Занятие по программе «Предшкольная пора» под ред.Н.Ф.Виноградовой. Учимся родному языку. Обучение грамоте Тема: «Клуб знатоков решает вопросы: буква У или буква Ю?»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Занятие по программе «Предшкольная пора» под ред.Н.Ф.Виноградовой.
Учимся родному языку. Обучение грамоте
Тема: «Клуб знатоков решает вопросы: буква У или буква Ю?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_klub_znatokov.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по программе «Предшкольная пора» под ред.Н.Ф.Виноградовой.
Учимся родному языку. Обучение грамоте
Тема: «Клуб знатоков решает вопросы: буква У или буква Ю?»
Учебные пособия: Журова Л.В., Кузнецова М.И. Азбука для дошкольников-2 стр.34-35
Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Готовимся к школе стр. 28
Задачи:
- На аналогии изученных позиций гласных букв а-я, о-ё помочь детям осознать позиции букв у-ю после твёрдых и мягких согласных звуков.
- Способствовать умственному воспитанию детей: развивать внимание, мышление, память, речь, фонематический слух.
- Воспитывать интерес к обучению грамоте, целеустремлённость, дух коллективизма.
Материалы и оборудование:
- телевизор, DVD-проигрыватель, запись с изображением мультипликационных героев, музыка из телепередачи «Что? Где? Когда?»
- демонстрационные пособия: дом, где «живут» гласные буквы, картинки, кроссворд (стр.35), схемы:
с | а |
с | о |
с | у |
з | я |
з | ё |
з | ю |
- индивидуальные пособия: учебники, кассы букв, карандаши
Ход занятия
- ОГРАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Звучат фанфары телепередачи «Клуб знатоков»
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие по обучению родному языку. Мы сегодня клуб знатоков - команда умных и находчивых людей, которая соревнуется с телезрителями, старается выполнить все задания без ошибок. Вы согласны принять участие в игре? Занимайте свои места
- Итак, правила игры. Перед вами находится телевизор, на экране которого будут появляться изображения мультипликационных героев, которые прислали для вас непростые задания. Команда знатоков за правильный ответ будет получать 1 очко, в случае неверного ответа очко достанется команде телезрителей. Какая команда наберёт большее количество очков, та и победит.
За команду знатоков в наш клуб пришли болеть зрители, которые хотят увидеть знатоков дружными, активными, умными.
- ПОВТОРЕНИЕ
- Внимание на экран. Уважаемые знатоки, с вами играют Маугли и его друг Балу.
Они предлагают отгадать вам загадки: Маугли спрашивает: что это?
Балу просит знатоков к слову-отгадке подобрать соответствующую схему на доске и объяснить свой выбор.
(Дети должны объяснить: на месте звука а после твёрдых согласных звуков пишется буква а, после мягких согл. звуков – буква я. На месте звука о после твёрдых согласных звуков пишется буква о, после мягких согл. звуков – буква ё. В этом помощь оказывает нагл. пособие – дом гласных букв)
Объявляется счёт
- ОБЪЯСНЕНИЕ
- Внимание на экран. Против знатоков играет семья Симпсонов. Они предлагают выполнить задание на стр.34 учебника Азбука.
(На доске открываются материалы стр. учебника)
- Может, кто-то из знатоков догадался, в чём заключается вопрос Симпсонов? (Нужно назвать рисунки и определить, какая буква У или Ю спряталась в слове)
Слово «индюк» разбирает воспитатель (образец):
- На первой картинке изображён индю-у-у-к. Я слышу звук у, но напишу букву ю, потому что перед этим звуком слышится мягкий согласный звук /д,/ - ин/д,/юк.
Аналогично дети с места разбирают слова «ключ», «брюки», «курица», «утюги» (воспитатель в это время работает на доске: вставляет буквы У-Ю)
- Симпсоны не хотят проигрывать и просят знатоков сделать вывод: когда же после согласных в словах пишутся буквы у-ю?
с | у |
Дети делают вывод, на доске появляются схемы
з | ю |
Объявляется счёт
Дополнительное задание
- На экране следующий игрок команды телезрителей – Белка из м/ф «Ледниковый период» спрашивает: Дорогие знатоки, внимательно посмотрите на эту стр. учебника и …
- Назовите самое длинное слово (курица)
- Назовите самое короткое слово (ключ)
- Какая буква У или Ю вам встретилась большее количество раз? (ю -4 раза, у- 2 раза)
- На сколько букв Ю больше, чем букв У? (на 2)
Объявляется счёт
- Музыкальная пауза
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- Продолжаем игру. Счёт __:___ в пользу команды ____________.
Внимание на экран! С вами играют смешарики: Нюша и Бараш, которые прислали кроссворд (открывается на доске). Найдите этот кроссворд на стр. 35. Смешарики уверенны, что ребята детского сада ни за что не разгадают кроссворд, но команда знатоков непременно справится с заданием – определит, какие слова зашифрованы.
(Воспитатель показывает первую схему на доске, просит знатоков рассмотреть картинки в учебнике и догадаться, что это за слово. Первые 3 слова разбираются коллективно, воспитатель работает у доски с указкой и схемами. Дети на местах соединяют картинки со схемами: 1–кукла, 2-индюк, 3-парус).
- Какие картинки у нас остались? (клюшка, утюги)
- Самостоятельно соедините схемы этих слов с картинками.
Проверка: с места по одному 2 ребёнка называют ответы: утюги, клюшка.
- Поднимите руку, кто согласен с ответом. У кого не так?
Объявляется счёт
Следующее задание прислали Вини Пух и Пятачок. Они предлагают поиграть в игру «Поймай звук у» (дети играют стоя)
Слова: удочка, рыба, лук, чеснок, яблоко, попугай, улитка, синица, воробей, бусы, кенгуру
Объявляется счёт
На экране телезрители – король Лев со своими друзьями. Задание для знатоков: на стр.28 в тетради «Готовимся к школе» вы видите 3 схемы и много картинок.
-Чем похожи и чем отличаются схемы? (Во всех схемах есть буква у. На первой схеме буква у стоит в начале слова, на второй – в середине, на третьей – в конце слова)
- Задание от короля Льва: I группа знатоков ищет картинки, соответствующие первой схеме и соединяет из линиями, II группа знатоков – подбирает картинки ко второй схеме, III группа знатоков – соединяет картинки, подходящие к третьей схеме.
Проверка:
- Какие картинки вы отнесли к первой схеме? (удочка, улитка, утюг)
(Кто согласен с ответом? Кто заметил ошибку?)
- В каких словах буква у спряталась в середине слова? (бусы, попугай, лук, гусеница, кенгуру,
муха)
- Какие слова подходят для третьей схемы» (кенгуру)
- Почему картинку кенгуру соединили со второй и с третьей схемой?
- После каких согласных в словах пишется буква У? (после твёрдых)
- Давайте найдём место в доме гласных букв для У (заселяем букву У)
- А после мягких согласных можно написать букву у? (Нет, после мягких согласных пишем Ю)
- Найдите место буквы Ю в доме гласных букв (заселяем букву ю)
с
з
Объявляется счёт
Дополнительное задание:
- Уважаемые знатоки, на какие другие группы можно было бы разделить эти картинки?
- ОБОБЩЕНИЕ
- С командой знатоков играют герои м/фильма «Приключения Немо». Они прислали каждому знатоку рисунок (на парте) и спрашивают вас: какая буква У или Ю спряталась в слове, изображённом на карточке?
- Подумайте и подойдите к выбранной вами букве.
На доске: У ? Ю
с | у |
з | ю |
Дети выстраиваются в две команды у схем, по очереди называют свои слова. (Если есть ошибки, воспитатель спрашивает: кто заметил ошибку?)
Дети обобщают: после твёрдых согласных звуков пишется буква У,
после мягких согласных – буква – Ю.
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Итак, сегодня со счётом __:__ победила команда знатоков, которая справилась с заданиями телезрителей и научилась различать в словах после согласных место букв у и ю.
- Что вам, уважаемые знатоки понравилось?
- Чьё задание было самым сложным?
- Самыми активными были знатоки __________, ___________....
Награждение.
а о у
я ё ю
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель занятия по программе "Предшкольная пора"
представленая разработанная модель занятия по программе "Предшкольная пора" является конспектом занятия...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по предшкольному образованию программа Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора» раздел: «Учимся родному языку» Тема: «В гостях у волшебника Ударение».
Знакомство детей с понятием "Ударение"...
Рабочая программа "Предшкольная пора" в группе предшкольной подготовки
Рабочая программа по подготовке детей 5,5-7 лет к обучению в школе разработана на основе Программы обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф.Виноградовой. Про...
программа "Предшкольная пора"
Программа должна выделить недостатки, тормозящие развитие ребенка, способствовать развитию интеллектуальной, эмоциональной и познавательной деятельности, развивать творческие возможности, прививать на...
Календарно-тематическое планирование программа "Предшкольная пора"
Календарно-тематическое планироваение по программе Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора" разделы: «По знаем других людей и себя», «Познаем м...
итоговое занятие по программе предшкольная пора
Открытое занятие...
Рабочая программа "Предшкольная пора"
Рабочая программа 0 класса "Предшкольная пора"...