Консультация "Речевое развитие детей 4-5 лет"
консультация по логопедии (средняя группа) на тему

Рузанова Лилия Алиевна

    Пятый год жизни – заключительная фаза в развитии языка, но детское словотворчество еще продолжается. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 2092 имени И.Н. Кожедуба

Дошкольное подразделение «Поколение» по адресу:

109559, г. Москва, ул. Маршала Кожедуба, д.16, к.2

тел.:    (495)658-72-84;факс 658-84-84

e-mail:  doy1417@bk.ru

                                                     

                                                                             

  Консультация родителям

«Развитие речи ребенка пятого года жизни».

Москва 2015 год

 Мама: «Ты  у меня совсем самостоятельная стала!»

5-летняя марина: «Я не только самостоятельная, я и самолежательная и самосидетельная!».

 М.М.Кольцова «Ребенок учится говорить»

«Я правдун!»

«Я намакаронился!»

«Спокочи ночи»

«Я вся такая пахлая!»

«Я вся такая духлая!»

К.И.Чуковский «От двух до пяти»

    К 4-5 годам ребенок овладевает падежами, сначала родительным, потом дательным, творительным, предложным. Появляются глагольные времена и многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети с удовольствием произносят монологи. Начинается второй период вопросов: «Почему?».

    Пятый год жизни – заключительная фаза в развитии языка, но детское словотворчество еще продолжается. Лингвистическое совершенство детского словообразования, построенного по законам родного языка, поразительная чуткость малышей к языку радуют, удивляют и забавляют родителей.

    В этом возрасте дети образуют синтетические слова: БАНАНАС (бана+ананас); БАБЕЗЬЯНА (бабушка обезьяны); ВОРУНИШКА (вор+врунишка); МАПИНА ДОЧКА; ВСЕХЛЮДНАЯ. В возрасте от 3,5 до 6 лет дети очень любят сочинять и рассказывать сказки. Чаще это происходит так: малыш держит в руках раскрытую книгу и «читает». В возрасте 4-5 лет он пользуется готовыми фразами или шаблонами, составляя из них сказки и рассказы, которые начинаются словами «Жили-были…». В каждое повествование ребенок старается внести что-то свое, и это способствует развитию его творческих способностей.

    Родители должны научиться внимательно слушать своего ребенка. Хорошо, если они записывают за ним слова, сказки, которые он сочиняет. На пятом году жизни значительно улучшается его звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, он реже пропускает звуки и слоги, правильно произносит шипящие и сонорные звуки, учится выговаривать многосложные слова, точно воспроизводит слоговую структуру. Определенную трудность для детей представляют слова с большим количеством согласных звуков (зеркало, литература, экскаватор, контейнер), поскольку произношение некоторых звуков у них еще не закреплено: звуки не дифференцированы на слух в произношении. Постепенно эти недостатки проходят, подвижность мышц артикуляционного аппарата позволяет более точно использовать язык и губы для произношения сложных звуков.

    5-летний ребенок может подбирать слова на заданный звук, выделять его в слове. Поиграйте с ребенком, попросите его назвать слова, которые начинаются на звук т или д, б или п, м или н. Развитый речевой слух дает ему возможность различать громкость звука, ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные интонации, голосовые модуляции.

    Дети с удовольствием подражают взрослым, точно воспроизводя различные интонационно-методические особенности их речи, выделяя отдельные слова смысловым ударением и выдерживая паузу. Свободно, в течение 3-5 секунд они могут произносить гласный звук, поскольку речевой выдох у них стал длительнее. Если ребенок к 5 годам все еще неправильно произносит отдельные звуки, ему нужна помощь логопеда.

    Это тем более необходимо, что у ребенка возрастает интерес к звуковому оформлению слов и он с удовольствием их рифмует: Паша-Маша, каша-наша, а иногда сочиняет собственные четверостишья или перефразирует хорошо известные: «Тише Танечка, не плачь, я куплю тебе калач».

    К 4-5 годам активный словарь детей увеличивается приблизительно до 3000 слов. Это позволяет им точнее выражать свои мысли, насыщая речь прилагательными, наречиями, личными местоимениями, сложными предлогами. Они все чаще пользуются обобщающими понятиями: одежда, обувь, мебель и т.д.

    Если вы хотите помочь ребенку закрепить и дифференцировать те или иные звуки, а также овладеть слоговой структурой слова, предложите ему задание: он должен договаривать слова в небольших стихотворениях:

«Приходи к нам тетя…

Нашу детку…»

«Спать пора

Уснул…

Лег в коробку

На…».

    Чтобы закрепить правильное употребление звука, выработать четкую артикуляцию, предложите ребенку повторять за вами чистоговорки:

«Са-са-са – вот летит оса.

Со-со-со – у Сони колесо.

Су-су-су – видели лису.

Ла-ла-ла – Мила в лодочке плыла.

Ра-ра-ра – высокая гора».

    Для развития слухового внимания предложите ребенку загадки, а для работы над темпом, плавностью, ритмом, выразительностью ребенка – заучивать небольшие стихи, считалки, потешки.

    Это необходимо потому, что к 5 годам ребенок уже обращает внимание на звуковое оформление речи, увеличивается его словарный запас, и речь становится выразительной, грамотной, четкой.

    Таков Ваш дошкольник – умный и внимательный. Он умеет воспринимать, запоминать и мыслить, у него большой опыт практических действий – он чувствует уверенность в своих силах. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей"

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство

1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по развитию детей 6-7 лет по образовательным областям: физическое развитие социально–коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно–эстетическое развитие

ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЕ по развитию детей   6-7 лет по образовательным областям: физическое развитиесоциально–коммуникативное развитиепознавательное развитие речев...