Сценарий индивидуальной консультации "Использование произведений живописи для развития связной речи ребенка 6 лет "
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Сценарий индивидуальной консультации с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx780.9 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий индивидуальной консультации с родителем на тему: «Использование произведений живописи для развития связной речи ребенка 6 лет с ОНР»

Проводится по инициативе воспитателя

Цель: повышение педагогической компетентности родителей по вопросу развития монологической речи ребенка

Задачи: информировать родителя о влиянии живописи на развитие речи ребенка;

познакомить родителя с приемом выделения главного в картине

Предварительная работа: диагностика восприятия живописи детьми

Оборудование: репродукции картин, запись рассказа ребенка по картине, рисунок, буклет

Место проведения: группа

Ход консультации

Здравствуйте, Мария Юрьевна, я пригласила Вас, чтобы поговорить об успехах Вашего сына и его готовности к школе. Ваш Данил очень отзывчивый мальчик, в последнее время я заметила, что он стал гораздо самостоятельнее, на занятиях по рисованию, лепке у Дани получается выполнять задание одним из первых и аккуратно, но при этом у него возникают затруднения, когда необходимо самостоятельно выбрать тему работы. На занятиях по развитию речи Ваш сын внимательно слушает литературные произведения, хорошо запоминает и подробно пересказывает их, но когда я прошу детей придумать рассказ Даня или отказывается отвечать, или испытывает трудности в составлении рассказа, он перескакивает с одного на другое, пропускает главное. Из рассказов Дани я узнала, что вы часто посещаете музеи и картинные галереи. Он с интересом рассказывает о картинах, которые ему запомнились. Поэтому сегодня я хотела рассказать Вам о значении живописи в развитии ребенка и о том, как вы можете продуктивно рассматривать картины с сыном, чтобы его речь стала более выразительной, предложения развернутыми, рассказы последовательными и логичными.

Известный педагог Ушакова О.С. отмечает, что яркие образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи, способствует развитию словарного запаса, мышления, воображения и памяти детей. Эмоциональное восприятие живописных образов способствует преодолению сложностей языкового общения, застенчивости, развитию уверенности в собственных силах и повышению самооценки.

Старшим дошкольникам вполне доступно понимание содержания картин. Педагог и психолог Чумичева Р.М. отмечает, что у детей формируются умения воспринимать картину на основе единства содержания и выразительных средств, понимать значимость содержания произведения.

Все это, положительно сказывается на развитии речи детей в целом, и в частности связной речи, развитие которой необходимо для того, чтобы в школе ребенок без труда, последовательно, подробно смог отвечать на уроках, не испытывал трудностей при написании сочинений. Вспомните, на какие темы чаще всего пишут дети сочинения в школе? Часто это содержание книг или картин.

Я вам предлагаю рассмотреть эту картину и придумать небольшой рассказ о ней (рассказ родителя), а вот какой рассказ по этой же картине составил Даня (чтение рассказа). Я думаю, вы заметили, что подробно описав второстепенные детали, Даня в рассказе совершенно не рассказал о самом главном. Для того, чтобы научить видеть детей главное мы учим детей такому приему, который вы, также можете использовать рассматривая картины в интернете, книгах или посещая музеи. Закройте глаза, а теперь скажите, что первое вы увидели на картине? Зачастую то, что первым бросается в глаза и является самым главным на картине. Еще на занятиях мы учим детей иллюстрировать свои рассказы, вот такой рисунок получился у Дани. Вы также можете предложить сыну придумать рассказ дома, а затем проиллюстрировать его. Если вы будите 2 – 3 раза в неделю таким образом рассматривать картины по 10 – 15 минут, то значительно расширите речевые возможности Дани, а главное приблизите речь своего ребенка к тем показателям, которые позволят ему успешно и без труда учиться в школе.

Остались ли у вас какие – нибудь вопросы? Тогда, спасибо, что смогли сегодня прийти, я даю вам буклет в котором вы найдете примерный перечень картин, которые можно рассматривать с Даней, а также вопросы, которые позволят ему подробно рассмотреть и понять содержание картины. До свидания.

 


Желаем успехов в успешном приобщении к искусству!https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2017/05/22/regnum_picture_1495480438671344_normal.jpg

c072_110[1] (470x600, 105Kb)

Чаплыгин С. "Первые цветы"


Влияние восприятия живописи на развитие связной речи


Значение восприятия живописи для развития ребенка

  1. Дает содержание речи
  2. Способствует развитию словарного запаса
  3. Развивает мышление, воображение и память детей
  4. Помогает преодолеть сложности языкового общения, застенчивость
  5.  Помогает сформировать уверенности в собственных силах и повысить самооценку

http://dou2balakovo.ucoz.ru/foto/aa5b0a30851b.png


Вопросы для рассматривания картины

Вопросы, задаваемые ребенку при рассматривании картины должны помочь ему понять содержание картины и понять план, по которому рассматривается картина. При рассматривании картины следует задать ребенку следующие вопросы:

Что изображено?

Что делают герои картины?

Что делает главный персонаж?

Какой он, во что одет?

Откуда появился герой?

Зачем он здесь?

Почему художник нарисовал эту картину?

Что еще есть на картине?

Что было до того, что изображено? Что будет после?

Чем тебе нравится картина?

Чем она запомнится тебе?

Все эти вопросы являются примерными и будут зависеть от содержания картины. Важно, чтобы они были последовательны от главного к второстепенному.

Примерный список картин для рассматривания

Беспалов В. «Баба – Яга»

Васнецов В.М. «Аленушка»

Васнецов В.М. «Богатыри»

Васнецов В.М. «Иван – царевич на сером волке»

Грабарь И.Э. «Березовая роща»

Грабарь И.Э. «Рябинка»

Кончаловский П.П. «Сирень»

Крымов Н.И. «Зима»

Левитан И.И. «Золотая осень. Слободка»

Левитан И.И. «Март»

Романова Е.Б. «Цветы в интерьере»

Саврасов А.К. «Грачи прилетели»

Шишкин И.И. «Зима»

Шишкин И.И. «Рожь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Период работы над темой: 2011-2015 год

Актуальность:  Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 4-7 лет. Значение связной р...

Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников".

Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников"....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности в контексте ФГОС».

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...

Использование произведений живописи в развитии образной речи детей с ОНР

Культура речи является частью общей культуры личности, а навыки владения грамотной связной речью - профессиональной потребностью во многих сферах общественной жизни. Воспитание речевой культуры ...