Использование произведений живописи в развитии образной речи детей с ОНР
методическая разработка по развитию речи

Тукиш Татьяна Федоровна

 Культура речи является частью общей культуры личности, а навыки владения грамотной связной речью - профессиональной потребностью во многих сферах общественной жизни. Воспитание речевой культуры дошкольников подразумевает не только умение грамматически правильно и связно строить высказывания, но и владеть богатством родного языка, его выразительными возможностями. Образная речь является составной частью культуры речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование произведений живописи в развитии образной речи детей

старшего дошкольного образа с ОНР

Культура речи является частью общей культуры личности, а навыки владения грамотной связной речью - профессиональной потребностью во многих сферах общественной жизни. Воспитание речевой культуры дошкольников подразумевает не только умение грамматически правильно и связно строить высказывания, но и владеть богатством родного языка, его выразительными возможностями. Образная речь является составной частью культуры речи.

Практика показывает, что развитие образной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи одна из сложных задач в работе учителя-логопеда.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается более позднее начало речи, речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи.  

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Очень полезны совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя. Проведение таких занятий  дает возможность показать ребенку мир во всем его многообразии с привлечением литературы, музыки, живописи, театра, что способствует эмоциональному развитию ребенка и формированию его образной стороны речи.

Для развития образной речи очень важно тщательно отбирать речевой материал, это должны обязательно быть высокохудожественные произведения.

Развивая образную речь дошкольников необходимо приобщать детей к изобразительному искусству, учить их пользоваться специальным словарем. Это требует от педагога искусствоведческих знаний и умения оперировать терминами, характерными только для данного вида искусства. После детального изучения картины педагог отбирает слова, необходимые для рассказывания детям о произведении, которые помогут создать в представлениях детей наиболее яркий и зримый художественный образ, а также вычленяет слова, которые войдут в активный и пассивный словарь детей.

Например, при рассматривании картины И.Шишкина «Рожь» очень часто составляю интеллект –карту словаря прилагательных, в которой выделяю основные направления работы с образным словарем, затем заполняем ее с детьми (если имеются - дополняем картинками):

            1.Небо:высокое, облачное, грозовое, яркое, темно-синее, необъятное и т.д.

            2.Дорога: извилистая, грунтовая, длинная, убегающая вдаль, проселочная, полевая, заросшая травой и т.д.

            3.Поле: золотое, желтое, ржаное, бескрайнее, красивое, хлебное и т.д.

           4. Сосны: могучие, старые, высокие, темно-зеленые и т.д.

            При рассматривании картины «Рожь» особенно интересны  следующие дидактические игры: «Назови новые слова (от слов «рожь», «пшеница»; «Как рожь такой стала (сначала-потом)?», «Что дальше» (по типу «Откуда хлеб на стол пришел».

Проводя предварительную работу, включаю задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, а также чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины.

Читая литературное произведение, интонационно выделяю те места, которые отражены художником в содержании картины. Например, перед рассматриванием картины И.А. Попова «Первый снег» целесообразно знакомить детей с произведениями И. Сурикова «Белый снег пушистый», Н.Некрасова «Снежок», Я.Акима «Первый снег», В. Брюсова «Первый снег, А.А. Фета «Чудная картина». После чтения  каждого стихотворения провести краткую беседу. В таких беседах детей упражняют в составлении «красивых» предложений: «Скажи красиво о снежинках, какие они и как падают на землю».

Такие методы помогают дошкольнику легче понять содержание картины, пополнить словарь.

Рассматривание репродукций картин на занятии требует от ребенка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные сравнения, которые придают речи выразительность, обостряют эстетическое видение. Активизируют словарь в предварительной работе словесными играми и упражнениями, где дети оперируют терминами, необходимыми для предстоящего рассматривания картины.

Для подбора образных сравнений полезно упражнение «С чем это можно сравнить – лес, луг, рожь, дорогу, снег?». Детям можно задать вопрос: «Кто сравнит более красиво?» (Лес, как страж-великан, как веселый весенний оркестр, как причудливый ковер, из веток сплетенный. Луг, как зеленый ковер; пестрый и яркий, как радуга; омытый дождем блестит, как бриллиант. Рожь как золото. Дорога как лента, змейка. Снег, как пушистое белое одеяло; снег, как солнце, как ослепительные мерцающие огоньки, то вспыхивают, то гаснут; снег, как маленькие балеринки в воздухе легко кружатся.).

Большую значимость имеют дидактические играм для развития образной речи и для ознакомления дошкольников с жанрами изобразительного искусства.

При ознакомлении с пейзажной живописью, обязательно провожу такие игры: «Из чего состоит пейзаж», «Собери пейзаж», «Подбери краски, которые использовал художник в своей картине», «Что было, что будет? »

 В процессе ознакомления с натюрмортом полезны такие игры как: «Натюрморт: из чего состоит?», «Составь натюрморт», «Интересный жанр - натюрморт», «Мозаика – натюрморт»

  Знакомя детей с портретом, играем в игры: «Составь портрет сказочного героя», «Определи и найди жанр портрета».

 При работе с цветовой гаммой картины и для обучения детей синонимам будет интересной  игра «Слово-цвет», в ходе которой педагог называет цвет изображенного на картине предмета, а дети дают другое название. Например, оранжевый – апельсиновый, сине-зеленый – цвет морской волны, коричневый – шоколадный и т.д.

Произведение художника не только отражает предметы и явления окружающего мира, но и выражает определенное настроение. Для активизации слов, выражающих настроение в картине, всегда провожу словесные упражнения: «Узнай, о ком или о чем я рассказываю» (задумчивый, суровый, печальный, задорный, веселый, мрачный – человек; веселый, разноцветный, пестрый, душистый – луг), «Соотнеси слово и настроение картины»». Называю слово, обозначающее настроение, а дети поднимают иллюстрацию, в которой выражено данное настроение. Или перед рассматриванием картины детям предлагаю  такое игровое упражнение «Кто больше назовет слов, передающих настроение в иллюстрации». Например, перед рассматриванием репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» предлагаю подобрать слова к иллюстрации Н. Устинова «Осень» (настроение грусти, золотого увядания).

Предваряя рассматривание жанровой картины, где всегда есть образ человека, его настроение,  предлагаю детям словесные упражнения: «Кто больше назовет слов, характеризующих настроение человека, который успешно выполнил работу?» (Гордый, довольный, радостный, счастливый, окрыленный, добрый, заботливый).

 Все приведенные выше игры и упражнения позволяют закреплять навыки выразительности речи, развивают образную речь и связную речь в целом.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние художественной литературы на развитие образной речи детей.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.Художественная литература открывает и объясняет ребенку ж...

Семинар-практикум "Использование дидактических игр и упражнений в развитии образной речи детей".

Дидактические игры и упражнения являются эффективным средством решения задач развития образной речи....

К проблеме развития образной речи детей старшего дошкольного возраста на материале произведений изобразительного искусства

Проблема развития культуры речи приобретает на современном этапе всё большее значение, она является важнейшей частью воспитания дошкольников. Речевая культура характеризуется специалистами как совокуп...

статья на тему: использование русской народной сказки в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты возможности педагогической поддержки при развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста, посредством русских народных сказок....

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на тему: «Средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад 53 комбинированного вида   Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  на тему: «Сре...