Использование технологии синквейн в развитии речи старших дошкольников с ТНР
методическая разработка по логопедии

Опыт работы со старшими дошкольниками с ТНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе. Трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли. Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_realizatsii_-_kopiya.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № ***»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Использование технологии синквейн

в развитии речи старших дошкольников с ТНР»

ВИЗИТКА ПРОЕКТА

  1.  Авторы проекта

  • ФИО, должность: учитель логопед Жаворонкова Ирина Ивановна
  • Регион\область: Ярославская область,  г. Ярославль
  • Район в котором находится МДОУ:  Кировский район
  • Полное название МДОУ:  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №***
  1. Описание проекта
  • Название темы образовательного проект: «Использование технологии синквейн в развитии речи старших дошкольников с ТНР»
  • Сроки: долгосрочный (сентябрь 2018-март 2020 гг)
  • Участники проекта: учитель-логопед, дети группы компенсирующей направленности, воспитатели группы.
  • Актуальность проекта: Опыт работы со старшими дошкольниками с ТНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе. Трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли. Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

  1. Краткое содержание проекта
  • Цель проекта: повышение результативности работы по развитию речи с детьми группы компенсирующей направленности посредством целенаправленного применения методики синквейн.
  • Задачи проекта:

1.Познакомить детей с новой творческой формой работы – составление синквейна.

2.Выявить степень эффективности синквейна в коррекции речи дошкольников с ТНР.

  • Ожидаемый результат проекта: методика синквейн, применяемая в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР по развитию речи, будет способствовать успешной коррекции всей речевой системы в целом, а именно:

Развитию  лексических представлений.

Дети будут иметь богатый словарный запас. Безошибочно пользоваться обобщающими словами и понятиями. Свободно говорить на темы, выходящие за пределы видимой ситуации. Владеть предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливать частные и общие связи между ними.

Развитию грамматического строя речи.

В результате коррекционной работы к концу обучения разовьется критическое отношение к речи, ее грамматическому оформлению, речевой самоконтроль.

Развитию связной речи.

Дети будут способны составлять тексты разного типа: описание, повествование, рассуждение. Детские описания будут включать называние объекта, его детали и качества.

  1. Этапы реализации проекта

Этап I - подготовительный

  • Составление перспективного плана работы по проведению проекта;
  • Изучение методической и научно-практической литературы по теме проекта ;
  • Подбор упражнений, игр, изготовление дидактических пособий.

 Этап II- практический

1. 1. БЛОК – РАБОТА С ДЕТЬМИ

  • Мониторинг детей;
  • Уточнение, расширение и совершенствование словаря по разным лексическим темам.
  • Создание нерифмованного стихотворения (синквейна)

1.2. БЛОК – РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  • Консультация: «Как развивать словарный запас ребёнка?»
  • Консультация:  «Игры для развития грамматического строя речи».

1.3. БЛОК – РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

  • Тематическое выступление для педагогов группы компенсирующей направленности № 12  «Инновационная технология  - синквейн»;
  • Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии синквейн в работе по развитию речи дошкольников».

Этип III – обобщение

  • Анализ результатов деятельности, соотнесение их с заявленными целями.

  1. Методологическая база проекта
  1. Душка Н. Д. Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5 (2005).
  2.  Ткаченко Т.А. «Учимся говорить правильно»
  3.  Терентьева Н. Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).
  4. Интернет ресурсы:

http://office.microsoft.com/templates/directdownload.aspx?AssetID=TC30007719

1049&Application=PP&Result=2&Version=12

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%

D0%B5%D0%B9%D0%BD#cite_ref-0

http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=606

Работа по реализации проекта.

Содержание работы

Результат

Сроки

I- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Изучение методической и научно-практической литературы по теме проекта

Систематизация дидактического и методического материала по теме проекта

Сентябрь     2018

Составление перспективного плана работы по проведению проекта

План реализации проекта

Сентябрь     2018

Подбор упражнений, игр, изготовление дидактических пособий.

Создание картотеки игр для развития словарного запаса

Сентябрь     2018

II - ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

1. 1 БЛОК – РАБОТА С ДЕТЬМИ  СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Выявление уровня речевого развития детей

Логопедическая

диагностика

Сентябрь 2018

Уточнение, расширение и совершенствование словаря

по разным лексическим темам.

Уточнение, расширение и обогащение предметного словаря. Слова, называющие предметы. Усвоение понятия «неодушевленный и одушевленный предмет».

Приложение № 1

Октябрь 2018

Усвоение понятия «слова-действия»

Приложение № 2

Октябрь 2018

Усвоение понятия «слова- признаки».

Приложение № 3

Ноябрь 2018

Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения

Знакомство с понятием «предложение» и его структурой.

Формирование умения составлять простое предложение с опорой на схему

Приложение № 4

Ноябрь 2018

Создание нерифмованного стихотворения (синквейна)

Знакомство детей с синквейном.

Объяснение правила его составления. Коллективное составление синквейна  «Зима» с опорой на графическую схему.

Приложение № 5

Декабрь 2018

Составление синквейна с опорой на графическую схему на тему «Домашние животные».

Декабрь 2018

Составление синквейна с опорой на графическую схему на тему «Новый год»

Январь 2018

Составление синквейна с опорой на графическую схему на тему «Зимующие птицы».

Январь 2018

Составление синквейна с опорой на графическую схему на тему: «Профессии»

Составление синквейн на тему «Семья».

Составление синквейна о героях сказки «Заюшкина избушка»

Работа в подгруппах

Февраль 2018

Составление синквейна с опорой на графическую схему на тему

« Весна»

Март 2018

Составление синквейна  «Моя мама», «Моя бабушка».

Март 2018

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части на тему «Перелетные птицы»

Апрель 2018

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части на тему «Насекомые».

Апрель 2018

Выявление уровня речевого развития детей.

Логопедическая диагностика

Приложение  7

Май 2018

  1. 2 БЛОК – РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Консультация: «Как развивать словарный запас ребёнка?»

Приложение №  6

Октябрь 2018

Консультация:  «Игры для развития грамматического строя речи».

Январь 2018

1.3. БЛОК – РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Тематическое выступление для педагогов группы компенсирующей направленности № 12  «Инновационная технология  - синквейн»;

Презентация

Октябрь 2018

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии синквейн в работе по развитию речи дошкольников».

Презентация

Май 2019

1. 1 БЛОК – РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Коллективное составление синквейнов на на тему» «Грибы», «Ягоды»  по схеме и вопросам логопеда.

Приложение № 5

Сентябрь

2019г.

Составление синквейна на тему «Овощи», «Фрукты», «Осень» «Моя любимая игрушка».

Составление синквейна «Берёза», «Дуб» после сопоставительного рассказа.

Октябрь

2019г.

Составление синквейна на тему «Домашние птицы», работа в группах.

Ноябрь

2019г.

Составление синквейна, опираясь на заданную схему по индивидуальным картинкам на тему «Домашние животные», «Зимующие птицы»

Составление синквейна на тему «Новый год» работа в группах.

Декабрь

2019г.

Составление синквейна на тему «Зима».

Составление синквейна по индивидуальным картинкам.на тему «Дикие животные».

Январь

2020г.

Составление синквейна по прочитанному рассказу  «Как слон спас своего хозяина».

Составление синквейна «Военные профессии»

Составление синквейна «Профессия моей мамы».

Составление синквейна «Ранняя весна».

Составление синквейна по индивидуальным картинкам.на тему «Перелётные птицы»

Февраль

2020г.

Март 2020

Выявление уровня речевого развития детей.

Логопедическая диагностика

Приложение  7

Март 2020

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Использование синквейн – технологии в развитии речи старших дошкольников.

Синквейн - технология один из эффективных способов развитие речи детей...

Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка п...

Буклет Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников.

Буклет предназначен для педагогов и родителей, которые хотят научить детей составлять небольшие заметки о предметах используя прием «СИНКВЕЙН»...

Презентация. Использование синквейн технологии  в развитии речи старших дошкольников

Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников...

Консультация для педагогов "Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников"

Данный материал был подготовлен в помощь педагогам, воспитателям для ознакомления с Синквейн технологией....

"Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников"

Понятие технологии синквейн, ее использование для развития речи старших дошкольников....

Семинар для педагогов "Использование синквейн-технологии в развитии речи старших дошкольников"

Синквейн часто используется современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейн в форме игры....