Консультация «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
консультация по коррекционной педагогике на тему

Черепинова

В связи с тем, что в настоящее время значительно возросло число детей с речевыми нарушениями, а как известно правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более ранние сроки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»

В связи с тем, что в настоящее время значительно возросло число детей с речевыми нарушениями, а как известно правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более ранние сроки.

 Существует четыре этапа в становлении речи детей.

1-й — подготовительный (с момента рождения — до года);

2-й — преддошкольный (от года до 3 лет);

3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет);

4-й — школьный (от 7 до 17 лет).

Остановимся подробно на характеристике этих этапов.

Первый этап — подготовительный. На данном этапе происходит подготовка к овладению речью.

Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. Крик — первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.

К концу года ребенок произносит гласные А,У,И, согласные М,П,Б,Д.

С 1 до 3-х лет ребенок многие звуки родного языка  произносит неправильно, переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем восприятия фонем. Но характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических, мелодических контуров слов, например: касянав (космонавт), пиямида (пирамида), итая (гитара), синюська (свинюшка).

На втором году жизни дети довольно четко произносят гласные А, О, И, У и согласные Т, Д, С, З, которые они заменяют мягкими: дяй(дай), сянки(санки).

На третьем году жизни в речи детей появляются согласные Т, Н, В, Ф, Г, К, Х, Ль.

Как отмечают психологи, с момента появления у ребенка возможности правильно строить несложные предложения и изменять слова по падежам, числам, лицам и временам происходит качественный скачок в развитии речи.

Таким образом, к концу преддошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи.

В три года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает определенный лексический запас.

Дошкольный этап. Этот период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования.

В этот период появляются звуки позднего онтогенеза Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р.

На пятом году жизни у детей значительно улучшается звукопроизношение, полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдаются пропуски звуков и слогов, а у большинства заканчивается процесс овладения звуками.

Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит.

Сегодня же каждый второй ребенок нуждается в коррекции развития речи. Причин появления такого количества нарушений развития много:

1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору.  

2. Ведущее место в пренатальной патологии нервной системы занимают родовая травма и асфиксия. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния могут захватить и речевые зоны коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения. В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) - недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).

3.Курение, прием лекарственных препаратов, наркотиков.

4. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.

Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

5. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга. Травмы лицевого скелета (повреждения нёба, выпадение зубов) мешают ребенку научиться правильно произносить звуки и слова.

6. Наследственные факторы. По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба (расщелины нёба), а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание.

7. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

8.Дети раннего возраста, воспитывающиеся в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением (глухонемые родители или родители с дефектами речи, длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний) отстают в развитии речи.

9.Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (нечеткость произношения, заикание, нарушение темпа речи и т.д.) могут иметь в своей основе подражание.

10.Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. Ему недостаточно слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон). Неблагоприятные условия: отсутствие эмоционально положительного окружения, сверхшумное окружение, задерживают развитие речи ребенка

11.Речевые нарушения возникают часто при различных психических травмах (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье) - это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребенка психогенные речевые расстройства, невротическое заикание.

12.Так же оказывают неблагоприятное воздействие на развитие речи ребенка: общая физическая слабость, незрелость, обусловленная недоношенностью или внутриутробной патологией, заболевания внутренних органов, рахит, нарушение обмена веществ.

Таким образом, любое общее или нервно-психическое заболевание ребенка первых трех лет жизни обычно сопровождается нарушениями речевого развития.

Мы с вами более успешно можем повлиять на устранение внутренних причин, а именно – правильно и своевременно организовать воспитательную, коррекционную и образовательную работу с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Речевое развитие детей с задержкой психического развития посредством пальчиковых игр".

Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Трудно понять, каким образом маленький ребёнок, который не может ни на чём сосредоточиться, не владеет умственн...

Консультация "Речевое развитие детей 4-5 лет"

  Пятый год жизни – заключительная фаза в развитии языка, но детское словотворчество еще продолжается....

Консультация речевое развитие детей 3-4 лет

РЕЧЬ – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом.Своевременное и правильное речевое развитие  формирует  личность ребенка.Усвоение речи в дошкольном возрасте — н...

Консультация: "Речевое развитие детей дошкольного возраста"

Нормы речевого развития детей дошкольного возраста....

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Речевые нарушения у детей»

В настоящее время актуальна проблема ранней диагностики детей до 3-х лет.Причиной данной проблемы является то обстоятельство, что во всех странах число новорожденных детей с недостатками развития неук...

Консультация "Речевые нарушения у детей с аденоидами".

Речевые нарушения у детей с аденоидами....

Консультация "Речевые иры для детей 4-5 лет "

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ.«Найди первый звук»Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть сл...