Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе со старшими дошкольниками с ТНР
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Мостовщикова Татьяна Валентиновна

 Синквейн - это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по событию или предмету, который и является темой синквейна, или просто краткая характеристика. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.pptx853.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе со старшими дошкольниками с ТНР

Слайд 2

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк», которые строятся по определенным правилам. Это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.

Слайд 3

Правила составления синквейна Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Слайд 4

Алгоритм составления синквейна Предмет (тема) – одно слово – существительное Два прилагательных по теме Три глагола по теме Предложение по теме Ассоциация по теме: одно слово - предмет

Слайд 5

Цель составления синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления» , - писал известный советский психолог Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь».

Слайд 6

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Слайд 7

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Слайд 8

Пример синквейна: Наша группа Весёлая, дружная Учимся, играем, танцуем Наш любимый дом Дети

Слайд 9

I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь первого года обучения). Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Цель этапа : знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Слайд 10

II этап – основной (январь – май первого года обучения). Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Слайд 11

III этап – практический (до конца второго года обучения). Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

Слайд 12

1. НОД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная). 2. Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это? », «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Какой? Какая? Какое? Какие? », «Подбери признаки», «Кто что делает? » и другие). 3. Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др. 4. Речевые тренинги (картотека речевого материала для речевых тренингов). 5. Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие) . 6. Мультимедийные презентации. Формы организации образовательного процесса:

Слайд 13

Виды работы над синквейном 1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего). 2. Составление синквейна по прослушанному рассказу. 3. Коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части). 4.Можно использовать синквейн: - на занятиях для закрепления изученной лексической темы; - для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте; - на занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

Слайд 14

- помогает пополнить словарный запас; - учит краткому пересказу; - помогает развить речь и мышление; - учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль; - облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей через сочинение собственных стихов. Эффективность и значимость синквейна:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии синквейн в развитии речи старших дошкольников"

Доклад на тему "Использование технологии синквейн в развитии речи старших дошкольников"  - инновационные технологии, применяемые в работе с детьми....

План работы по самообразованию на 2019– 2020 учебный год Тема: «Использование технологии «Синквейн» в работе с старшими дошкольниками»

План работы по самообразованию на 2019– 2020 учебный год Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-...

Использование технологии синквейн в развитии речи старших дошкольников с ТНР

Опыт работы со старшими дошкольниками с ТНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями...

Консультация для педагогов "Использование технологии "СИНКВЕЙН" в развитии речи старших дошкольников"

Консультация для педагогов "Использование технологии "СИНКВЕЙН" в развитии речи старших дошкольников"...

Презентация "Использование технологии синквейн в речевом развитии старших дошкольников"

Одной из интересных  и  эффективных методов  технологии, которая позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи воспитанников, является технология син...