Развитие речи с помощью мелкой моторики рук " Наши чудесные пальчики".
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Воронцова Ольга Юрьевна

Данная методическая разработка раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через различные виды детской деятельности.

Методическая разработка может быть интересна педагогам дошкольного образования.  Она содержит игры и упражнения на развитие мелкой моторики с нетрадиционными материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx_vorontsova.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

                 Методическая разработка 

Формирование речевой деятельности  детей раннего возраста через развитие  мелкой моторики рук

на тему: «Наши чудесные пальчики»

Ольга Юрьевна Воронцова:  воспитатель

Иркутская область, г. Ангарск, квартал 182-й, дом 2, МБДОУ

Аннотация. 
  Данная методическая разработка раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через различные виды детской деятельности.

Методическая разработка может быть интересна педагогам дошкольного образования.  Она содержит игры и упражнения на развитие мелкой моторики с нетрадиционными материалами.

Актуальность

  В наше время дети начинают говорить значительно позже своих сверстников 20-летней давности, они позже осваивают навыки самообслуживания из-за слабого развития мелкой моторики, поэтому очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, развивать навыки мелкой моторики, необходимые механизмы для будущего овладения чтением и письмом.

  Развитие мелкой моторики положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, а также стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

Введение

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев»

                                                                                     Сухомлинский В.А.      

  Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать ручками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает мозг ребенка».

  Мелкая моторика-это тонкие движения кистей и пальцев рук, что является основной составляющей многих действий человека.

  Развитие мелкой моторики

- является необходимым условием усвоение ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности;

 - от нее напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга;

 - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Цель: развитие координации движений мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционное использование различных предметов.

Задачи:

создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

- формирование коммуникативных навыков;

- развитие артикуляционной и мелкой моторики;

- развитие тактильной чувствительности рук;

- развитие связной речи;

- развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности;

- воспитание внимания к обращенной речи;

- воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Практическая значимость

  В ходе своей работы использую принципы учета возрастных и индивидуальных особенностей, желаний и интересов детей.

  Новизна данной методической разработки состоит в том, что работа по развитию ручной умелости осуществлялась в различных видах детской деятельности. Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат.

  Использовала следующие средства по развитию ручной умелости у дошкольников:

- самомассаж кистей и пальцев рук;

- пальчиковые игры;

- игры с использованием развивающих игрушек;

- игры с нестандартными материалами;

- работа с бумагой;

- игры с крупами;

- пальчиковый театр;

- работа с пластилином;

- нетрадиционная техника рисования.

  В ходе непосредственной образовательной деятельности с детьми основной акцент делала на использование нетрадиционных материалов, которые способствовали хорошему эмоциональному настрою, повысили общий тонус, координировали движения пальцев рук.

ВЫВОД:
  Таким образом, мы пришли к выводу для полноценного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности; работу по развитию ручной умелости следует проводить в системе различных видов деятельности; в процессе обучения и развития - формировать положительную мотивацию.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Литература

1. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Спб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 96с.

2. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М. С. Рузина. Пальчиковый игротренинг. - М.: УФактория. - 228 с.

3. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка-Пресс, 2000. - 296 с.

4. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] /Н.В.Новотворцева - Ярославль: Академия развития, 1996. -240 с.

5. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. - М.: Родничок, 1999. - 50 с.

6. Савушкина А.Г. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика: младшая и средняя группы. – Волгоград: Корифей. 2009. 96с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи через тренировку мелкой моторики рук.

В работе по развитию м/м рук и координации движений кистей рук можно использовать игры, сделанные своими руками- игры с пробками. Эти игры построены по одному принципу- закручивание пробки на горлышко...

Конспект занятия по развитию речи с помощью мелкой моторики рук в средней группе «Путешествие в сказку»

развитие мелкой моторики руки через действия с предметами, конструктивную деятельность, пальчиковую гимнастику...

Статья о развитии речи с помощью мелкой моторики

Меня это заинтересовало и я начала изучать, а затем работать с детьми своей группы по теме «Развитие мелкой моторики –как средство развития речи». Существует тесная взаимосвязь речев...

Конспект занятия по развитию речи детей через мелкую моторику рук «Умные пальчики» в первой младшей группе»

Конспект занятия по развитию речи детей через мелкую моторику рук «Умные пальчики» в первой младшей группе»Задачи:1. Обучающая:рассказать детям о соблюдении правил безопасности при л...

Дидактическая игра для развития речи с помощью мелкой моторики рук "Матрешки".

С целью развития психических познавательных процессов необходимо уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук ребенка. Я уверена, что Вы слышали такие высказывания, как: «Ум ребенка нах...

Развитие речи с помощью мелкой моторики рук " Наши чудесные пальчики".

Данная методическая разработка раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через различные виды детской деятельности.Методическая разработка может быть интересна педагогам дошкольног...

Активная гимнастика: игры для развития речи с помощью мелкой моторики

Консультация для родителей "Активная гимнастика: игры для развития речи с помощью мелкой моторики"....