Театрализованная деятельность как средство развития речевых навыков у дошкольников
методическая разработка по развитию речи

Степанова Анна Юрьевна

Театрализованная деятельность имеет особое место в речевом развитии. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый воспитанник хочет сыграть в ней свою роль. В игре он получает не только информацию об окружающем мире, но учиться жить в этом мире, строить взаимоотношения. «Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность, формировать активность» К.С. Станиславский.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ «Детский сад № 1 Московского района Санкт-Петербурга»

Методическая разработка

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Автор:

Степанова А.Ю.

Санкт-Петербург

2024

Введение

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная деятельность.

Актуальность:

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе народного образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема в современном обществе.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Театрализованная деятельность это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. В.Г.Петрова отмечает, что, театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л.С.Выготский Н.Я.Михайленко ), поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

Цель: показать значимость театрализованных игр в активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • изучить характер воздействия театрализованных игр на речевое развитие детей;
  • проанализировать формы и методы руководства театрализованными играми;
  • раскрыть механизмы театрализованных игр;
  • выявить их значимость при развитии личности ребенка в целом.

Глава 1. Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности

1.1 Понятие и виды театрализованных игр, их значение в развитии речи дошкольников

Театрализованная деятельность имеет особое место в речевом развитии. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый воспитанник хочет сыграть в ней свою роль. В игре он получает не только информацию об окружающем мире, но учиться жить в этом мире, строить взаимоотношения. «Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность, формировать активность» К.С. Станиславский.

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова и др.). Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, мы пришли к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей. Опыт педагогической работы показал, что, театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса) . Занятия в детском театре обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе, активизируют словарь, разговорную речь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т. д.

Театрализованная деятельность в детском саду тесно связана с развитием связной речи детей, что выражается в использовании ряда театральных приёмов. А именно: знакомство с литературными произведениями, этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью, использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывания, инсценировка художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки). Подготовка к театрализованной деятельности детей, как правило, проходит в несколько этапов: введение в тему, создание эмоционального настроения; театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал; эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в них много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому что в основе его лежит игра.

Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи.

Театрализованная деятельность - это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализовано-игровая деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. Основными формами организации театрализованной деятельности есть: театрализованное занятие, музей кукол, театрализованная игра на праздниках и развлечениях, театрализованные игры-спектакли, посещение театров детьми совместно с родителями, совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованные игры в повседневной жизни, мини-игры на музыкальных занятиях, мини-игры на других занятиях и самостоятельная театрально-художественная деятельность.

Разработана подборка игр для детей младшего дошкольного возраста.

I. Театрализованные игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста:

1. Имитация:

* Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте)

* Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево)

* Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке)

2. Импровизация:

* Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки") .

* Одно темная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька...", "Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег") .

* Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами") .

3. Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя") .

4. Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").

5. Одно темная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").

II. Игры по речевому развитию направлены:

1.на воспитание звуковой культуры речи: развитие артикуляционного аппарата, дикции, на произношение шипящих звуков

2.на воспитание интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса.

3.на обогащение и активизацию словаря.

4.на развитие связной речи.

Подборка дидактического материала: игры, упражнения, художественная литература, пьесы, музыкальные произведения.

Изготовление декораций, костюмов, кукол для различного вида театрализованной деятельности.

Начиная со среднего возраста (4-5 лет) необходимо последовательно знакомить с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; привить навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

В этом неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут - ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще не достаточно сформировалась. Воспитатели стимулируют желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостного театра на фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик - дедушка», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок» и др).

Театрализованная игра способствует развитию таких качеств личности, как: наблюдательность, самостоятельность, выдержка, развитие фантазии, воображения, коммуникативные навыки.

В групповых комнатах для детей среднего возраста в МБДОУ организованы уголки театрализованной деятельности (ширма, пальчиковый театр, настольный, би-ба-бо, театр масок, музыкальный центр и аудиофонотека с песнями, сказками, звуками природы.); уголок книги с русскими народными сказками, потешками, песенками, папки с иллюстрациями «Расскажи сказку»; уголок ряженья.

Старший дошкольный возраст - дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами. Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.

Театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов. При игре в кукольный театр невозможно играть молча, ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители.

Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей.

Существуют различные виды театров для дошкольников: Пальчиковый театр, театр картинок, театр на палочке, вязаный театр, конусный театр. Огромное внимание в работе с детьми мы уделяем пальчиковому театру.

Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр - театрализованная, дидактическая, сюжетно-ролевая игра. Уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковый театр - это развитие мелкой моторики: в ходе игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, что является для ребенка естественным средством самовыражения, способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка.

Театр картинок - этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию.

Театр на палочке вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.

Вязаный театр развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

Конусный театр помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

При работе с детьми, я поставила перед собой цель: развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Для реализации цели я определила ряд задач:

1. Совершенствовать речь детей: звуковую культуру речи, интонационную выразительность, диалогическую и монологическую речь.

2. Знакомить детей с театральной культурой и театральной игрой, ритмопластикой, со средствами выразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос, движения.

3. Совершенствовать эмоциональный мир ребенка: развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; развивать психические процессы, умение общаться, развивать уверенность в себе

4. Развивать интерес к творческой самостоятельности в организации театрализованных игр: раскрывать творческий потенциал, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт,  показ сценок, участие в кукольных постановках.

5. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей перед младшими детьми.).

Для правильной организации театрализованной деятельности учитываю следующие принципы:

1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации образовательной деятельности, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.

6. Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

В театрализованной деятельности использую такие формы организации:

- Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей

- Театрализованное занятие

- Самостоятельная театрально-художественная деятельность

- Театрализованные игры и спектакли на праздниках, развлечениях

- Посещение детьми театров

Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста.

Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.

Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.

Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.

Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.

В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.

При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.

Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его разными видами.

Вот некоторые примеры.

Театр на палочке - вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.

Вязаный театр – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

Конусный театр – помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр – топатушки – помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.

Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.

Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

Заключение

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и  навыков театрально исполнительской  деятельности, созданию атмосферы творчества, социально эмоциональному развитию детей.

Театрализованные  игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия, запланированы  специально в недельном расписании по родному языку. Работа с детьми над образами персонажей включает в  себя и развитие выразительности  речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного  развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается  незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.

В нашей  работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, мы раскрыли роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие младших  дошкольников и необходимость их использования, как во время занятий, так и в свободное время. Нами был изучен механизм руководства  театральными играми и методика проведения занятий. Мы разработали этапы постепенного включения данного вида игр в  процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Я считаем, что выбранная мною тема, достаточно полно раскрыта в нашей работе и подтверждает свою актуальность.

Проведенная мною работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных игр оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание. Содержание данной работы может быть использовано другими воспитателями в планировании и построении занятий по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 2001. –127 с.
  2. Бородич А.М. Методика формирования речи детей. – М.: 2001 – 126 с.
  3. Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  4. Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т.И.Ерофеева,  Зверева, О.Л.  — М.: Просвещение, 1994. – 128с.
  5. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 2002. – 191 с.
  6. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – М.: Ярославль: Академия развития, 2002. – 208 с
  7. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
  8. Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.-c.9-16,76-121
  9. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие; – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
  10. Павалаки И.Ф. «Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М.: 2006 – 156 с.
  11. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.
  12. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 61-63; 2003. №2. С.129-130.
  13. ШевцоваЕ.Е., ЗабродинаЛ.В. Технологии формирования интонационной стороны речи. – М.: АСТ.2008 – 222 с.

Приложение 1

НОД по развитию речи  с элементами театрализации для детей старшей группы

(драматизация сказки  В.Сутеева «Под грибом»

Цель: Создание   благоприятных   условий  творческой   активности  у  детей посредствам театрализованной деятельности. Формирование  у детей интереса к игре - драматизации. Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности.

Программные задачи:

Обучающие:

-учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;

-активизировать речевую деятельность детей;

-формировать умение импровизировать;

-побуждать эмоционально, воспринимать сказку;

Развивающие:

- развивать образное мышление, актёрские способности;

- развивать мимическую активность;

- побуждать детей к активному общению, умение строить диалог;

- способствовать развитию подражательным навыкам повадкам животных, их движениям, голосу;

Воспитательные: 

- воспитывать уважение к зрителям, любовь к природе, к окружающему миру;

Занятие интегрированное: развитие речи с театрализованной деятельностью;

Активизация словаря: театр, артисты, актёры, билеты, спектакль, контролер, зрители, костюмер, гримёр, кассир, контролёр.

Предварительная работа с детьми:

Беседа о героях сказки В. Сутеева «Под грибом». Игры на звукоподражание.

Рассматривание иллюстраций животных: муравья, бабочки, воробья, зайца, лисы, лягушки.

Чтение художественно литературы: Чтение сказок «Под грибом», «Лисичка сестричка», «Лиса и заяц», «Доктор Айболит».

Оборудование:

Декорация  лесной полянки, оформление полянки грибами, фонограмма шум леса, дождя, грома, музыкальное сопровождение игры «Зверобика».

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, художественное слово, инсценировка.

Костюмы: шапочки муравья, бабочки, мышки, воробья, зайца, лисы, лягушки, гриба, белочки, костюм Доктора Айболита.

Ход нод:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы с вами пришли?

Дети: Мы пришли в лес.

Воспитатель: Правильно в лес, но это самый настоящий сказочный лес, какие красивые здесь деревья, весь лес в цветах, а еще какая красивая в лесу грибная полянка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?

Дети: У вас в руках клубок ниток.

Воспитатель: Молодцы, правильно, но только это не простой клубок, а волшебный, он приведёт нас в сказку. Вы хотите попасть в сказку?

Дети: Да.

Воспитатель: Но для этого нам надо пойти туда, куда покатится клубочек, и пройти через волшебный лес, там могут быть необычные приключения, ведь это волшебный лес, вы готовы?

Дети: Да мы готовы.

(Дети идут за воспитателем, подходят к дереву, вдруг слышат, что там кто-то плачет). 

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то плачет, что же там случилось, давайте посмотрим?

(Из-за дерева выходит белочка и плачет).

Воспитатель: Ребята, вы узнали, кто это?

Дети: Это белочка.

Белочка: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Белочка!

Воспитатель: Белочка, что с тобой случилось, почему ты грустная и плачешь?

Белочка: Я вдруг уронила шишку. Шишка стукнула зайчишку.

                А теперь на лбу зайчишки, выросла большая шишка.

(Выходит из-за дерева Зайчик)

Белочка: (обращается к Зайчику): 

– Ты прости меня, Зайчишка, что я уронила шишку?

Зайчик: (машет лапкой): -  Да ладно.

Воспитатель: Ребята, что же нам делать, как помочь Зайчику?

Дети: Надо позвать Доктора Айболита, он вылечит Зайчика.

Воспитатель: Но как же мы его позовем?

Дети: Надо прочитать стихи про доктора Айболита, он услышит и придет.

Воспитатель: А кто знает стихи про Доктора Айболита?

Белочка: А можно я прочитаю, меня то точно он услышит.

                 Добрый Доктор Айболит. Он под деревом сидит.

                 Приходи к нему лечиться и корова, и зайчиха,

                 И жучок, и червячок, и медведица.

                 Всех излечит, исцелит, добрый Доктор Айболит.

(Выходит Доктор Айболит)

Доктор Айболит: Слышу, слышу, что случилось?

Дети: Доктор Айболит,  Белочка  вдруг уронила шишку.

   Шишка стукнула зайчишку.

   А теперь на лбу зайчишки,

   Выросла большая шишка.

Воспитатель: Доктор Айболит, ты сможешь помочь Зайчику?

Доктор Айболит: Конечно смогу, я заберу Зайчика в свою больницу и вылечу его, а Белочка мне поможет довести его до больницы.

Дети: Спасибо, Доктор Айболит. А нам нужно идти дальше.

(Доктор Айболит, Зайчик и Белочка уходят).

Воспитатель: Ну, а нам, ребята, надо продолжать путешествие по волшебному лесу. Катись, катись наш волшебный клубочек.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда нас привел наш клубочек?

Дети: На грибную полянку.

Воспитатель: Какая красивая грибная полянка. Но эти грибы не простые, они волшебные, а почему они волшебные?

Дети: Потому что они растут в волшебном лесу, на волшебной полянке.

Воспитатель:  Посмотрите, под каждым грибом лежит конверт, что в этих конвертах, мы сейчас посмотрим.

(Дети по просьбе воспитателя, по очереди приносят конверты)

Воспитатель: (открывает первый конверт) Ребята, я поняла, в этих конвертах загадки и нам нужно их отгадать, чтобы наш клубок покатился дальше, давайте попробуем?

Дети: Да.

Загадки:

1. Тащит груз больше себя,

    Он в трудах день изо дня.

    Хоть и мал он сам собой,

    Домик строит он большой. (Муравей)

2. Яркая, нарядная, легкая, приятная,

    На траву садится, в цветочек превратится.

    А на цветочек сядет, крылышки расправит,

    Нектаром голод утолит,

    Вспорхнет и дальше полетит. (Бабочка)

3. В домах, полях я проживаю,

    В полах я дырки прогрызаю.

    Запасы впрок я создаю,

    Вот только кошек не люблю! (Мышка)

4. Скачет между голубей,

    Крошки подбирает.

    Хоть и маленький совсем,

    Но его все знают.  (Воробей)

5. Прыг – сок, прыг – скок,

    Побежал пушной зверек.

    Ушки к спинке он прижал,

    Хвостик маленький поджал,

    В беге, видно чемпион,

    Вы узнали, кто же он? (Зайка)

6. Под березою в лесу,

    Рыжий хвост торчит в снегу,

    Эта рыжая плутовка,

    Заметает след свой ловко. (Лиса)

7. На выкате глазки,

    Встречается в сказке,

    Из икринок вылупляется,

    Насекомыми питается.

    Кто это? (Лягушка)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на полянке выросли маленькие грибы, а один из них большой, а под ним большой конверт, интересно, что же там такое?

(Воспитатель заглядывает в большой конверт)

Воспитатель: Я все поняла. Давайте вспомним, о ком говорилось в загадках?

Дети: о муравье, воробье, лягушке, лисе, зайце, мышке, бабочке.

Воспитатель: Правильно, и это не просто так. Все эти герои из одной сказки, вы догадаетесь из какой?

Дети: Эти герои из сказки «Под грибом».

Воспитатель: Правильно, все эти герои пришли из сказки В. Сутеева «Под грибом».

Воспитатель: Вот мы и дошли до начала сказки. Но прежде, чем продолжить наше путешествие, давайте поиграем.

Физкультминутка: «Зверобика».

Воспитатель: А теперь садитесь на ваши волшебные стульчики, и мы будем продолжать наше путешествие. Ребята, а вы были когда-нибудь в театре? (Ответы детей)  

Воспитатель: Ребята, в театре обычно ставят спектакли, а как вы думаете, кто играет в этих спектаклях?

Дети: В спектаклях играют актеры.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Воспитатель: А как вы думаете,  кто смотрит спектакли в театре?

Дети: Спектакли смотрят зрители.

Воспитатель: Правильно, в театре смотрят спектакли зрители, давайте еще раз все вместе скажем «зрители».

Воспитатель: Ребята, А чтобы пройти в театр, что  нам необходимо купить?

Дети: Чтобы пройти в театр, надо купить билеты.

Воспитатель: А вы знаете, где продают билеты?

Дети: Билеты продают в кассе.

Воспитатель: Правильно, а продает билеты кассир. Давайте повторим, «кассир».

А кому мы отдаем билеты, когда заходим в театр? (ответы детей)

Воспитатель: Билеты мы отдаем  контролеру. Вот как интересно. Но еще в театре работают люди других профессий. Вот например костюмы готовит актерам костюмер, а гримирует актеров перед спектаклем гример. А сейчас я хотела бы спросить вас, вы бы хотели стать актерами и  попасть в сказку? (Ответы детей). Тогда вы станете актерами, а наши гости зрителями. Но, чтобы нам попасть в сказку надо сказать волшебные слова. И, так, раз, два, три повернись, в сказке очутись.(Дети одевают маски героев сказки, которые заранее приготовлены под стульчиками).

Драматизация сказки «Под грибом»

Рассказчик:  Как-то раз застал муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом - дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее. Ползёт к грибу мокрая Бабочка.

Бабочка: Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не могу!

Муравей: Куда же я пущу тебя? Я один тут кое-как уместился.

Бабочка: Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Рассказчик: Пустил Муравей Бабочку под грибок. Сидят под грибом, песенку поют.

- Мы сидим под грибом, дождик нас не мочит.

 Рассказчик:  А дождь ещё сильнее идёт. Бежит мимо Мышка: Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

Муравей: Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

Мышка: Потеснитесь немножко!

Рассказчик: Потеснились - пустили Мышку под грибок. Сидят под грибом, песенку поют.

- Мы сидим под грибом, дождик нас не мочит.

Рассказчик: А дождь всё льёт и не перестаёт.  Мимо гриба Воробей скачет и плачет.

Воробей: Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

Муравей: Тут места нет.

Воробей: Подвиньтесь, пожалуйста!

Муравей: Ладно.

Рассказчик: Подвинулись - нашлось и Воробью место. Сидят под грибом, песенку поют.

- Мы сидим под грибом, дождик нас не мочит.

Рассказчик: Вдруг Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

Заяц: Спрячьте, спасите! За мной Лиса гонится.

Муравей: Жалко Зайца. Давайте ещё потеснимся.

Рассказчик: Только спрятали Зайца - Лиса прибежала и спрашивает:

Лиса: Зайца не видели?

Все: Нет не видели.

Рассказчик: Подошла Лиса поближе, понюхала:

Лиса: Не тут ли он спрятался?

Муравей: Да, где ему тут спрятаться?

Рассказчик: Махнула Лиса хвостом и ушла. К тому времени дождик прошёл - солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба - радуются.

Муравей задумался и говорит:

Муравей: Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!

Лягушка: Ква-ха-ха! Ква-ха-ха!

Рассказчик: Засмеялся кто-то. Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

Лягушка: Эх, вы! Гриб-то вырос. Вот вам места и хватило.

Рассказчик: Артисты наши молодцы! Похлопаем им от души.

Воспитатель:

Торопитесь друзья

Возвращаться нам пора.

Много с вами повидали

В сказку дружно поиграли.

А теперь детвора

В садик ехать нам пора…

Раз, два, три повернись, в садик  вновь вернись.

(Дети стоят вокруг воспитателя)

Воспитатель: Ребята, вот и закончилась наше путешествие по сказке. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

(Ответы детей)    

Воспитатель: Что вы узнали нового в нашем путешествии? (Ответы детей)    

Воспитатель:  Давайте вспомним, кто работает в театре? (Ответы детей)    

Воспитатель:  Актерами какой сказки вы сегодня были? (Ответы детей)    

Воспитатель: Вы сегодня все большие молодцы, а сейчас, давайте попрощаемся  с нашими гостями и поблагодарим их за внимание.

Приложение 2

Конспект НОД по развитию речи через театрализованную деятельность «Путешествие в сказку»

Цели:

  • Закрепить знание детей о народных и авторских сказках.
  • Развивать диалогическую и связную речь.
  • Развивать интонационную выразительность речи, логическое мышление.
  • Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.

Предварительная работа:

Чтение разных сказок. Работа с загадками про сказочных героев. Работа с иллюстрациями из сказок.

Материалы:

Сундук, дерево, грибочки, колодец, ведро, домик, тапки, мягкие модули, разные предметы из сказок, костюмы для детей, компьютер.

Ход нод:

Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся друг с другом:

Дети: Придумано кем-то
Просто и мудро-
При встрече здороваться: «Доброе утро!
Доброе утро, и солнцу, и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!»
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.

Воспитатель: Каждый человек с самого раннего возраста знакомится со сказками. Это самые первые произведения, которые начинают читать человеку. Ведь именно благодаря сказке, мы становимся добрей, учимся осуждать зло, восхищаться добром.

- Ребята, а знаете ли вы, что такое сказка?

Дети: (Сказка – это выдумка. Сказка — это чудо! Сказка — это волшебство).

Воспитатель: А какие пословицы и поговорки вы знаете о сказках?

Дети: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Сказка — ложь, а песня — правда.
Сказка — ложь, да в ней намек.
Всякой сказке бывает конец.
Сказка-складка: послушать сладко.

Воспитатель: Молодцы ребята. А скажите мне вы любите сказки?

Дети: да

Воспитатель: Сегодня я хочу предложить вам, чтобы мы с вами придумали свою новую сказку и показали нашим гостям.

Хотите?

Дети: да, хотим.

Воспитатель: А для начала я хочу проверить вас, хорошо ли вы знаете сказки.

Ребята посмотрите у меня тут на столе лежат предметы, которые можно встретить в сказках. Скажите мне, пожалуйста, название тех сказок, где есть эти предметы.

(на столе лежат: тарелки, яблоко, стрела, мочалка, пироги, ключ, топор, дудочка, ведро, тыква, палка, кувшин)

Воспитатель показывает предметы, а дети отвечают в каких сказках можно встретить эти предметы. Последним берет кувшин и начинает тереть.

Воспитатель: Смотрите ребята, какой красивый кувшин… (И тут под волшебную музыку появляется Аладдин).

Аладдин: Здравствуйте ребята! Вы узнали меня?

Дети: Да, Аладдин.

Аладдин: Правильно, Аладдин. Спасибо вам, что освободили меня. Теперь просите, что хотите, любое ваше желание исполню.

Воспитатель: Да есть у нас одно заветное желание. Мы с ребятами очень хотим показать нашим гостям сказку. Но сказку не обычную, а новую, которую еще никто не знает. Но не знаем, как это сделать?

Аладдин: Для того чтобы новую сказку придумать, надо сначала старые сказки вспомнить. Вот вам тапки скороходы. Куда они вас поведут, там вас задания ждут, если выполните, все задания сможете новую сказку сочинить. (Отдает тапки) Ну а я пойду, погуляю, давно я не гулял, может что интересного узнаю.(уходит)

Воспитатель: Ну что ребята попробуем. Я думаю, что мы справимся. Вы готовы?

Дети: готовы.

Воспитатель: Тогда ребята в путь. Кто первым готов проверить наши тапки скороходы?

(Кто- то из детей надевает тапки, а остальные дети под музыку идут за ним)

Воспитатель: Ой, ребята тапки привели нас к колодцу! Значит, нам здесь нужно искать первое задание. (Достает, ведро, а там листик лежит, на листике задание). Вот и первое задание, слушайте внимательно.

- С помощью, каких слов можно было сварить вкусную кашку в горшочке?

«Раз, два, три горшочек вари!»)

- Какие слова велела Емеле произносить щука?

«По щучьему велению, по моему хотению»)

- Какие слова надо было сказать дудочке, чтобы найти землянику?

«Дудочка, играй!»)

- Какие слова нужно было произносить в сказке «Цветик — семицветик»?

«Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели!»)

- О чем предупредила добрая Фея Золушку перед отправлением на бал?

«Только помни, в полночь карета вновь станет тыквой, лошади мышами, а твое красивое платье превратится в лохмотья»).

Воспитатель: Вот мы выполнили первое задание. А вот и костюм нашего первого героя (Из колодца достает костюм Золушки). Ребята посмотрите, чей же этот костюм?

Дети: Золушки.

Воспитатель: Кто же мне скажет, какая же она Золушка?

Дети: Добрая, веселая, трудолюбивая и т.д.

Воспитатель: А давайте покажем, как Золушка трудится

Артикуляционная гимнастика.

Проснулась Золушка рано утром. Открыла окошко (Открывают рот)

Посмотрела налево, направо. (Движение языка вправо – влево)

Вверх посмотрела: светит ли солнышко? (Движение языка вверх. Закрывают рот).

Стала белить потолки. (Кончиком языка поглаживают нёбо)

Помыла пол, вытерла пыль (Кончиком языка поочерёдно чистят нижние и верхние зубы)

Помыла окно (Облизывают губы).

На крыше дома почистила трубу (С напряжением вытягивают губы).

Замесила тесто (Шлёпают языком между губами, и покусывают кончик языка).

Воспитатель: Вот мы узнали нашего первого сказочного героя. Ну что девочки кто будет у нас Золушкой? (Выбирают героя и одевают костюм)

Ребята, кто теперь у нас наденет волшебные башмачки, и поведет нас дальше. (Башмаки надевает другой ребенок, дети шагают под музыку)

Воспитатель: Башмаки привели нас к дереву, значит, второе задание надо искать здесь. (Дети ищут и находят под деревом грибочки, а на грибочках задание) Ребята слушайте второе задание.

  1. Героиня какой сказки влезает в коровье ушко — вылезает из другого и становится красавицей, а вся ее работа уже переделана? ("Крошечка-Хаврошечка".)
  2. В какой сказке Иванушка искупавшись в кипящем молоке, делается таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером описать? ("Конек горбунок")
  3. Какая сказка начинается зимой, а заканчивается летом? «Снегурочка»)
  4. Кому Винни — Пух подарил на день рождения пустой горшок? (Ослику Иа)
  5. В названии, каких сказок есть числа 3 и 7? «Три медведя»«Три поросенка»«Волк и семеро козлят»«Белоснежка и семь гномов»)

Воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием справились. А вот и костюм нашего следующего героя. (Поднимает, а там костюмы 7гномов). Ой, ребята посмотрите, как вы думаете, чьи эти костюмы?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Кто хочет стать гномами? (Детям надевают костюмы гномов) Пойдемте дальше. Кто нас поведет в этот раз? (желающий ребенок надевает башмачки)

(Дети подходят к мостику)

- А вот и третья подсказка. Я думаю, что третье задание вот в этом сундучке, которое стоит под мостом. (Под мостом стоит сундук). Ребята, чтобы открыть сундук, тут надо на какие — то циферки нажать. А что бы циферки не перепутать давайте с начало сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть»
(Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть»
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут»
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут»
(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо»
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!»
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

(Воспитатель открывает сундук, достает конверт, читает задание)

Воспитатель: Тут ребята вам такое задания. Давайте вспомним сказку «Аленушка и братец Иванушка»

Иванушка хочет пить. Но пить из лужи нельзя — станешь козленочком. «Как сделать так, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал»(Ответы могут быть такие: пожевать кислой травы или ягод, намочить панаму или рубашку, чтобы было не так жарко, отфильтровать воду из лужи, подоить корову на поле и попить молока.)

Воспитатель: А в сказке «Бременские музыканты»

Друзья — осел, петух, собака и кот хотят переночевать в доме. Как им прогнать из дома разбойников? (Ответы детей)

Воспитатель: Сказка «Краденное солнце»

Крокодил украл солнце. Как медведю найти своих медвежат в темноте? (Ответы детей)

Воспитатель: Спасибо вам ребята за такие интересные ответы. Давайте посмотрим, чей костюм у нас тут лежит. (Воспитатель достает из сундучка костюм Короля) Кто же у нас будет королем? (желающему ребенку надеваем костюм). Ой, какой у нас король красивый. Ребята я вспомнила веселую игру, который, называется «Шел Король по лесу» давайте поиграем (Проводится игра)

Шел король по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем.
Еще разок попрыгаем, попрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем.

Воспитатель: Ну что, ребята отдохнули немного? Тогда пойдемте дальше. Кто нас теперь поведет, кто наденет волшебные башмачки? (желающий ребенок надевает башмачки).

Воспитатель: Ребята башмаки привели нас к домику. Давайте поищем задания. (Ребята под метлой находят цветок, а на цветке задания. Воспитатель читает задание).

- Слушайте внимательно, задание не простое. Нам нужно сочинить сказку. Я буду вам задавать вопросы, а вы будете отвечать. Посмотрим, что у нас получатся.

- Жил-был... Кто?

Какой он был?

Какое добро умел делать?

- Пошел гулять …Куда?

- Встретил кого злого?

Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

- Был у нашего героя друг…Кто?

Какой он был?

Как он мог помочь главному герою?

Что стало со злым героем?

- Где наши друзья стали жить?

Воспитатель: Ну, вот ребята, мы с вами и все задания выполнили, и сказки сочинять научились. А вот и костюм. (Под лавкой достает костюмы) Ой их здесь целых два костюма. Ребята, как вы думаете, чьи эти костюмы?

Дети: Баба –Яги и Вороны.

Воспитатель: Кто у нас будет Баба – Ягой и вороной? (Дети по желанию одевают костюмы)

(Заходит Аладдин)

Аладдин: Молодцы ребята, теперь я думаю, сочинить и показать новую сказку для гостей вам будет не трудно. Осталось нам выбрать только сказочницу и несколько помощников. (Выбирают сказочницу и несколько птичек). Ну что вы готовы? Тогда присаживайтесь и слушайте внимательно.

Аладдин: 1,2, 3 сказка в гости приходи.

Сказочница: Жила – была Золушка. Она целыми днями работала: стирала, подметала, поливала. У Золушки были друзья веселые гномики.

(Гномики приходят к Золушке)

Гномики: Доброе утро Золушка! Как тебе спалось?

Золушка: Мне приснился сказочный сон. Будто я живу в большом, красивом доме. И никто меня не ругает.

Гномики: А давай построим тебе настоящий дом.

Золушка: Я согласна. Я давно хотела большой дом с садом. Чтобы вокруг дома росли красивые цветы.

Гномы: Тогда будет тебе новый дом.

Сказочница: И начали гномы строить дом (из мягкой модули строят дом).

На следующий день дом уже был готов. И цветы вокруг дома посадили.

Посмотреть на дом Золушки прилетели все птицы.

Птицы: Ах, какой красивый дом! Ах, какой чудесный дом!

Сказочница: А новом доме Золушки услышала Баба – Яга. Ей давно не нравилась дружба Золушки и гномов. Потому, что у нее никогда не было, настоящих друзей только была, одна черная ворона. Она позвала Ворону и сказала.

Баба – Яга: А давай – ка их поссорим!

Ворона: Как, разве это возможно?

Баба – Яга: Ещё как возможно. Мы сегодня ночью пойдем и сорвем все цветы и подбросим их к дому, где живут гномики.

Ворона: Ну, ты молодец.

Сказочница: Ночью они сорвали все цветы, и подбросили их к дому, где живут гномики. Ну, в этот момент в доме один самый маленький гном не спал, и он все видел.

Сказочница: Утром Золушка проснулась и вышла поливать свои любимые цветы. Но там ее ждала страшная картина. Она очень расстроилась. И пошла к гномам.

Золушка: Откуда у вас мои цветы?

Гномы: Мы не знаем. Мы не трогали твои цветы.

Сказочница: И про эту страшную новость на следующий день узнали все. Маленькому гномику было жалко братьев.

Гном: Мне, конечно, ни кто не поверит, надо пойти рассказать королю.

Сказочница: И пошел он к Королю.

Гном: Вы слышали последнюю новость?

Король: Слышал.

Гном: Мои братья ни в чем не виноваты. Это все Баба – Яга и ворона. Я ночью не спал и все видел.

Король: И зачем они это сделали?

Гном: Чтобы поссорить нас с Золушкой.

Сказочница: На следующий день Король позвал всех жителей на совет.

Баба – Яга: Здорово мы их рассорили.

Ворона: Да здорово.

(Гномики стоят в углу грустные, подходит к ним Золушка)

Золушка: Не грустите, я не верю, что вы уничтожали мой сад.

Король: Я узнал о страшном преступлении и знаю, кто это сделал.

Баба – Яга и Ворона: Гномики, гномики.

Король: Нет, это не гномики. Пусть кто это сделал сам выйдет сюда и честно признается.

Ворона: это не я, меня Баба – Яга заставила.

Король: Все тайное рано или поздно становится явным. Просите прощения у Золушки и у гномиков. И убирайтесь отсюда.

Золушка: Пускай остаются, я думаю, что они никогда больше никого обежать не будут. И мы их больше не боимся.

Танец: «Бабка Ёжка»

Баба – Яга: Простите нас, мы больше не будем.

Ворона: Нет, мы больше так не будем.

Золушка: Я испекла пирог, приглашаю всех пить чай с пирогами.

Сказочница: Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец.

Воспитатель: Вот какая у нас интересная сказка получилась. Мы справились с заданием. Я думаю и нашим гостям очень понравилась. Давайте всем скажем

- Спасибо за внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация. «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников" (область «Художественно – эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретая жизненный опыт, – все это помогает ос...

Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных навыков у детей.

Актуальность использования театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков у дошкольников, а так же стимулирование и реализация  творческой деятельности детей....

Консультация для педагогов "Использование театрализованных игр, как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников".

В данной консультации раскрывается эффективность развития коммуникативных навыков старших дошкольников посредством театрализованных игр, а также рекомендации по включению театрализованных игр в учебны...

«Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Целью моей работы было: приобщение детей к театрализованному искусству, развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.В своей работе мною предпринята попытка, по-новому...

Статья на тему «Музыкально-театрализованная деятельность – как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Музыкально-театрализованная деятельность – как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»«Ни одно из искусств не обладаеттакой действенной восп...