Занятие по программе «Предшкольная пора» под ред.Н.Ф.Виноградовой. Учимся родному языку. Обучение грамоте Тема: «Клуб знатоков решает вопросы: буква У или буква Ю?»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Занятие по программе «Предшкольная пора» под ред.Н.Ф.Виноградовой.
Учимся родному языку. Обучение грамоте
Тема: «Клуб знатоков решает вопросы: буква У или буква Ю?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по программе «Предшкольная пора» под ред.Н.Ф.Виноградовой.
Учимся родному языку. Обучение грамоте
Тема: «Клуб знатоков решает вопросы: буква У или буква Ю?»
Учебные пособия: Журова Л.В., Кузнецова М.И. Азбука для дошкольников-2 стр.34-35
Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Готовимся к школе стр. 28
Задачи:
- На аналогии изученных позиций гласных букв а-я, о-ё помочь детям осознать позиции букв у-ю после твёрдых и мягких согласных звуков.
- Способствовать умственному воспитанию детей: развивать внимание, мышление, память, речь, фонематический слух.
- Воспитывать интерес к обучению грамоте, целеустремлённость, дух коллективизма.
Материалы и оборудование:
- телевизор, DVD-проигрыватель, запись с изображением мультипликационных героев, музыка из телепередачи «Что? Где? Когда?»
- демонстрационные пособия: дом, где «живут» гласные буквы, картинки, кроссворд (стр.35), схемы:
с | а |
с | о |
с | у |
з | я |
з | ё |
з | ю |
- индивидуальные пособия: учебники, кассы букв, карандаши
Ход занятия
- ОГРАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Звучат фанфары телепередачи «Клуб знатоков»
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие по обучению родному языку. Мы сегодня клуб знатоков - команда умных и находчивых людей, которая соревнуется с телезрителями, старается выполнить все задания без ошибок. Вы согласны принять участие в игре? Занимайте свои места
- Итак, правила игры. Перед вами находится телевизор, на экране которого будут появляться изображения мультипликационных героев, которые прислали для вас непростые задания. Команда знатоков за правильный ответ будет получать 1 очко, в случае неверного ответа очко достанется команде телезрителей. Какая команда наберёт большее количество очков, та и победит.
За команду знатоков в наш клуб пришли болеть зрители, которые хотят увидеть знатоков дружными, активными, умными.
- ПОВТОРЕНИЕ
- Внимание на экран. Уважаемые знатоки, с вами играют Маугли и его друг Балу.
Они предлагают отгадать вам загадки: Маугли спрашивает: что это?
Балу просит знатоков к слову-отгадке подобрать соответствующую схему на доске и объяснить свой выбор.
(Дети должны объяснить: на месте звука а после твёрдых согласных звуков пишется буква а, после мягких согл. звуков – буква я. На месте звука о после твёрдых согласных звуков пишется буква о, после мягких согл. звуков – буква ё. В этом помощь оказывает нагл. пособие – дом гласных букв)
Объявляется счёт
- ОБЪЯСНЕНИЕ
- Внимание на экран. Против знатоков играет семья Симпсонов. Они предлагают выполнить задание на стр.34 учебника Азбука.
(На доске открываются материалы стр. учебника)
- Может, кто-то из знатоков догадался, в чём заключается вопрос Симпсонов? (Нужно назвать рисунки и определить, какая буква У или Ю спряталась в слове)
Слово «индюк» разбирает воспитатель (образец):
- На первой картинке изображён индю-у-у-к. Я слышу звук у, но напишу букву ю, потому что перед этим звуком слышится мягкий согласный звук /д,/ - ин/д,/юк.
Аналогично дети с места разбирают слова «ключ», «брюки», «курица», «утюги» (воспитатель в это время работает на доске: вставляет буквы У-Ю)
- Симпсоны не хотят проигрывать и просят знатоков сделать вывод: когда же после согласных в словах пишутся буквы у-ю?
с | у |
Дети делают вывод, на доске появляются схемы
з | ю |
Объявляется счёт
Дополнительное задание
- На экране следующий игрок команды телезрителей – Белка из м/ф «Ледниковый период» спрашивает: Дорогие знатоки, внимательно посмотрите на эту стр. учебника и …
- Назовите самое длинное слово (курица)
- Назовите самое короткое слово (ключ)
- Какая буква У или Ю вам встретилась большее количество раз? (ю -4 раза, у- 2 раза)
- На сколько букв Ю больше, чем букв У? (на 2)
Объявляется счёт
- Музыкальная пауза
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- Продолжаем игру. Счёт __:___ в пользу команды ____________.
Внимание на экран! С вами играют смешарики: Нюша и Бараш, которые прислали кроссворд (открывается на доске). Найдите этот кроссворд на стр. 35. Смешарики уверенны, что ребята детского сада ни за что не разгадают кроссворд, но команда знатоков непременно справится с заданием – определит, какие слова зашифрованы.
(Воспитатель показывает первую схему на доске, просит знатоков рассмотреть картинки в учебнике и догадаться, что это за слово. Первые 3 слова разбираются коллективно, воспитатель работает у доски с указкой и схемами. Дети на местах соединяют картинки со схемами: 1–кукла, 2-индюк, 3-парус).
- Какие картинки у нас остались? (клюшка, утюги)
- Самостоятельно соедините схемы этих слов с картинками.
Проверка: с места по одному 2 ребёнка называют ответы: утюги, клюшка.
- Поднимите руку, кто согласен с ответом. У кого не так?
Объявляется счёт
Следующее задание прислали Вини Пух и Пятачок. Они предлагают поиграть в игру «Поймай звук у» (дети играют стоя)
Слова: удочка, рыба, лук, чеснок, яблоко, попугай, улитка, синица, воробей, бусы, кенгуру
Объявляется счёт
На экране телезрители – король Лев со своими друзьями. Задание для знатоков: на стр.28 в тетради «Готовимся к школе» вы видите 3 схемы и много картинок.
-Чем похожи и чем отличаются схемы? (Во всех схемах есть буква у. На первой схеме буква у стоит в начале слова, на второй – в середине, на третьей – в конце слова)
- Задание от короля Льва: I группа знатоков ищет картинки, соответствующие первой схеме и соединяет из линиями, II группа знатоков – подбирает картинки ко второй схеме, III группа знатоков – соединяет картинки, подходящие к третьей схеме.
Проверка:
- Какие картинки вы отнесли к первой схеме? (удочка, улитка, утюг)
(Кто согласен с ответом? Кто заметил ошибку?)
- В каких словах буква у спряталась в середине слова? (бусы, попугай, лук, гусеница, кенгуру,
муха)
- Какие слова подходят для третьей схемы» (кенгуру)
- Почему картинку кенгуру соединили со второй и с третьей схемой?
- После каких согласных в словах пишется буква У? (после твёрдых)
- Давайте найдём место в доме гласных букв для У (заселяем букву У)
- А после мягких согласных можно написать букву у? (Нет, после мягких согласных пишем Ю)
- Найдите место буквы Ю в доме гласных букв (заселяем букву ю)
с
з
Объявляется счёт
Дополнительное задание:
- Уважаемые знатоки, на какие другие группы можно было бы разделить эти картинки?
- ОБОБЩЕНИЕ
- С командой знатоков играют герои м/фильма «Приключения Немо». Они прислали каждому знатоку рисунок (на парте) и спрашивают вас: какая буква У или Ю спряталась в слове, изображённом на карточке?
- Подумайте и подойдите к выбранной вами букве.
На доске: У ? Ю
с | у |
з | ю |
Дети выстраиваются в две команды у схем, по очереди называют свои слова. (Если есть ошибки, воспитатель спрашивает: кто заметил ошибку?)
Дети обобщают: после твёрдых согласных звуков пишется буква У,
после мягких согласных – буква – Ю.
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Итак, сегодня со счётом __:__ победила команда знатоков, которая справилась с заданиями телезрителей и научилась различать в словах после согласных место букв у и ю.
- Что вам, уважаемые знатоки понравилось?
- Чьё задание было самым сложным?
- Самыми активными были знатоки __________, ___________....
Награждение.
а о у
я ё ю
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель занятия по программе "Предшкольная пора"
представленая разработанная модель занятия по программе "Предшкольная пора" является конспектом занятия...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/13/picture-253513-1368469624.jpg)
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по предшкольному образованию программа Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора» раздел: «Учимся родному языку» Тема: «В гостях у волшебника Ударение».
Знакомство детей с понятием "Ударение"...
Рабочая программа "Предшкольная пора" в группе предшкольной подготовки
Рабочая программа по подготовке детей 5,5-7 лет к обучению в школе разработана на основе Программы обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф.Виноградовой. Про...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-143091-1477231909.jpg)
программа "Предшкольная пора"
Программа должна выделить недостатки, тормозящие развитие ребенка, способствовать развитию интеллектуальной, эмоциональной и познавательной деятельности, развивать творческие возможности, прививать на...
Календарно-тематическое планирование программа "Предшкольная пора"
Календарно-тематическое планироваение по программе Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора" разделы: «По знаем других людей и себя», «Познаем м...
Рабочая программа "Предшкольная пора"
Рабочая программа 0 класса "Предшкольная пора"...