Буква Б, обучение грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект
НОД по обучению грамоте
в старшей группе
Дресвянкиной Дианы Алексеевны
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Цель: отработка и демонстрация правильного произношения звука [б] и [б’] в активной речи
Задачи:
Обучающие:
Повторить гласные звуки, согласные звуки (знакомые), правильное написание буквы Б, правильно произносить звуки в игровой и свободной речевой деятельности, различать согласные звуки по признакам: глухой — звонкий, твердый — мягкий.
Развивающие: думать и рассуждать, быть внимательными, связанно составлять свои предложения в активной речи
Воспитательные: отвечать на вопросы полным предложением, дослушивать товарища
Коррекционная задача: говорить в умеренном темпе, вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи
Словарная работа: активизировать в речи детей слова на букву Б
Планируемый результат:
Подготовительная работа: подготовила конспект по конспектам Н. В. Нищевой и выучила, подготовила необходимый материал
Материал и оборудование: картинки, флажки, фишки, картинки, картонные буквы, части буквы Б, карандаши (синий, красный), пластилин, раскраска «Белочка», медальки
Этап, методы и приемы руководства | Содержание организованной образовательной деятельности | Условия реализации предметно-пространственной среды | |
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | ||
Организационно-мотивационный этап Вопросы | Посмотрите внимательно на картинки, которые лежат перед вами. Могут сесть те дети, у кого на карточках предметы, в названиях которых есть звук [б]. Что за предметы у вас на картинках? (Барабан. Бочка. Бусы.) Правильно. А почему не сел? Что у тебя на картинке? (У меня пушка. В этом слове нет звука [б]). Верно. Все молодцы. Сегодня мы будем различать звук [б] с другими звуками, повторим букву б, почитаем и поиграем. Готовы? (Да) | Слушают воспитателя, отвечают на вопросы, готовы выполнять задания | Картинки |
Основной этап Игра «Подними флажок» Упражнение «Кто скорее?» Худ.слово Работа с раздаточным материалом Подвижная игра «Назови зверей» Упражнение «Найди букву» | Произнесите звук [б] Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, мы смыкаем губы, звук [б] гласный или согласный? (Согласный). Верно. Его нельзя петь. И во рту есть преграда. Это губы. Каким кружком мы будем обозначать этот звук? (Синим). Правильно. Поэтому возьмите по одному синему флажку. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [б]. Слушайте меня внимательно. Сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. О, б. что получилось? (Об). Верно. Получи фишку. У, б. (Уб), (ба, бо, бу, бак, бок) Бэллочка и Боря, сидят на заборе, Булочки, баранки ели спозаранку. В каких словах этого стихотворения есть звук [б]? (Бэллочка, Боря, заборе, булочки, баранки). Посмотрите на картинку. Кого вы видите на ней? (Это Бэллочка и Боря). Теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Бб. Под ними вы видите два кружка. Это значит, что буква Б обозначает два звука [б] и [б’]. Синим кружком обозначают твердый согласный звук [б], а зеленым – мягкий согласный звук [б’]. В русском языке много букв, которые обозначают по два звука. Например, буква П обозначает звуки [п] и [п’], а буква Н – звуки [н] и [н’]. Буква К обозначает звуки [к] и [к’], а буква М – звуки [м] и [м’]. Теперь мы с вами будем учиться узнавать и различать твердые и мягкие согласные звуки. Но это еще не все из того, что вы узнаете сегодня о согласных звуках. Произнесите звук [б] и в это время прижмите ладонь к горлышку. Шумно или тихо в горлышке при произнесении звука [б]? (Шумно.) Это значит, что звук [б] – звонкий. А теперь произнесите звук [п] и в это время прижмите ладонь к горлышку. Шумно или тихо в горлышке при произнесении звука [п]? (Тихо.) Это значит, что звук [п] – глухой. Все согласные в русском языке делятся на звонкие и глухие. А теперь посмотрим на картинку в нижней части. Сначала назовите предметы, названия которых начинаются со звука [б], а потом – со звука [б’]. (Ботинки, барабан, баран, булка, бараны; бинокль, белка, бидон.) Еще раз посмотрите на большую букву Б. Какие палочки и др. элементы нужно взять, чтобы сложить эту букву? (Нужны длинная и короткая палочки и полукруг). Пойдите к доске и сложите большую букву Б. Вот какие красивые буквы. Запомните, что полукруг у большой буквы Б справа от длинной палочки внизу. Посмотрите на слоги в зеленой рамке. Прочитайте их. (Ба, бо, бу, би). Посмотрите: под первым слогом нарисованы синий и красный кружки. Что они обозначают? (Синий кружок обозначает звук [б], а красный – звук [а]). А кружки под вторы слогом? (Синий кружок обозначает звук [б], а красный – звук [о]). Какие кружки вы нарисуете под слогом бу? (Синий и красный). А под слогом би? (Зеленый и красный). Почему первым будет зеленый кружок? (Он обозначает мягкий звук [б’]). Переверните листок, посмотрите на квадрат, выберите нужного цвета пластилин и в квадрате пластилином выложите букву Б. Раз, два, три, четыре, пять. Будем мы в зверей играть. Ежик Зайка Лось с ветвистыми рогами, Лось со стройными ногами
И медведь зубастый бурый, Раз, два, три, По порядку назови: Ежик, зайка, лось, медведь. Найдите все буквы Б и сложить их в корзинку | Внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, играют в игру, выполняют задания Дети раскрашивают кружки. Выкладывают букву Сжимают и разжимают кулачки. Показывают ладони с переплетен и растопырен. пальцами. Показывают кулачок с выпрямлен. указат. и сред. пальчиками Показывают ладони с растопырен. пальцами. Показывают опущенные вниз указательный и средний пальцы на обеих руках. Двумя ладонями показывают зубастую пасть. | Флажки, фишки, картинки, картонные буквы, части буквы Б, карандаши (синий, красный), пластилин |
Заключительный этап Подведение итогов Вопросы | Что мы сегодня делали?(Сегодня мы различать звук [б] с другими звуками, повторили букву б, читали и играли, выкладывали букву Б) Какое задание для вас было самым легким? Каким самым сложным? Понравилось вам занятие? В какую игру мы играли, когда получали фишки? («Кто скорее?») У кого было больше всего фишек? Эти ребята получают приз. Также я хочу выделить еще некоторых ребят, которые были сегодня внимательными, не отвлекались, отвечали полным предложением. | Внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы | Раскраска «Белочка», медальки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Занятие по программе «Предшкольная пора» под ред.Н.Ф.Виноградовой. Учимся родному языку. Обучение грамоте Тема: «Клуб знатоков решает вопросы: буква У или буква Ю?»
Занятие по программе «Предшкольная пора» под ред.Н.Ф.Виноградовой.Учимся родному языку. Обучение грамоте Тема: «Клуб знатоков решает вопросы: буква У или буква Ю?»...
Игра "Собери букву" по обучению грамоте..
Игра способствует запоминанию графического изображения букв и звуков, которые они обозначают. Ребенок путем проговаривания отбирает те картинки, в названии которых первый звук "З"....
Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)
Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...
Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп
Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...
Тема: «Звуки [З ] – [З\'], буква З», обучение грамоте с использованием ИКТ технологии и приемами нейростимуляции, подготовительная группа.
Номинация: «Конспект открытого педагогического мероприятия в дошкольном образовательном учреждении»Тема: «Звуки [З ] – [З'], буква З», обучение грамоте с исполь...
Буква А, обучение грамоте
Обучение грамоте в ДОУ — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению процессами письма и чтения....