Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе со старшими дошкольниками с ТНР
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
Синквейн - это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по событию или предмету, который и является темой синквейна, или просто краткая характеристика. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinkveyn.pptx | 853.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк», которые строятся по определенным правилам. Это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.
Правила составления синквейна Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Алгоритм составления синквейна Предмет (тема) – одно слово – существительное Два прилагательных по теме Три глагола по теме Предложение по теме Ассоциация по теме: одно слово - предмет
Цель составления синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления» , - писал известный советский психолог Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь».
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.
Пример синквейна: Наша группа Весёлая, дружная Учимся, играем, танцуем Наш любимый дом Дети
I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь первого года обучения). Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Цель этапа : знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.
II этап – основной (январь – май первого года обучения). Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).
III этап – практический (до конца второго года обучения). Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.
1. НОД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная). 2. Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это? », «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Какой? Какая? Какое? Какие? », «Подбери признаки», «Кто что делает? » и другие). 3. Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др. 4. Речевые тренинги (картотека речевого материала для речевых тренингов). 5. Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие) . 6. Мультимедийные презентации. Формы организации образовательного процесса:
Виды работы над синквейном 1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего). 2. Составление синквейна по прослушанному рассказу. 3. Коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части). 4.Можно использовать синквейн: - на занятиях для закрепления изученной лексической темы; - для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте; - на занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.
- помогает пополнить словарный запас; - учит краткому пересказу; - помогает развить речь и мышление; - учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль; - облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей через сочинение собственных стихов. Эффективность и значимость синквейна:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование технологии синквейн в развитии речи старших дошкольников"
Доклад на тему "Использование технологии синквейн в развитии речи старших дошкольников" - инновационные технологии, применяемые в работе с детьми....
План работы по самообразованию на 2019– 2020 учебный год Тема: «Использование технологии «Синквейн» в работе с старшими дошкольниками»
План работы по самообразованию на 2019– 2020 учебный год Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-...
Консультация для родителей "Использование технологии "Синквейн" по развитию речи старших дошкольников".
quot;Кто ясно мыслит - тот ясно излагает"...
Конспект мастер-класса "Использование технологии "Синквейн" в развитии речи старших дошкольников"
Мастер-класс для педагогов...
Использование технологии синквейн в развитии речи старших дошкольников с ТНР
Опыт работы со старшими дошкольниками с ТНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями...
Консультация для педагогов "Использование технологии "СИНКВЕЙН" в развитии речи старших дошкольников"
Консультация для педагогов "Использование технологии "СИНКВЕЙН" в развитии речи старших дошкольников"...
Презентация "Использование технологии синквейн в речевом развитии старших дошкольников"
Одной из интересных и эффективных методов технологии, которая позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи воспитанников, является технология син...