчество в ходе придумывания концовки к сказке «Айога». Активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты речи.

Завершение работы над сказкой «Айога».

№ 22 стр 57

Формировать у детей желание у детей ответственно относиться к заданиям воспитателя. Активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты речи.

4 неделя

Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков».

№ 23 стр 57

Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков». Развивать речь диалогическую и монологическую, умение поддерживать беседу.

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

№ 24 стр 58

Формировать умение детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

Развивать речь диалогическую и монологическую, умение поддерживать беседу.

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» старшая группа. – М.: Мозаика синтез, 2020 – 136с

Декабрь

Тема

Программное содержание

1 неделя

Чтение стихотворений о зиме.

№ 25 стр 60

Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. Активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты речи.

Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе».

№ 26 стр 63

Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета, вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту. Активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты речи.

2 неделя

Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела».

№ 27 стр 64

Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела», формировать умение пересказывать ее. Активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты речи.

Звуковая культура речи: дифференциация

звуков с – ш.

№ 28 стр 66

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове.

Развивать фонематический слух: совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание.

3 неделя

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце».

№ 29 стр 68

Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». Развивать речь диалогическую и монологическую, умение поддерживать беседу.

Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой».

№ 30 стр 69

Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой». Развивать речь диалогическую и монологическую, умение поддерживать беседу.

4 неделя

Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…»

№ 31 стр 71

Формировать умение у детей правильно строить беседу по вопросам воспитателя. Познакомить с стихотворением К. Фофанова «Нарядили елку…». Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Дидактические игры со словами.

№ 32 стр 72

Формировать умение у детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова. Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» старшая группа. – М.: Мозаика синтез, 2016 – 144с., цв. вкл.

Январь

Тема

Программное содержание

1 неделя

Беседа на тему: «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму».

№ 33 стр 73

Продолжать формировать умение детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания. Развивать речь диалогическую и монологическую, умение поддерживать беседу.

Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

№ 34 стр 75

Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. Развивать речь диалогическую и монологическую, умение поддерживать беседу.

2 неделя

Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».

№ 35 стр 76

Формировать умение детей целенаправленно рассматривать картины, воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения

Э. Мошковской «Вежливое слово».

№ 36 стр 78

Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами. Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

3 неделя

Звуковая культура речи: дифференциация

звуков з – ж.

№ 37 стр 79

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж. Развивать фонематический слух: совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание.

Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок».

№ 38 стр 81

Продолжать формировать у детей умение пересказывать текст. Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

4 неделя

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство».

№ 39 стр 82

Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство». Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?».

№ 40 стр 84

Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова. Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» старшая группа. – М.: Мозаика синтез, 2020 – 136с.

Февраль

Тема

Программное содержание

1 неделя

Беседа на тему

«О друзьях и дружбе»

№ 41 стр 85

Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, формировать навыки доброжелательности. Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Рассказывание по теме "Моя любимая игрушка". Дидактическое упражнение «Подскажи слово».

№ 42 стр 87

Продолжать формировать у детей умение составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов.

Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

2 неделя

Чтение русской

народной сказки

«Царевна — лягушка».

№ 43 стр 88

Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна — лягушка». Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Звуковая культура речи: дифференциация

звуков ч – щ.

№ 44 стр 89

Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. Развивать фонематический слух: совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание.

3 неделя

Пересказ сказки

«Ёж».

№ 45 стр 91

Формировать умение детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать речь диалогическую и монологическую, умение поддерживать беседу.

Чтение стихотворения

Ю. Владимирова «Чудаки».

№ 46 стр 92

Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям. Развивать речь диалогическую и монологическую, умение поддерживать беседу.

4 неделя

Обучение рассказыванию по картине «Зайцы».

№ 47 стр 94

Продолжать формировать умение детей рассказывать о картине, придерживаясь плана. Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки...»

№ 48 стр 95

Формировать умение составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать речь диалогическую и монологическую, помогать логично и содержательно строить высказывания.

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» старшая группа. – М.: Мозаика синтез, 2020 – 136с.

Март

Тема

Программное содержание

1 неделя

Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном».

№ 49 стр 97

Продолжать формировать у детей понятие о том, как много сил и времени у матерей отнимает работа по дому; указать на необходимость помощи мамам. Развивать речь диалогическую и монологическую, умение поддерживать беседу.

Составление рассказа по картинкам «Купили щенка».

№ 50 стр 100

Продолжать формировать умение детей работать с картинками с последовательно развивающимися действиями. Развивать речь диалогическую и монологическую, помогать логично и содержательно строить высказывания.

2 неделя

Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем…»

№ 51 стр 101

Совершенствовать умение детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта. Развивать инициативу, способность импровизировать.

Чтение рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов". Дидактическая игра "Закончи предложение"

№ 52 стр 102

Познакомить детей с рассказами из жизни пингвинов. Формировать умение строить сложноподчиненные предложения. Развивать речь диалогическую и монологическую, помогать логично и содержательно строить высказывания.

3 неделя

Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов».

№ 53 стр 103

Совершенствовать умение детей свободно, без ненужных слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Развивать речь диалогическую и монологическую, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства».

№ 54 стр 103

Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика. Развивать речь диалогическую и монологическую, помогать логично и содержательно строить высказывания.

4 неделя

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза "Шумный Ба-бах"

№ 55 стр 104

Формировать умение детей дифференцировать звуки ц — ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба — бах». Развивать фонематический слух: совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание.

Чтение сказки

«Сивка — Бурка».

№ 56 стр 106

Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных сказок, познакомить со сказкой «Сивка — бурка». Развивать речь диалогическую и монологическую, помогать логично и содержательно строить высказывания.

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» старшая группа. – М.: Мозаика синтез, 2020– 136с.

Апрель

Тема

Программное содержание

1 неделя

Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.

№ 57 стр 107

Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи; формировать умение слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. Развивать фонематический слух: совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание.

Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра "Угадай слово".

№ 58 стр 108

Продолжать приобщать детей к поэзии; формировать умение задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. Развивать речь диалогическую и монологическую, помогать логично и содержательно строить высказывания.

2 неделя

Обучение рассказыванию по теме "Мой любимый мультфильм".

№ 59 стр 110

Продолжать формировать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Развивать речь диалогическую и монологическую, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…"

№ 60 стр 110

Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…". Развивать речь диалогическую и монологическую, помогать логично и содержательно строить высказывания.

3 неделя

Пересказ «Загадочных историй» (по Сладкову.Н )

№ 61 стр 112

Продолжать формировать умение детей пересказывать. Развивать речь диалогическую и монологическую, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Чтение рассказа

К. Паустовского

«Кот — ворюга».

№ 62 стр 113

Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот — ворюга». Формировать умение строить сложноподчиненные предложения. Развивать речь диалогическую и монологическую, помогать логично и содержательно строить высказывания.

4 неделя

Дидактические игры

со словами.

Чтение небылиц.

№ 63 стр 114

Формировать умение задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.

Активизировать словарь детей. Развивать речь диалогическую и монологическую, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Чтение сказки

В. Катаева

«Цветик — семицветик».

№ 64 стр 114

Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик — семицветик». Формировать умение строить сложноподчиненные предложения.

Развивать речь диалогическую и монологическую, помогать логично и содержательно строить высказывания.

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» старшая группа. – М.: Мозаика синтез, 2020– 136с.

Май

Тема

Программное содержание

1 неделя

Литературный

калейдоскоп.

№ 65 стр 115

Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. Формировать умение строить сложноподчиненные предложения. Развивать речь диалогическую и монологическую, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Обучение рассказыванию

по картинкам.

№ 66 стр 117

Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимися действиями. Развивать речь диалогическую и монологическую, помогать логично и содержательно строить высказывания.

2 неделя

Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексическое упражнения.

№ 67 стр 117

Продолжать формировать понятие, что такое рассказ. Познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Развивать речь диалогическую и монологическую, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Лексические

упражнения

№ 68 стр 118

Проверить, насколько богат словарный запас детей. Развивать речь диалогическую и монологическую, помогать логично и содержательно строить высказывания.

3 неделя

Чтение русской народной сказки «Финист —

Ясный сокол».

№ 69 стр 119

Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист — Ясный сокол». Развивать речь диалогическую и монологическую, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Звуковая культура речи (проверка усвоенного материала).

№ 70 стр 119

Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их. Развивать фонематический слух: совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание.

4 неделя

Рассказывание на тему «Забавные истории

из моей жизни».

№ 71 стр 121

Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта. Развивать речь диалогическую и монологическую, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Повторение пройденного материала.

№ 72 стр 121

Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. Формировать умение строить сложноподчиненные предложения. Развивать речь диалогическую и монологическую, помогать логично и содержательно строить высказывания.

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» старшая группа. – М.: Мозаика синтез, 2020 – 136с.

Муниципальное  общеобразовательное бюджетное учреждение

Начальная общеобразовательная школа детский сад №80г. Сочи

Имени Героя Советского Союза Павлова Николая Дмитриевича

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Развитие речи в детском саду

СТАРШАЯ А ГРУППА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективное планирование старшей группы

план составлен с учетом ФГТ....

Перспективное планирование старшая группа для детей с ЗПР

Учебный материал позволяет сформировать у детей представления об окружающем, развивать такие процессы как: внимание, память, мышление, связную речь....

Перспективное планирование старшая группа

Полное планирование по всем областям. По программе Вераксы от роджения до школы....

Перспективное планирование старшая группа

Полное планирование по всем областям. По программе Вераксы от роджения до школы. Старшая группа....

Перспективное планирование старшая группа "Этикет"

В данной работе представляю перспективное панирование по этикету в старшей группе. Предлагаю темы : развлечений, этических бесед, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр,  НОД по коммуникации (раз...

перспективное планирование старшая группа

СЕНТЯБРЬТемы месяцаФорма организации музыкальной деятельностиПрограммные задачиРепертуарИнтеграция образовательных областей     Наш город.Осень. Слушание музыкиВосп...