Семинар-практикум "Использование дидактических игр и упражнений в развитии образной речи детей".
методическая разработка на тему

Дидактические игры и упражнения являются эффективным средством решения задач развития образной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_did.igr_i_upr._v_razvitii_rechi.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ

ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ

ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Игра занимает особое место в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

Дидактические игры и упражнения являются эффективным средством решения задач развития образной речи.

Напомним некоторые существенные положения относительно построения к методики проведения дидактических игр.

Структура дидактической игры

Структура дидактической игры включает:

  1. дидактическую задачу;
  2. содержание;
  3. игровые действия;
  4. игровые правила.

Дидактическая задача

Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, с помощью определенных игровых действий.

Содержание игры

Образовательное содержание в дидактических играх охватывает разные стороны ознакомления детей с окружающим и включает в себя: закрепление представлений детей о предметах домашнего обихода, игрушках, об объектах и явлениях природы. Например, растениях, животных, сезонных изменениях; о труде взрослых, их профессиях, о средствах передвижения; упражнения в узнавании, различении, назывании объектов по внешнему виду, по отдельным качествам; уточнение понятий, способов обобщения, классификации предметов, явлений и т.д.

Содержанием же дидактической игры будут средства образной выразительности языка. При условии наличия у педагога знаний о структуре дидактической игры, характере игровых правил и действий он может самостоятельно придумать значительное количество игр, направленных на развитие образной речи у дошкольников. Их содержание может быть следующим:

■        подбор определений, сравнений, эпитетов и т.д.;

  уточнение представлений о жанровых особенностях пословиц и поговорок;

■        закрепление умений образовывать слова различными способами и т.д.

Игровые действия

Аванесова В. Н. подчеркивает, что под игровым действием следует понимать не любое производимое в игре действие, а главным образом то, которое имеет действительно игровой характер, создает игровую ситуацию, игровые взаимоотношения.

Характер игровых действий может быть следующим;

  1. складывание,
  2. изображение cюжетно-ролевых отношений,
  3. движение,
  4. прятание, поиск,

■ разыгрывание ролей и сюжетов на основе литературных произведений,

  1. подбор примеров,
  2. загадывание и отгадывание,
  3. соревнование,
  4. разыгрывание фантов и т.д.

Чем разнообразнее игровые действия, тем дольше можно удерживать внимание ребенка на решении дидактических задач. Стимулом для решения обучающей задачи в игре становится не прямое указание воспитателя, а естественное для дошкольника стремление играть.

Игровые правила  

Основная цель правил игры — организовать действия, поведение детей. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре могут быть разными: одни определяют характер игровых действий, и их последовательность другие регулируют отношения играющих. Есть правила, ограничивающие или запрещающие определенные проявления и действия или предусматривающие «наказание» за нарушение правил и совершение запрещенных действий. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. Через правила дидактической игры воспитатель направляет ее по заданному руслу.

Игровые правила могут быть, к примеру, следующими:

■        кто ошибется, тот платит фант;

■  кто заметит небылицу в рассказе или стихотворении, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы;

■        отбирать карточки для настольно-печатных игр можно только
по сигналу водящего.

Между игровым замыслом, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровой замысел определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.

Дидактические игры и упражнения

Дидактические упражнения отличаются от дидактических игр тем, что в них нет игровых правил и игровых действий.

«Парные картинки»

Цель. Упражнять детей в составлении словосочетаний со словами как, как будто, словно. Побуждать к употреблению в речи сравнений яри описании осенней природы.

Ход. На доске картинки с изображением осеннего клена, листопада, осенней тучи, красной рябины, красных яблок, осеннего леса, покрытой листьями земли.

У детей картинки с изображением красного костра, порхающих бабочек, серой кошки, красных бус, красных шаров, сказочного дворца, пестрого ковра.

Детям предлагается подобрать парные картинки и составить словосочетание. Например, осенний лес, как сказочный дворец; листья летят, как будто порхают разноцветные бабочки и т.п.

«На что похоже»

Цель. Учить детей подбирать сравнения; составлять словосочетания, употребляя слова как, как будто, словно.

Ход, На доске картинки с изображением солнца, снега, облаков.

У детей карточки с изображением белого кружевного платка, белой простыни, белого сахара, перышек, оранжевого апельсина, красного шара, подсолнуха и т.д.

Детям предлагается найти предметы, похожие на солнце, облако, снег. Например, солнце, как красное яблоко; облака, будто вата и т.д.

«Подбери пословицу»

Цель. Активизировать использование в речи детей пословиц и поговорок.

Ход. Детям раздаются картинки, и предлагается подобрать к ним подходящую пословицу или поговорку.

«Зима»

Цель. Активизировать использование образной лексики в речи детей.

Ход. Воспитатель предлагает детям такие вопросы;

  1. Какой снег зимой? Сверкающий, Белый, искристый, холодный, ледяной, пушистый, обжигающий и т.д.
  2. Что делает снег? Белеет, сверкает, холодит, хрустит, пушится и т.д.
  3. На что похож снег, когда покрывает все вокруг? На покрывало, на теплое, белоснежное одеяло, снег обрядил деревья в теплые снеговые шубы, снег падает хлопьями, снег лежит как заколдованный и мечтает о красавице весне; когда деревья в инее и тронешь ветку, то с нее полетит алмазная пыль.

«Весна»

Цель. Активизировать использование образной лексики в речи

детей.

Ход. Воспитатель предлагает детям такие вопросы:

  1. Какое солнце весной? Лучистое, золотое, яркое, оранжевое, жаркое, весеннее и т.д.
  2. Какой ветер весной? Теплый, свежий, приятный, освежающий, ободряющий, нежный, веселый и т.д.
  3. Какая трава весной? Молодая, густая, сочная, зеленая, пушистая, изумрудная и т.д.

— Представьте березовую рощу весной, какая она? Зеленая, пышная, кудрявая, белоствольная, распустила косы, шепчутся девушки-красавицы. в белых сарафанах, протянули ветви-руки друг к другу, встали в хоровод и т.д.        

«Угадай по действиям»

Цель. Учить детей подбирать глаголы к именам существительным, воспитывать умение быстро отвечать.

Игровые правила. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку; выигрывает тот, кто больше всех наберет фишек.

Ход. Ребята, все предметы, явления, животные, птицы, сказочные герои выполняют какие-то действия. Например, солнце, что оно делает? Светит, пригревает, ласкает, ослепляет, веселит и т.д. Сейчас мы поиграем в игру «Угадай по действиям». Я задумаю слово, а вы по действиям должны отгадать это слово. Например, снег. Он  идет,  порхает,  кружится,  ложится, тает,  переливается,  искрится и т.д.

Затем роль ведущего предлагается ребенку.

«Подбери картинку»

Цель. Продолжать знакомить детей с фразеологизмами к переносным значением слов и словосочетаний.

Оборудование. Картинки, иллюстрирующие фразеологизмы (повесить нос, выбиться из сил, промерзнуть до костей, держать язык за зубами, задирать кос, покатываться со смеху и т.д.).

Ход. Волшебница заколдовала все картинки. Чтобы их расколдовать, нужно назвать и объяснить, что означают эти выражения. Отберите только те картинки, которые подходят к героям сказки «Красная шапочка», «Снежная королева», «Цветик-семицветик», «Аленький цветочек» и т.д.

«Черный ворон»

Цель. Упражнять детей в словообразовании.

Оборудование. Фланелеграф с контуром ворона, разрезная картинка с контуром ворона.

Ход. Воспитатель просит детей назвать части тела ворона. Они черного цвета. Если сложить слова, обозначающие части тела ворона, и слово черный, то получится новое слово. Например, у ворона черная голова, значит он какой? Черноголовый.

Возьмите из разрезных картинок какую-либо часть тела ворона и придумайте с ней слово.

У ворона черный клюв... У ворона черное крыло... У ворона черная грудь... У ворона черная шея...  У ворона черный хвост... У ворона черное брюхо... У ворона черные лапы...

«Карлики и великаны»

Цель. Учить детей образовывать существительные с суффиксами — ик, — ище; развивать логическое мышление, внимание.

Оборудование. Разрезные картинки с изображением сюжетов различных литературных произведений.

Ход. Детям предлагается небольшими группами (2-3 человека) или индивидуально собрать картинку и узнать: «Из какой сказки эти герои? Как их зовут?» Затем детям предлагается пофантазировать и представить героев из этой сказки, а потом превратить их сначала в «карликов», а затем в «великанов».

Например, по сказке «Приключения Буратино»:

—        Артемон — Артемончик — Артемонище;

—        Дуремар — Дуремарчик — Дуремарище;

  1.     Карабас Барабас — Карабасик - Барабасик — Карабасище Барабасище;
  2.    Кот - Котик - Котище.

«Это очень хорошо, а вот это плохо»

Цель. Учить детей рассуждать, грамматически правильно строить высказывания.

Ход. Взрослый предлагает подумать и ответить на вопрос: «Что хорошего в зиме?» Дети высказывают свое мнение: зимою очень красиво, зимою много снега, можно кататься с горы и т.д. Затем он спрашивает: «А что плохого в зиме?» Ответы детей: очень холодно, надо надевать много одежды, очень рано становится темно и т.д.

Можно содержание этой игры связывать с той лексической темой, которая изучается. Например, что хорошего и плохого в транспорте, в стеклянной посуде, в каждом времени года, в каком-нибудь сказочном герое и т.д.

«Живые барометры»

Цель. Закрепить знания детей о живых организмах, которые своим поведением предсказывают погоду; совершенствовать умение использовать в речи сложноподчиненные предложения; учить составлять рассказы разных типов (описание, повествование, рассуждение), используя разнообразные средства связи между частями высказывания.

Оборудование. Две большие картинки с одинаковым пейзажем на одной из них светит солнце, а на другой пасмурно; маленькие картинки с изображениями насекомых, птиц, растений, и их характерным состоянием или поведением в разную погоду.

Ход.

1        вариант

Сначала детям предлагается разместить маленькие картинки «живых барометров» на одной из двух больших картин в соответствии с их поведением в зависимости от погоды.

Потом дошкольникам предлагается составить рассказ по одной или двум картинкам. Обратите внимание детей на то, что начало высказываний должно быть разным.

Например:

  1. «Если вы будете наблюдательными, то заметите, что паук плетет паутину только в солнечную погоду, а перед дождем сидит под листвой, потому что чувствует по влажности воздуха приближение дождя и не хочет, чтобы дождь разорвал паутину».
  2. «Обратите внимание на муравьев. Если вы увидели их за работой, то будет солнечно, а если вы видите, что они все находятся в муравейнике, то скоро пойдет дождь, потому что они чувствуют влажный воздух и торопятся закрыть свои входы от воды»,
  3. «Прислушайтесь вечером. Если вы услышите стрекот кузнечиков, то завтра будет солнечная погода, а если не услышите их, то, скорее всего, будет дождь» и т.д.

2        вариант

Дети сами дорисовывают «живые барометры» на больших картинках, а затем составляют различные монологи так же, как и в первом варианте игры.

«Волшебница-вода»

Цель. Закрепить представление детей о свойстве воды при изменении температуры переходить из одного состояния в другое: активизировать образную речь; учить понимать образные выражения б загадках и. в поэтическом тексте, самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для описания воды в разных состояниях. Оборудование. Картинки со схематическим изображением воды в трех состояниях или картинки с пейзажами, где присутствует вода во всех состояниях; карточки с загадками и стихотворениями; фишки.

Ход. Воспитатель или ребенок загадывает загадку или зачитывает отрывок из стихотворения с интересными сравнениями. Дети должны найти в тексте сравнения и подобрать свои. Ребенок, выполнивший задание, получает фишку. Дополнительная фишка дается тому, кто подберет не менее 3-4 определений к воде (в каком-либо состоянии).

Например, педагог читает стихотворение А. С. Пушкина.

Вот север тучи нагоняет: Дохнул, завыл, и вот сама Идет волшебница зима. Пришла. Рассыпалась, клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами


Среди полей, вокруг холмов. Брега с
недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою. Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы!

Затем предлагает детям подобрать свои определения к словам,

выделенным в тексте: «точно вата», «покрывало», «скатерть», «свадебный наряд» и т.д.

Снежинка, какая? Хрупкая, пушистая, блестящая и т.д. Что делает? Падает, кружится, ложится и т. д.

Лед какой? Крепкий, блестящий, скользкий и т.д. Что делает? Блестит, хрустит, трещит и т.д.

Загадка:        Как по небу с севера

Плыла лебедь серая

Вниз кидала-сыпала

На поля-озерушки

Белый пух да перышки.        (Туча)

Туча какая? Тяжелая, сизая, мрачная и т.д. Что делает? Чернеет, ползет, нависает и т.д.

Снег какой? Белый, пушистый, мокрый, искрящийся, сверкающий, блестящий и т.д. Что делает? Идет, свалит, покрывает, падает, ложится, укрывает, искрится и т.д.

Загадка:        Поглядите! Поглядите!

С серых туч свисают нити!

Кто же всех нас удивил,

Облака к земле пришил?

Дождь какой? Грибной, проливной, затяжной, надоедливый, осенний и т.д. Что делает? Льет, хлещет, моросит, капает, стучит и т.д.

Другие загадки:

На дворе переполох,

С неба сыплется горох.

(Град)

Не колючий, светло-синий По кустам развешан...

(Иней)

Рыбам зиму жить тепло: Крыша — толстое стекло. (Лед)


Сели детки на карниз

И растут все время вниз.

(Сосульки)

Пушистая вата        Плывет куда-то.        Чем вата ниже, Тем дождик ближе.

(Облако)

«Синоптики»

Цель. Уточнять представления об изменениях в неживой природе в зависимости от времени года; учить описывать состояние погоды; закреплять умение составлять рассказы разного типа (описание, повествование), используя разнообразные средства связи между частями высказывания; подбирать к объектам и явлениям неживой природы определения, синонимы и антонимы; использовать глаголы.

Оборудование. 4 карты, разделенные на крупные клетки. В центре карт картинки разных времен года (1 карт — зима, 2 - весна и т.д.), маленькие картинки с изображениями облаков, туч, различных осадков, ветра.

Ход. Детям предлагается разложить маленькие картинки в пустые клетки вокруг картин с изображением времен года и составить рассказ о погоде в это время года. Состояние погоды может быть разным, в соответствии с этим маленькие картинки могут меняться. К изображениям на маленьких картинках дети подбирают определения, сравнения.

Например: «Летом небо высокое, чистое, голубое. По небу могут плыть (лететь) пушистые, перистые, легкие облака. Их гонит (подгоняет) свежий ветер. Но летом небо может быть темным, низким. Небо затянулось (завесилось) тяжелыми, сизыми тучами. Дует влажный, чистый ветер и т.п.»

(Дождь)

«Зашифрованная мудрость»

Цель. Закреплять умение распознавать в рисунках сюжеты пословиц; продолжать учить осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц и фразеологизмов.

Оборудование. Картины, на каждой из которых изображены персонажи нескольких пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Например: птица в клетке — «Не сладко птице и в золотой клетке»; рыба с зонтом — «Как рыбе зонтик» и т.д. Поговорок, пословиц и фразеологизмов на одной картинке должно быть не менее 10.

Ход. Предложить детям узнать по изображениям на картинке пословицы, фразеологизмы, поговорки. Игра проводится в виде конкурса. С одной картинкой — «Кто больше назовет?» С двумя картинками (командой) «Назовите все изображенные пословицы и фразеологизмы. Кто быстрее?»

«Подбери пословицу к сказке»

Цель. Уточнить представления детей о жанровых особенностях пословиц; учить осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний; закреплять умение подбирать пословицу к главной идее сказки.

Оборудование, Иллюстрации к разным сказкам, карточки с напечатанными на них пословицами.

Ход. Детям предлагается прочитать пословицу; объяснить ее смысл и подобрать сказку, к которой она подходит. Подобрать определения к героям сказки.

Дидактические игры и упражнения по мотивам

художественных произведений

и русских народных сказок

В дидактических играх по мотивам художественных произведений

дидактическая задача может быть направлена на закрепление у детей представлений:

  1. о содержании художественных произведений;
  2. о героях знакомых произведений;
  3. о структуре произведения;

     о характерных особенностях лексики произведений и т.п.

Приведем примеры дидактических игр и упражнений на закрепление представлений детей о русских народных сказках.

Цель. Закрепить представления детей о русских народных сказках.

  1. «Моя любимая сказка». Педагог говорит: «Все дети любят сказки и взрослые тоже. Моя любимая сказка...» Далее дети называют свои любимые сказки, одновременно передавая друг другу мяч.  
  2. «Загадки про сказки», Педагог задает детям загадки о сказках типа:

-        В какой сказке живут; бабушка-старушка, внучка-хохотушка,
курочка - квохтушка, мышка-норушка?
«У страха глаза велики».

     -    В какой сказке живут: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волк-зубами щелк? «Теремок».  

      -    В какой сказке лиса обхитрила козла? «Лиса и козел».

  1. В какой сказке лиса обхитрила волка? «Лиса и волк».
  2. Назовите сказки, в которых встречается лиса (волк, медведь и т.д.).
  3. В какой сказке встречается число три?
  4. В какой сказке лиса поет песенку:

Кукареку, петушок, Золотой гребешок,

Выгляни в окошко.

Дам тебе горошку. («Кот, петух, лиса»)

• «Загадка про свою любимую сказку». Дети сами загадывают загадки про свои любимые сказки. загадки про свои любимые сказки.

•        «Отгадай сказку по отрывку». Воспитатель читает детям отрывки из знакомых сказок, дети должны назвать сказку.

•  «Наглядная загадка». Воспитатель выставляет перед детьми предметы из той или иной сказки, дети должны назвать сказку.

  1. «Исправь путаницу». Воспитатель говорит: «В волшебной стране сказок перепутались названия. И теперь сказочные жители не могут найти свою сказку. Им надо помочь. И предлагает неправильные названия сказок. Например, «Гуси-лягушка» («Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка» и т.д.).

  1. «Сказочное съедобное-несъедобное». Могут быть разные варианты этой игры.

■ Воспитатель бросает ребенку мяч и одновременно называет героя (нескольких героев) из какой-либо сказки, ребенок должен назвать сказку.

■  Воспитатель бросает ребенку мяч и называет сказку, а ребенок — героя из этой сказки (нескольких героев).

  1. «Книжный магазин». В этой игре участвуют продавец и покупатели. Чтобы купить книгу, надо о ней рассказать, не называя ее. Продавец продаст книгу, если покупатель правильно рассказал содержание сказки (по типу игры «Магазин игрушек»).
  2. «Путешествие по сказкам». Воспитатель заранее отбирает иллюстрации из разных сказок и раскладывает на столах в разных местах группы. Дети делятся на подгруппы, каждой из которой дается название сказки. Кто быстрее соберет иллюстрации к своей сказке, тот и победит.

Использование в работе с детьми дидактических игр и упражнений позволяет сделать педагогический процесс интересным, добиться высокого уровня развития речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения на развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста

В картотеке представлены дидактические игры и упражнения, направленные на развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей и воспитателей «Характеристика дидактических игр и упражнений, влияющих на развитие образности речи детей»

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребёнка, включаются во все системы дошкольного воспитания.          Сущность...

Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи процесс сложный, творческий. Здесь необходимо вести целенаправленную последовательную работу.папка-раскладушка с кармашками, подвижными деталями. в которую помещены материалы, обобщенные...

Презентация. Логопедический проект: "Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответ...