«Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле. Средняя группа
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Тема занятия: «Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле. Средняя группа

 

Цель: развитие связной речи детей при помощи поэтического текста

Обучающие задачи: Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. 

Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.  Приобщать дошкольников к поэзии.

Развивающие задачи: Развивать поэтический слух.

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к родной природе.

Методы и приёмы:

  • Словесные: беседа, вопросы, объяснение, художественное слово, поощрение, сюрпризный момент
  • Практические: наблюдения, упражнения

Предварительная работа: Накануне во время прогулки «поискать» приметы осени: описать ее цвета, послушать шуршание листьев и, если удастся, отметить, что «воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра». 

Познакомить детей со стихотворениями об осени, рассмотреть иллюстрации на соответствующую тему. Заучивание стихотворений об осени.

Составление описательного рассказа вместе с воспитателем.

Словарная работа: листопад, сентябрь, разноцветная, печальная

Оборудование: Репродукции картин на тему «Осень», кукла, алгоритм, шаблон осеннего листочка

 

Ход занятия:

В: -Здравствуйте, ребята! Отгадайте мою загадку:

Утром мы во двор идём —

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень)

 

В: — Правильно, ребята, это осень. А кто знает какой сейчас месяц? (Сентябрь).

 

В: -Ребята, я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Назови примету осени» (дети передают листочек и называют примету осени)

 

В: — Ребята, сейчас у нас ранняя осень. Она бывает золотая, разноцветная, дождливая, хмурая, печальная, пасмурная.  Это яркое и красивое время года, про которое написано много чудесных стихотворений. И сегодня я хочу познакомить с одним из них. Написал его Бунин Иван Алексеевич (показываю портрет).  Стихотворение называется «Листопад».

Чтение стихотворения (2 раза)

 

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

 

В: Согласитесь, так красиво можно рассказать об осенней природе только в поэтическом (стихотворном) произведении.

 

-Ребята, как называется стихотворение?  (листопад)

 -О каком времени года идет речь? 

-О каких деревьях говорится?

 

Физминутка:

«Мы листики осенние»

 

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

 

Раздается стук в дверь. Ребята к нам кто- то пришел. Вы хотите узнать, кто к нам пришел, тогда отгадаем загадку.

Ей меняю я наряды

Спать кладу, гулять вожу

Расчешу и если надо

Бант красивый повяжу

С чем же так играю я,

Подскажите-ка, друзья (кукла)

Появление куклы. К нам в гости пришла кукла. ЕЕ зовут Катя. Посмотрите, какая она красивая и нарядная. Дети давайте расскажем про нее.

 

Рассматривание куклы

  1. Какого цвета глаза у куклы?
  2. Какого цвета волосы?
  3. Во что одета кукла?
  4. Какого цвета наряд (как украшена).
  5. Что надето на ногах?
  6. Во что обута кукла?

Физкультминутка

Кукла хлопать все умеет

Своих ручек не жалеет

Вот так, вот так

Кукла топать все умеет

Своих ножек не жалеет.

Вот так, вот так.

А теперь и мы пойдем

С куклой плясать начнем

Вот так, вот так.

Пляшет куколка у нас.

Образец рассказа воспитателя.

Это кукла Катя. Она очень красивая. У куклы голубые глаза. У нее светлые волосы.  Кукла не только красивая, но и нарядная. На кукле красивая белая кофта. Сиреневые штаны. На ногах белые носочки. Обута кукла в белые ботинки.

В: – А теперь вы расскажите про куклу. Для вас я приготовила в помощь алгоритм. Давайте его рассмотрим. (рассматривание алгоритма).

Дети рассказывают. (2-3 рассказа)

Итог занятия.

В: – А сейчас мы вспомним, чем мы сегодня занимались.

– Про какое время года мы с вами говорили? (Мы говорили про осень)

-Вспомним, какая бывает осень? (Осень бывает разноцветная, золотая, дождливая, грустная, пасмурная.

-Что вам понравилось на занятии?

Кукле Кате очень понравилось, как вы про нее рассказывали. Она приготовила для вас в подарок игру «Одень куклу». 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле. Средняя группа

Цель: развитие связной речи детей при помощи поэтического текста

Обучающие задачи: Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. 

Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.  Приобщать дошкольников к поэзии.

Развивающие задачи: Развивать поэтический слух.

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к родной природе.

Методы и приёмы:

  • Словесные: беседа, вопросы, объяснение, художественное слово, поощрение, сюрпризный момент
  • Практические: наблюдения, упражнения

Предварительная работа: Накануне во время прогулки «поискать» приметы осени: описать ее цвета, послушать шуршание листьев и, если удастся, отметить, что «воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра». 

Познакомить детей со стихотворениями об осени, рассмотреть иллюстрации на соответствующую тему. Заучивание стихотворений об осени.

Составление описательного рассказа вместе с воспитателем.

Словарная работа: листопад, сентябрь, разноцветная, печальная

Оборудование: Репродукции картин на тему «Осень», кукла, алгоритм, шаблон осеннего листочка

 

Ход занятия:

В: -Здравствуйте, ребята! Отгадайте мою загадку:

Утром мы во двор идём —

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень)

 

В: — Правильно, ребята, это осень. А кто знает какой сейчас месяц? (Сентябрь).

 

В: -Ребята, я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Назови примету осени» (дети передают листочек и называют примету осени)

 

В: — Ребята, сейчас у нас ранняя осень. Она бывает золотая, разноцветная, дождливая, хмурая, печальная, пасмурная.  Это яркое и красивое время года, про которое написано много чудесных стихотворений. И сегодня я хочу познакомить с одним из них. Написал его Бунин Иван Алексеевич (показываю портрет).  Стихотворение называется «Листопад».

Чтение стихотворения (2 раза)

 

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

 

В: Согласитесь, так красиво можно рассказать об осенней природе только в поэтическом (стихотворном) произведении.

 

-Ребята, как называется стихотворение?  (листопад)

 -О каком времени года идет речь? 

-О каких деревьях говорится?

 

Физминутка:

«Мы листики осенние»

 

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

 

Раздается стук в дверь. Ребята к нам кто- то пришел. Вы хотите узнать, кто к нам пришел, тогда отгадаем загадку.

Ей меняю я наряды

Спать кладу, гулять вожу

Расчешу и если надо

Бант красивый повяжу

С чем же так играю я,

Подскажите-ка, друзья (кукла)

Появление куклы. К нам в гости пришла кукла. ЕЕ зовут Катя. Посмотрите, какая она красивая и нарядная. Дети давайте расскажем про нее.

 

Рассматривание куклы

  1. Какого цвета глаза у куклы?
  2. Какого цвета волосы?
  3. Во что одета кукла?
  4. Какого цвета наряд (как украшена).
  5. Что надето на ногах?
  6. Во что обута кукла?

Физкультминутка

Кукла хлопать все умеет

Своих ручек не жалеет

Вот так, вот так

Кукла топать все умеет

Своих ножек не жалеет.

Вот так, вот так.

А теперь и мы пойдем

С куклой плясать начнем

Вот так, вот так.

Пляшет куколка у нас.

Образец рассказа воспитателя.

Это кукла Катя. Она очень красивая. У куклы голубые глаза. У нее светлые волосы.  Кукла не только красивая, но и нарядная. На кукле красивая белая кофта. Сиреневые штаны. На ногах белые носочки. Обута кукла в белые ботинки.

В: – А теперь вы расскажите про куклу. Для вас я приготовила в помощь алгоритм. Давайте его рассмотрим. (рассматривание алгоритма).

Дети рассказывают. (2-3 рассказа)

Итог занятия.

В: – А сейчас мы вспомним, чем мы сегодня занимались.

– Про какое время года мы с вами говорили? (Мы говорили про осень)

-Вспомним, какая бывает осень? (Осень бывает разноцветная, золотая, дождливая, грустная, пасмурная.

-Что вам понравилось на занятии?

Кукле Кате очень понравилось, как вы про нее рассказывали. Она приготовила для вас в подарок игру «Одень куклу». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Чтение И. Бунин «Листопад».Составление рассказа о кукле.

Тема: Чтение И. Бунин «Листопад».Составление рассказа о кукле....

НОД Приметы осени. Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»

Занятие помогает познакомить детей со стихотворением о ранней осени, показать особенности стихотворного текста. Раскрыть перед  детьми многообразие литературного слова, созвучного с самой природо...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи «Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад».

Конспект занятия в средней группе по развитию речи «Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»....