План по самообразованию учителя-логопеда на 2024-2025 год
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Елкина Дарья Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 15 «Нэбзый»

План по самообразованию

«Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста  с помощью дидактических игр и пособий»

на 2024-2025 учебный год.

Учитель-логопед

Елкина Д.А.

                                                                                                                                                 

пгт. Яблоновский

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Период работы над темой: 1 год

Месяц начала работы над темой: сентябрь 2024 г.

Месяц окончания работы: май  2025 г.

                                                  Актуальность:

Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

Развитие  и обогащение словарного  запаса  осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности.

В отношении развития словарного запаса у детей дошкольного возраста необходимо делать следующее:

1. Обеспечить знание детьми достаточно большого количества слов (существительных, прилагательных, глаголов, наречий) путем систематической работы над обогащением словарного запаса.

2.Обеспечить тесное понимание смыслового значения каждого усвоенного ими слова, так как не должно быть в их речи таких слов, за которыми «ничего не стоит».

3.Позаботиться о систематизации имеющегося у них  словарного запаса, то есть помочь им почувствовать существование внутренней связи между отдельными большими группами слов, объединенных в эти группы по каким-то определенным принципам (например, одни слова обозначают предметы, другие-действия, третьи- признаки предметов и действий, причем внутри каждой из названных групп выделяются более мелкие подгруппы )

4. Познакомить с переносным значением многих слов (типа «золотая осень», «светлая голова» и пр.)

5.Воспитать простейшие навыки словообразования (образование новых  однокоренных слов при помощи приставок и суффиксов, например: «приехал – уехал – переехал – приезд – отъезд – переезд»; «дом-домик»

6. Научить отличать «родственные» слова по своему смысловому значению слова, имеющие общий корень («лес- лесок-лесной-лесничий»); «лиса-лисонька-лисица- лисенок-лисий», от слов лишь внешне похожих, сходных только по звучанию, но совершенно различных по смыслу («Бра, брат, брак, брать»); «торт, корт, сорт, порт, борт, форт»).

7. Воспитать на этой основе первоначальный практический навык самостоятельного подбора родственных слов.

Под обогащением словарного запаса понимается ознакомление ребенка с возможно большим количеством слов при условии четкого соотнесения их с реальными предметами, действиями и признаками предметов и действий, чтобы ребенок четко понимал, что именно скрывается за каждым словом.

Весь словарный состав русского языка состоит из огромного и все более и более увеличивающегося количества слов.

Цель: изучить способы  различные методы и приёмы  активизации речи детей  дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.

Задачи: - расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении; обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим темам;

- развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, качества (сенсорные эталоны, особенности поверхности (гладкая, пушистая и т. д., некоторые материалы и их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов);

- обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет, учить находить между ними сходство и различие;

- развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. д.); называть части суток, называть предметы определенной лексической категории (животные, детеныши животных, фрукты и т. д.);

учить детей применять полученные знания в повседневной жизни.

Обоснование выбранной темы.

Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

Источники самообразования:

Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная). Интернет,  медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.

 Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

Работа начата – 01.09 2024 г.

Предполагается закончить – 31.05 2025 г.

Предполагаемый результат: расширение словаря детей, умение использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 15 «Нэбзый»

План по самообразованию

«Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и пособий»

на 2024-2025 учебный год.

Учитель-логопед

Елкина Д.А.

пгт. Яблоновский

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Период работы над темой: 1 год

Месяц начала работы над темой: сентябрь 2024 г.

Месяц окончания работы: май 2025 г.

Актуальность:

Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

Развитие и обогащение словарного запаса осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности.

В отношении развития словарного запаса у детей дошкольного возраста необходимо делать следующее:

1. Обеспечить знание детьми достаточно большого количества слов (существительных, прилагательных, глаголов, наречий) путем систематической работы над обогащением словарного запаса.

#1054;беспечить тесное понимание смыслового значения каждого усвоенного ими слова, так как не должно быть в их речи таких слов, за которыми «ничего не стоит».

#1055;озаботиться о систематизации имеющегося у них словарного запаса, то есть помочь им почувствовать существование внутренней связи между отдельными большими группами слов, объединенных в эти группы по каким-то определенным принципам (например, одни слова обозначают предметы, другие-действия, третьи- признаки предметов и действий, причем внутри каждой из названных групп выделяются более мелкие подгруппы )

4. Познакомить с переносным значением многих слов (типа «золотая осень», «светлая голова» и пр.)

#1042;оспитать простейшие навыки словообразования (образование новых однокоренных слов при помощи приставок и суффиксов, например: «приехал – уехал – переехал – приезд – отъезд – переезд»; «дом-домик»

6. Научить отличать «родственные» слова по своему смысловому значению слова, имеющие общий корень («лес- лесок-лесной-лесничий»); «лиса-лисонька-лисица- лисенок-лисий», от слов лишь внешне похожих, сходных только по звучанию, но совершенно различных по смыслу («Бра, брат, брак, брать»); «торт, корт, сорт, порт, борт, форт»).

7. Воспитать на этой основе первоначальный практический навык самостоятельного подбора родственных слов.

Под обогащением словарного запаса понимается ознакомление ребенка с возможно большим количеством слов при условии четкого соотнесения их с реальными предметами, действиями и признаками предметов и действий, чтобы ребенок четко понимал, что именно скрывается за каждым словом.

Весь словарный состав русского языка состоит из огромного и все более и более увеличивающегося количества слов.

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.

Задачи: - расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении; обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим темам;

- развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, качества (сенсорные эталоны, особенности поверхности (гладкая, пушистая и т. д., некоторые материалы и их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов);

- обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет, учить находить между ними сходство и различие;

- развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. д.); называть части суток, называть предметы определенной лексической категории (животные, детеныши животных, фрукты и т. д.);

- учить детей применять полученные знания в повседневной жизни.

Обоснование выбранной темы.

Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

Источники самообразования:

Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная). Интернет, медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.

Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

Работа начата – 2024 г.

Предполагается закончить – 2025 г.

Предполагаемый результат: расширение словаря детей, умение использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками.

Для обогащения и активизации словаря применяются специально разработанные дидактические игры , задания и пособия.
1. «Кто последний?»
Взрослый и ребёнок подбирают и называют поочерёдно по одному слову, характеризующему какой-либо предмет. Чьё слово будет последним, тот и будет победителем.
Например: яблоко – сладкое, зелёное, круглое, румяное и т.д.
2. «Комплименты»
Интересная игра, смысл которой заключается в следующем: берём любую игрушку, которую нужно «порадовать», т.е. сказать ей как можно больше приятных слов. Комплименты можно говорить по очереди: то взрослый, то ребёнок.
3. «Находим детали»
В лексикон ребёнка нужно вводить не только названия предметов, но и составляющих их частей.
«Это самолёт, что у него есть?» – «Крылья, штурвал, сиденья, хвост, мотор и т.д.»
«А что есть у цветка?» – «Стебель, корень, листики, лепестки...»
4. «Что бывает?»
Родитель называет слово-признак (прилагательное), а малыш должен подобрать к нему несколько слов, обозначающих предмет (существительных).
Спрашиваем у ребёнка: «Что бывает большим?» – «Дом, гора, слон...» «А что больше: слон или гора?»
«Что бывает твёрдым?» – «Камень, лёд, железо...»
Или: «Что может быть голубым?» Ребёнок начинает перечислять: небо, море, глаза...
5. «Всё наоборот»
В этой игре словарный запас пополняется словами-антонимами. Взрослый произносит слово, а ребёнок должен подобрать к нему другое слово, противоположное по смыслу.
«Хороший - плохой, высоко - низко, добро - зло, высокий - низкий и т.д.».
6. «Добавь слово»
В этой игре взрослый называет начало действия, а ребёнок должен добавить слово, которое обозначает продолжение и окончание действия:
- Катя положила кашу в тарелку и... (стала есть).
- Вова проснулся и... (умылся).
- Маша замёрзла и... (пошла домой).
7. «Назови одним словом»
Игра направлена на пополнение словарного запаса ребёнка обобщающими понятиями.
Взрослый называет несколько слов, например, майка, брюки, рубашка, шорты, и просит ребёнка назвать все предметы одним словом (одежда).
Можно поиграть по-другому. Взрослый называет обобщающее слово, например, посуда, и предлагает малышу вспомнить и назвать как можно больше предметов посуды. Чтобы ребёнку было интересней, можно дать ему мяч, чтобы на каждое названное слово он ударял им об пол.

Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете, презентация по теме, участие в семинарах, мастер-класс, методические разработки

1. План методической работы логопеда на 2024-2025 уч. г.

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат/форма отчетности

1.

2.

Теоретическое изучение проблем

Развитие речи : в зоопарке / Жукова Н.С.- Москва : Эксмо, 2017-36 с.

Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Учеб. пособие по спецкурсу. – М.: Альфа,1996.

Жукова Н.С. и др. логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1964.

Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд. испр. и доп. . – М.: Просвещение, 1982

В течение года

Создание картотеки перечня литературы по данной теме.

2. План работы с детьми

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат/форма отчетности

I этап

Организационно-диагностический

СЕНТЯБРЬ

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие», выявление противоречий, нуждающихся в коррекции • Изучение

нормативных документов.

• Выбор и определение темы самообразования

• Планирование работы по теме самообразования Родительское собрание «Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи в соответствии с ФГОС»

II этап

Теоретический

Октябрь

Уровень сформированности звуковой культуры речи:

«Повтори правильно»

«Скажи чистоговорку»

«Выдели первый звук в слове»

Уровень сформированности грамматической стороны речи:

«Закончи предложение»

«Прятки»

«Сервируем стол» • Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому развитию в среднего дошкольного возраста.

Формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, триггеры, стихов, потешек и т. д.) Консультация: педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет» (особенности развития детей)

III этап

Обобщающий

НОЯБРЬ

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

«Послушай и скажи»

«Угадай, кто меня позвал»

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря) :

«Что бывает осенью?»

«Один-много»

«Назови ласково»

Игры для грамматического строя речи:

«Подумай и назови»

«Чего много»

• Мой-моя-моё-мои»

Игры для развития связной речи:

«Дай определение словам»

«Дай действия словам»

«Наоборот» • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию

• Создание картотеки дидактических игр

• Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Создание триггеров, которые можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности

ДЕКАБРЬ

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

«Чей голос»

«Придумай своё слово»

«Найди ошибку»

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря) :

• Магазин «Фрукты»

«Кто во что одет?»

Игры для грамматического строя речи:

«Наоборот»

«Кто больше»

«Какой предмет»

Игры для развития связной речи:

«Четвертый лишний»

«Кто у кого?» • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию

• Создание картотеки дидактических игр

• Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Создание триггеров, которые можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности Консультация «Учимся играть правильно» (картотека игр для развития речи)

ЯНВАРЬ

• Упражнение на речевое дыхание «Ветерок»

Игры для грамматического строя речи:

«Узнай игрушку»

«Давай познакомимся»

Игры для развития связной речи:

«Угадай звук»

«Используй каждое мгновение»

«Вкус и запах»

«Измени предложение»

«Кто это, что это?»

• Упражнение на речевое дыхание: «Эхо», «Моторчики»

Февраль

Игры для грамматического строя речи:

«Закончи фразу»

«Какое это бывает»

«Кто что делает»

Игры для развития связной речи:

«Когда это бывает?»

«Разноцветный сундучок»

• Драматизация сказки «Волк и семеро козлят» • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию

• Создание картотеки дидактических игр

• Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Создание триггеров, которые можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей 4-5 лет»

МАРТ

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

«Чей голос»

«Кто как кричит»

Игры для грамматического строя речи:

«Назови одним словом»

«Скажи наоборот»

«Закончи фразу»

Игры для развития связной речи:

«Чего не стало, кого не стало?»

«Подбери разные слова»

«Смысл слова»

«Закончи предложение» Оформить карточки схемы и картинки для разучивания стихотворений. Консультация для родителей «Как можно легло выучить стихотворение по опорным картинка?»

АПРЕЛЬ

«На чем дети катаются?»

«Доскажи словечко»

«Что за предмет?»

• Разучивание стихотворения по опорным картинкам Оформить карточки схемы и картинки для пересказывания рассказа. Консультация для родителей «Как можно легко научить ребенка пересказывать по опорным схемам?»

МАЙ

Итоговый мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» Оформление работы в полном варианте Родительское собрание

«Что изменилось в речевом развитии у ребенка?»

В течение года

3. План работы с сотрудниками

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат/форма отчетности

1

2

Участие на Педсоветах

Консультирование воспитателей: «Технологии коррекции связной речи »

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

участие - презентация на педагогическом совете.

Обобщение опыта работы

Обмен опытом внутри учреждения

Консультативная помощь педагогам МБДОУ

Обмен опытом внутри учреждения

4. План работы с родителями

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат/форма отчетности

1

2

Выступления на родительских собраниях

Консультации для родителей по необходимости

по плану

Просвещение родителей по вопросам коррекции речевого развития в детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию учителя-логопеда

Тема: «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с недоразвитием речи» Обоснование выбранной темы:   Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальц...

План по самообразованию учителя-логопеда

Тема:         «Педагогическая поддержка родителей детей с речевыми ...

План по самообразованию учителя-логопеда.

Тема самообразования изучаемая с 01.09.14  по 01.04.15 «Использование пиктограмм в  работе с детьми старшего дошкольного возраста»Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкол...

План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...