Буква А, обучение грамоте
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Дресвянкина Диана Алексеевна

Обучение грамоте в ДОУ — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению процессами письма и чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Обучению грамоте

в старшей группе

Дресвянкиной Дианы Алексеевны


Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: знакомство с печатной буквой А

Образовательные задачи: Буква Аа и звук [а]. Формирование умения находить букву среди других букв алфавита.

Развивающие задачи: Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики.

Воспитательные задачи: Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Оборудование: Палочки, пластилин, пластмассовые объемные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, «Мой букварь»2, контейнеры с цветными

карандашами, контейнер с песком, лист красного картона, влажные салфетки.

Предварительная работа: Заучивание двустишия о букве А из книги

«Мой букварь», подбор имен на звук [а].


Этап, методы и приемы руководства

Содержание организованной образовательной деятельности

Условия реализации предметно-пространственной среды

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационно-мотивационный этап

Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Сначала сядет тот, у кого название картинки начинается со звука [и], потом сядет тот, у кого название картинки начинается со звука [у], затем тот, у кого название картинки начинается со звука [о]. А оставшиеся дети назовут свои картинки. (Аист, автобус) С какого звука начинаются эти слова? (Со звука [а]) Сегодня мы с вами познакомимся с буквой Аа, которая обозначает звук [а].

Слушают воспитателя, отвечают на вопросы

Основной этап

Упражнение «Лесенка».

Знакомство с буквой А.

Упражнение «Живой конструктор»

Игровое упражнение «Волшебная буква»

Посмотрите на картинку и вспомните стихотворение, которое вы выучили с воспитателями. Расскажите его все вместе.

Алик с Аллочкой дружил, Алле астры подарил.

Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [а]? (Алик, Аллочка, Алла, астры)  Какие еще слова на звук [а] вы помните? (Аист, арбуз, азбука, абрикос) Вспомните имена, которые начинаются с этого звука. (Арина, Алеша, Андрюша, Алина, Алена) Вы вспомнили много слов, которые начинаются со звука [а]. А что вы знаете про этот звук? Какой он? (Он гласный. Его можно петь. Мы обозначаем его красным кружком) Пока закройте буквари.

Предлагаю детям встать около стульчиков. Давайте споем звук [а], как будто наш голос поднимается, а потом опускается по лесенке.  Помещаю на магнитную доску большую букву А, а на столики коробки с красными палочками. Это большая буква А. Из скольких палочек она состоит? (Из трех) Обратите внимание на то, что две палочки длинные, а одна — короткая. Возьмите из коробки по три палочки и сложите большую букву А. Какую букву вы сложили? (Это буква А)

Помещаю на магнитную доску маленькую букву а, а на стол —коробку с красным пластилином. А вот это маленькая буква а. Она состоит из полукруга и изогнутой палочки. Возьмите пластилин, попробуйте слепить маленькую букву а. Обратите внимание: полукруг расположен слева, а изогнутая палочка — справа. Какую букву вы слепили? (Маленькую букву а) Положите ее справа от большой буквы А. Теперь сложите буквы в контейнер и откройте буквари. В верхнем левом углу страницы написаны две буквы. Какие это буквы? (Большая буква А и маленькая буква а) Обратите внимание: они красного цвета, потому что они обозначают гласный звук [а] и тоже называются гласными. Видите, под ними красный кружок? Это кружок, которым мы обозначаем звук [а]. Теперь посмотрите на картинку в нижней части страницы и найдите на ней все буквы Аа. Покажите их. Переверните страницу. Что вы видите? (Большую букву А из палочек и маленькую букву а из пластилина) А еще вы видите картинки. Назовите их. (Аист, астра) А вот эти большие ворота называются аркой, музыкальный инструмент — арфой. Постарайтесь запомнить эти слова. Давайте произнесем их вместе. (Арка, арфа) С какого звука начинаются эти слова? (Со звука [а]) Посмотрите на слова внизу страницы. Там написано: аист, астра, арка, арфа. Покажите все буквы а в этих словах.  Закройте буквари. Теперь я хочу предложить вам очень интересное задание. Оно называется «Живой конструктор». Сейчас Аня, Вадик и Саша лягут на ковер, а Даша скажет им, как нужно лечь, чтобы сложить большую букву А. (Вадик ляжет слева, а Саша ляжет справа) Они будут изображать большие палочки. Вы помните, что они должны лежать с наклоном? (А Аня ляжет посередине, поперек) Она будет изображать перекладину. Какая буква получилась? (Большая буква А) Теперь все встаньте на ковер, потянитесь на носочках вверх, подняв руки. Сделайте вдох. Расслабьтесь, опуститесь на всю ступню, уроните руки, сделайте выдох. Сейчас быстро соберите в ведерко все буквы А, которые найдете на ковре.  Приглашает детей к столу, на котором стоит контейнер с сухим песком. В песок заранее зарыт лист красного картона, смазанный клеем. Не смазан клеем только контур заглавной буквы А. Опустите ладони в песок, поиграйте с песком, поищите, что в нем спрятано. Дети нащупывают лист картона. Это не простой лист картона, а волшебный. Давайте осторожно достанем его и стряхнем с него песок. Что вы видите? (Это буква А)  

 Слушают воспитателя, отвечают на вопросы

Поют звук [а] вместе с педагогом.

Выполняют задание

Показывают буквы

Заключительный этап

Подведение итогов 

 Предлагаю детям рассказать о том, чем они занимались на занятии, что нового узнали, а потом положительно оцениваю работу каждого ребенка.

Отвечают на вопросы, слушают воспитателя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Занятие по программе «Предшкольная пора» под ред.Н.Ф.Виноградовой. Учимся родному языку. Обучение грамоте Тема: «Клуб знатоков решает вопросы: буква У или буква Ю?»

Занятие по программе «Предшкольная пора» под ред.Н.Ф.Виноградовой.Учимся родному языку. Обучение грамоте Тема: «Клуб знатоков решает вопросы: буква У или буква Ю?»...

Игра "Собери букву" по обучению грамоте..

Игра способствует запоминанию графического изображения букв и звуков, которые они обозначают. Ребенок путем проговаривания отбирает те картинки, в названии которых первый звук  "З"....

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Тема: «Звуки [З ] – [З\'], буква З», обучение грамоте с использованием ИКТ технологии и приемами нейростимуляции, подготовительная группа.

Номинация: «Конспект открытого педагогического мероприятия в дошкольном образовательном учреждении»Тема: «Звуки [З ] – [З'], буква З», обучение грамоте с исполь...

Буква Б, обучение грамоте

Дресвянкина Д.А....