Буква Б, обучение грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Дресвянкина Диана Алексеевна

Дресвянкина Д.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Буква Б24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

НОД по обучению грамоте

в старшей группе

Дресвянкиной Дианы Алексеевны


Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Цель: отработка и демонстрация правильного произношения звука [б] и [б’] в активной речи 

Задачи:  

Обучающие:

Повторить гласные звуки, согласные звуки (знакомые), правильное написание буквы Б, правильно произносить звуки в игровой и свободной речевой деятельности, различать согласные звуки по признакам: глухой — звонкий, твердый — мягкий.

Развивающие: думать и рассуждать, быть внимательными, связанно составлять свои предложения в активной речи

Воспитательные: отвечать на вопросы полным предложением, дослушивать товарища

Коррекционная задача: говорить в умеренном темпе, вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи

Словарная работа: активизировать в речи детей слова на букву Б

Планируемый результат:

Подготовительная работа: подготовила конспект по конспектам Н. В. Нищевой и выучила, подготовила необходимый материал

Материал и оборудование: картинки, флажки, фишки, картинки, картонные буквы, части буквы Б, карандаши (синий, красный), пластилин, раскраска «Белочка», медальки 


Этап, методы и приемы руководства

Содержание организованной образовательной деятельности

Условия реализации предметно-пространственной среды

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационно-мотивационный этап

Вопросы

Посмотрите внимательно на картинки, которые лежат перед вами. Могут сесть те дети, у кого на карточках предметы, в названиях которых есть звук [б]. Что за предметы у вас на картинках? (Барабан. Бочка. Бусы.) Правильно. А почему не сел? Что у тебя на картинке? (У меня пушка. В этом слове нет звука [б]). Верно. Все молодцы. Сегодня мы будем различать звук [б] с другими звуками, повторим букву б, почитаем и поиграем. Готовы? (Да)

Слушают воспитателя, отвечают на вопросы, готовы выполнять задания

Картинки

Основной этап

Игра  «Подними флажок»

Упражнение «Кто скорее?»

Худ.слово

Работа с раздаточным материалом

Подвижная игра «Назови зверей»

Упражнение «Найди букву»

Произнесите звук [б]

Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, мы смыкаем губы, звук [б] гласный или согласный? (Согласный). Верно. Его нельзя петь. И во рту есть преграда. Это губы. Каким кружком мы будем обозначать этот звук? (Синим). Правильно. Поэтому возьмите по одному синему флажку. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [б]. Слушайте  меня внимательно.

Сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У  победителя должно быть фишек больше всех. О, б. что получилось? (Об).  Верно. Получи фишку. У, б. (Уб), (ба, бо, бу, бак, бок)

Бэллочка и Боря, сидят на заборе,

Булочки, баранки ели спозаранку.

В каких словах этого стихотворения есть звук [б]? (Бэллочка, Боря, заборе, булочки, баранки). Посмотрите на картинку. Кого вы видите на ней? (Это Бэллочка и Боря). Теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Бб. Под ними вы видите два кружка. Это значит, что буква Б обозначает два звука [б] и [б’]. Синим кружком обозначают твердый согласный звук [б], а зеленым – мягкий согласный звук [б’]. В русском языке много букв, которые обозначают по два звука. Например, буква П обозначает звуки [п] и [п’], а буква Н – звуки [н] и [н’]. Буква К обозначает звуки [к] и [к’], а буква М – звуки [м] и [м’]. Теперь мы с вами  будем учиться узнавать и различать твердые и мягкие согласные звуки. Но это еще не все из того, что вы узнаете сегодня о согласных звуках. Произнесите звук [б] и в это время прижмите ладонь к горлышку. Шумно или тихо в горлышке при произнесении звука [б]? (Шумно.) Это значит, что звук [б] – звонкий. А теперь произнесите звук [п] и в это время прижмите ладонь к горлышку. Шумно или тихо в горлышке при произнесении звука [п]? (Тихо.) Это значит, что звук [п] – глухой. Все согласные в русском языке делятся на звонкие и глухие. А теперь посмотрим на картинку в нижней части. Сначала назовите предметы, названия которых начинаются со звука [б], а потом – со звука [б’]. (Ботинки, барабан, баран, булка, бараны; бинокль, белка, бидон.) Еще раз посмотрите на большую букву Б. Какие палочки и др. элементы нужно взять, чтобы сложить эту букву? (Нужны длинная и короткая палочки и полукруг). Пойдите к доске и сложите большую букву Б. Вот какие красивые буквы. Запомните, что полукруг у большой буквы Б справа от длинной палочки внизу.

Посмотрите на слоги в зеленой рамке. Прочитайте их. (Ба, бо, бу, би). Посмотрите: под первым слогом нарисованы синий и красный кружки. Что они обозначают? (Синий кружок обозначает звук [б], а красный – звук [а]).

А кружки под вторы слогом? (Синий кружок обозначает звук [б], а красный – звук [о]). Какие кружки вы нарисуете под слогом бу? (Синий и красный).

А под слогом би? (Зеленый и красный). Почему первым будет зеленый кружок? (Он обозначает мягкий звук [б’]).

Переверните листок, посмотрите на квадрат, выберите нужного цвета пластилин и в квадрате пластилином выложите букву Б.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мы в зверей играть.

 Ежик

Зайка

Лось с ветвистыми рогами,  

Лось со стройными ногами                 

                                                                                   

И медведь зубастый бурый,            

Раз, два, три,

По порядку назови:

Ежик, зайка, лось, медведь.

Найдите все буквы Б и сложить их в корзинку

Внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, играют в игру, выполняют задания

Дети раскрашивают кружки.

Выкладывают букву

Сжимают и разжимают кулачки.

 Показывают ладони с переплетен и растопырен. пальцами.                        Показывают кулачок с выпрямлен. указат. и сред. пальчиками

Показывают ладони с растопырен. пальцами.

Показывают опущенные вниз указательный и средний пальцы на обеих руках.

 Двумя ладонями показывают зубастую пасть.

Флажки, фишки, картинки, картонные буквы, части буквы Б, карандаши (синий, красный), пластилин

Заключительный этап

Подведение итогов

Вопросы

Что мы сегодня делали?(Сегодня мы различать звук [б] с другими звуками, повторили букву б,  читали и играли, выкладывали букву Б)

Какое задание для вас было самым легким? Каким самым сложным? Понравилось вам занятие? В какую игру мы играли, когда получали фишки? («Кто скорее?») У кого было больше всего фишек? Эти ребята получают приз. Также я хочу выделить еще некоторых ребят, которые были сегодня внимательными, не отвлекались, отвечали полным предложением.

Внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы

Раскраска «Белочка», медальки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Занятие по программе «Предшкольная пора» под ред.Н.Ф.Виноградовой. Учимся родному языку. Обучение грамоте Тема: «Клуб знатоков решает вопросы: буква У или буква Ю?»

Занятие по программе «Предшкольная пора» под ред.Н.Ф.Виноградовой.Учимся родному языку. Обучение грамоте Тема: «Клуб знатоков решает вопросы: буква У или буква Ю?»...

Игра "Собери букву" по обучению грамоте..

Игра способствует запоминанию графического изображения букв и звуков, которые они обозначают. Ребенок путем проговаривания отбирает те картинки, в названии которых первый звук  "З"....

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Тема: «Звуки [З ] – [З\'], буква З», обучение грамоте с использованием ИКТ технологии и приемами нейростимуляции, подготовительная группа.

Номинация: «Конспект открытого педагогического мероприятия в дошкольном образовательном учреждении»Тема: «Звуки [З ] – [З'], буква З», обучение грамоте с исполь...

Буква А, обучение грамоте

Обучение грамоте в ДОУ — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению процессами письма и чтения....