Занятие по программе «Предшкольная пора» под ред.Н.Ф.Виноградовой. Учимся родному языку. Обучение грамоте Тема: «Клуб знатоков решает вопросы: буква У или буква Ю?»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

 

Занятие по программе «Предшкольная пора» под ред.Н.Ф.Виноградовой.

Учимся родному языку. Обучение грамоте

 

Тема: «Клуб знатоков решает вопросы: буква У или буква Ю?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_klub_znatokov.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по программе «Предшкольная пора» под ред.Н.Ф.Виноградовой.

Учимся родному языку. Обучение грамоте

Тема: «Клуб знатоков решает вопросы: буква У или буква Ю?»

Учебные пособия: Журова Л.В., Кузнецова М.И. Азбука для дошкольников-2  стр.34-35

                                Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Готовимся к школе            стр. 28

Задачи:

  1. На аналогии изученных позиций гласных букв а-я, о-ё помочь детям осознать позиции букв у-ю после твёрдых и мягких согласных звуков.
  2. Способствовать умственному воспитанию детей: развивать внимание, мышление, память, речь, фонематический слух.
  3. Воспитывать интерес к обучению грамоте, целеустремлённость, дух коллективизма.

Материалы и оборудование:

  1. телевизор, DVD-проигрыватель, запись с изображением мультипликационных героев, музыка из телепередачи «Что? Где? Когда?»
  2.  демонстрационные пособия: дом, где «живут» гласные буквы, картинки, кроссворд (стр.35),  схемы:

с

а

с

о

с

у

 

з

я

з

ё

з

ю

         

                                                                                                                               

  1. индивидуальные пособия: учебники, кассы букв, карандаши

Ход занятия

  1. ОГРАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Звучат фанфары телепередачи «Клуб знатоков»

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие по обучению родному языку. Мы сегодня клуб знатоков - команда умных и находчивых людей, которая соревнуется с телезрителями, старается выполнить все задания без ошибок. Вы согласны принять участие в игре? Занимайте свои места

- Итак, правила игры. Перед вами находится телевизор, на экране которого будут появляться изображения мультипликационных героев, которые прислали для вас непростые задания. Команда знатоков за правильный ответ будет получать 1 очко, в случае неверного ответа очко достанется команде телезрителей. Какая команда наберёт большее количество очков, та и победит.

   За команду знатоков в наш клуб пришли болеть зрители, которые хотят увидеть знатоков дружными, активными, умными.

  1. ПОВТОРЕНИЕ

- Внимание на экран. Уважаемые знатоки, с вами играют  Маугли и его друг Балу.

Они предлагают отгадать вам загадки: Маугли спрашивает: что это?

Балу просит знатоков к слову-отгадке подобрать соответствующую схему на доске и объяснить свой выбор.

(Дети должны объяснить: на месте звука а после твёрдых согласных звуков пишется буква а, после мягких согл. звуков – буква я. На месте звука о после твёрдых согласных звуков пишется буква о, после мягких согл. звуков – буква ё. В этом помощь оказывает нагл. пособие – дом гласных букв)

Объявляется счёт

  1. ОБЪЯСНЕНИЕ 

- Внимание на экран. Против знатоков играет семья Симпсонов. Они предлагают выполнить задание на стр.34 учебника Азбука.

(На доске открываются материалы стр. учебника)

- Может, кто-то из знатоков догадался, в чём заключается вопрос Симпсонов? (Нужно назвать рисунки и определить, какая буква У или Ю спряталась в слове)

Слово «индюк» разбирает воспитатель (образец):

- На первой картинке изображён индю-у-у-к. Я слышу звук у, но напишу букву ю, потому что перед этим звуком слышится мягкий согласный звук /д,/ - ин/д,/юк.

Аналогично дети с места разбирают слова «ключ», «брюки», «курица», «утюги» (воспитатель в это время работает на доске: вставляет буквы У-Ю)

- Симпсоны не хотят проигрывать и просят знатоков сделать вывод: когда же после согласных в словах пишутся буквы у-ю?

с

у

Дети делают вывод, на доске появляются схемы

з

ю

Объявляется счёт

Дополнительное задание

- На экране следующий игрок команды телезрителей – Белка из м/ф «Ледниковый период» спрашивает: Дорогие знатоки, внимательно посмотрите на эту стр. учебника и …

  1. Назовите самое длинное слово        (курица)
  2. Назовите самое короткое слово      (ключ)
  3. Какая буква У или Ю вам встретилась большее количество раз?    (ю -4 раза, у- 2 раза)
  4. На сколько букв Ю больше, чем букв У?   (на 2)

Объявляется счёт

  1. Музыкальная пауза
  2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

- Продолжаем игру. Счёт __:___ в пользу команды ____________.

Внимание на экран! С вами играют смешарики: Нюша и Бараш, которые прислали кроссворд (открывается на доске). Найдите этот кроссворд на стр. 35. Смешарики уверенны, что ребята детского сада ни за что не разгадают кроссворд, но команда знатоков непременно справится с заданием – определит, какие слова зашифрованы.

(Воспитатель показывает первую схему на доске, просит знатоков рассмотреть картинки в учебнике и догадаться, что это за слово. Первые 3 слова разбираются коллективно, воспитатель работает у доски с указкой и схемами. Дети на местах соединяют картинки со схемами: 1–кукла, 2-индюк, 3-парус).

- Какие  картинки у нас остались? (клюшка, утюги)

- Самостоятельно соедините схемы этих слов с картинками.

Проверка: с места по одному 2 ребёнка называют ответы: утюги, клюшка.

- Поднимите руку, кто согласен с ответом. У кого не так?

                                                          Объявляется счёт

Следующее задание  прислали Вини Пух и Пятачок. Они предлагают поиграть в игру «Поймай звук у» (дети играют стоя)

Слова: удочка, рыба, лук, чеснок, яблоко, попугай, улитка, синица, воробей, бусы, кенгуру

Объявляется счёт

На экране телезрители – король Лев со своими друзьями. Задание для знатоков: на стр.28 в тетради «Готовимся к школе» вы видите 3 схемы и много картинок.

-Чем похожи и чем отличаются схемы?   (Во всех схемах есть буква у. На первой схеме буква у стоит в начале слова, на второй – в середине, на третьей – в конце слова)

- Задание от короля Льва: I группа знатоков ищет картинки, соответствующие первой схеме и соединяет из линиями,  II группа знатоков – подбирает картинки ко второй схеме,  III группа знатоков – соединяет картинки, подходящие к третьей схеме.

Проверка:

- Какие картинки вы отнесли к первой схеме?  (удочка, улитка, утюг)

                                                                            (Кто согласен с ответом? Кто заметил ошибку?)

- В  каких словах буква у спряталась в середине слова?  (бусы, попугай, лук, гусеница, кенгуру,

                                                                                                                                                  муха)

- Какие слова подходят для третьей схемы» (кенгуру)

- Почему картинку кенгуру соединили со второй и с третьей схемой?

- После каких согласных в словах пишется буква У? (после твёрдых)

- Давайте найдём место в доме гласных букв для У (заселяем букву У)

- А после мягких согласных можно написать букву у?  (Нет, после мягких согласных пишем Ю)

- Найдите место буквы Ю в доме гласных букв (заселяем букву ю)

                   с      

                   з

Объявляется счёт

Дополнительное задание:

- Уважаемые знатоки, на какие другие группы можно было бы разделить эти картинки?

  1. ОБОБЩЕНИЕ

- С командой знатоков играют герои м/фильма «Приключения Немо». Они прислали каждому знатоку рисунок (на парте) и спрашивают вас: какая буква У или Ю спряталась в слове, изображённом на карточке?

 - Подумайте и подойдите к выбранной вами букве.

На доске:           У                        ?                     Ю             

с

у

з

ю

Дети выстраиваются в две команды у схем, по очереди называют свои слова.  (Если есть ошибки, воспитатель спрашивает: кто заметил ошибку?)

Дети обобщают: после твёрдых согласных звуков пишется буква У,

                             после мягких согласных – буква – Ю.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

- Итак, сегодня со счётом __:__ победила команда знатоков, которая справилась с заданиями телезрителей и научилась различать  в словах после согласных место букв у и ю.

- Что вам, уважаемые знатоки понравилось?

- Чьё задание было самым сложным?

- Самыми активными были знатоки __________, ___________....

Награждение.

а  о   у

я  ё    ю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель занятия по программе "Предшкольная пора"

представленая разработанная модель занятия по программе "Предшкольная пора" является конспектом занятия...

Рабочая программа "Предшкольная пора" в группе предшкольной подготовки

Рабочая программа по подготовке детей 5,5-7 лет к обучению в школе разработана на основе Программы обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф.Виноградовой. Про...

программа "Предшкольная пора"

Программа должна выделить недостатки, тормозящие развитие ребенка, способствовать развитию интеллектуальной, эмоциональной и познавательной деятельности, развивать творческие возможности, прививать на...

Календарно-тематическое планирование программа "Предшкольная пора"

Календарно-тематическое планироваение по программе  Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора" разделы: «По знаем других людей и себя», «Познаем м...

Рабочая программа "Предшкольная пора"

Рабочая программа 0 класса "Предшкольная пора"...