План по самообразованию педагога-психолога на 2024-2025 учебный год
материал по психологии (младшая группа)
Тема: «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_2024-2025_goda_pedagog-psiholog_rahimbaev_m.a1.docx | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
педагога-психолога Осиповой М.В.
на 2024-2025 учебный год
Тема: «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»
Ачинск
Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
Задачи:
-изучить научно – методическую литературу по проблеме адаптации ребенка к условиям ДОУ;
-составить перспективный план самообразования по проблеме адаптации ребенка к ДОУ;
-систематизировать полученные знания по проблеме исследования;
-изучить имеющиеся в научно-методической литературе психолого – педагогические методы исследования адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ;
-составить диагностический комплекс исследования особенностей адаптации к условиям ДОУ детей младшего дошкольного возраста.
- обеспечение взаимодействия между детским садом и родителями воспитанников.
Актуальность выбранной темы
Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира – как можно шире и разнообразнее
На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению очень актуальна. В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте. Проблема усугубляется тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки комплексного проектирования взаимодействия детского сада и семьи.
Предполагаемый результат:
Благоприятное прохождение периода адаптации у детей, создание комфортной обстановки для детей в группе, преобразование предметно-развивающей среды; становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
План работы с детьми
Сроки | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь- октябрь |
2.Составление плана работы и подбор методик работы с детьми. | 1.Ознакомиться с новыми достижениями педагогики, детской психологии. Изучить новые программы и педагогические технологии (при помощи интернет-источников).
2. Анализ полученной информации 3.Разработать план работы с детьми раннего возраста на период адаптации детей раннего возраста к ДОУ. |
Ноябрь-Декабрь | 1. Игры-ситуации «Веселый автобус», «Стоит в поле теремок» 2.Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Карусель», «Воздушный шарик». | 1.Картотека игр-ситуаций. 2.Картотека подвижных игр. |
Январь Февраль | Снятие эмоционального напряжения и тревожности в течении дня. Достигается посредством пальчиковых игр и упражнений (Посредством театрализованных представлений русских народных сказок «Теремок» настольный театр). | 1.Картотека пальчиковых игр. 2.Инсценировка сказки. |
Март-Апрель- | 1.Приучение детей в игровой форме к режимным моментам («Собираемся на прогулку», «День рождение куклы») 3.Картинки-поздравления посвящённые празднику «День Матери». | 1.Разработать и оформить картотеку сюжетно-ролевых игр. 3.Оформить открытки к празднику. |
Май | 1.Определение уровней адаптации детей. 2.Составление рекомендаций для родителей детей. 3. Представление отчетов по итогам адаптации. | 1.Анализ адаптационных листов. 2.Памятка для родителей. 3.Представить отчет по итогам адаптации. |
План работы с родителями
Сроки | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь- октябрь | - выяснение условий жизни ребенка дома, получение сведений о состоянии его здоровья, привычках, особенностях характера, режиме, взаимоотношениях между взрослыми членами семьи; - рассказ о задачах работы группы, знакомство с программой воспитания и обучения, по которой работает дошкольное отделение; - знакомство с сотрудниками дошкольного учреждения, которые будут работать с детьми; - рассказ о режиме дня и расписании образовательной деятельности в группе; - разъяснение значения режима дня, ритмов сна, активного бодровствования , прогулок; - уточнение пожеланий родителей по вопросам формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков (сентябрь) Заполнение родителями анкет (октябрь) Выступление на родительском собрании (в течение года) | Получение сведений(Анкетирование) -Конспект выступления |
Ноябрь-Декабрь | Оформление консультативного материала в уголке родителей для самостоятельного изучения: | - «Ваш ребенок поступает в детский сад» ; - «Общение родителей и детей.; |
Январь-февраль | Организация мастер-класса для родителей «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду» (январь) | Конспект/презентация мастер класса для родителей на тему «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду» (январь) |
Март-Апрель | Оформление консультативного материала в уголке родителей для самостоятельного изучения: | - «Гигиенические требования к одежде ребенка» (март); -Памятка «Психологические рекомендации родителям» (апрель); |
Май | Итоговая выступление по теме самообразования |
План работы с педагогами
Сроки | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь- октябрь | - Составление в помощь воспитателям памятки для родителей – «Мой ребенок идет в детский сад» (сентябрь) | Изготовление памяток по теме |
Ноябрь-Декабрь | - Консультация «Особенности адаптации детей к условиям ДОУ» (декабрь) | Конспект консультации по теме |
Январь-февраль | «Если ребенок дразнится и ругается» | Конспект консультации по теме |
Март-Апрель | Рекомендации по созданию развивающей среды групп, соответствующей возрастным особенностям). | Картотека рекомендаөий по теме |
Май | - Презентация-отчет о результатах проделанной работы на педсовете (май) | Презентация-отчет |
Выводы:
Сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности: психологическую и педагогическую диагностику, консультирование, методическую и организационную работу.
Поэтому первый этап подготовки детей в ДОУ необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию можно получить в детской поликлинике, на педиатрических участках), организация родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.
Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду – знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада.
Главное на этом этапе – это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.
Основные принципы работы по адаптации детей следующие:
1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу детей третьего года жизни.
2. Постепенное заполнение групп (прием 2–3 малышей в неделю).
3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой).
4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
5. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.
6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Список литературы:
- Афонькина Ю.А."Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста": Методическое пособие. - М.:АРКТИ,2010.-80 с.(Растем умными)
- Белкина Л.В. ’’Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие’’- Воронеж ''Учитель '',2006.-236 с.
- Гуркина А.П. ''Формирование личности ребёнка в детском саду ''.- Учебно – методическое пособие к курсовым работам и спецсеминарам для студентов – заочников факультетов дошкольного воспитания пединститутов- М.”Просвещение“,1980.-111 с.
- Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель».- ПСб.: ООО «Детсво-Пресс»,2011.-196с.
- Лапина И.В. '' Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого – педагогическое сопровождение , комплексные занятия''. Волгоград: Учитель, 2010.- 127 с.
- Носова Е.А. , Швецова Т.Ю. '' Семья и детский сад: педагогическое образование родителей''.- СПб. : ООО '' ИЗДАТЕЛЬСТВО ''ДЕТСТВО - ПРЕСС '',2009. – 80 с.
- Печора К.Л.'' Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста . Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи '' .- М.:’’Издательство Скрипторий 2003’’,2006.- 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию педагога-психолога на 2022-2023 учебный год Тема: « Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения» 10.09.22
план по самообразованию...
План по самообразованию педагога-психолога на 2020-2021 учебный год
План самообразования в направлении "Применение сказкотерапии в формировании эмоционального мира дошкольников"....
План по самообразованию педагога-психолога на 2021-2022 учебный год
Самообразование направлено на изучение методов sand-art, sand-play в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога....
План по самообразованию педагога-психолога на 2022-2024 учебной год.
Самообразовние направлено на внедрение нейроподхода в коррекцию речевого развития дошкольников...
План по самообразованию социального педагога на 2024-2025 учебный год
Социальная защита детей...
План по самообразованию учителя-логопеда на 2024-2025 год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 15 «Нэбзый»План по самообразованию«Обогащение словарного запаса детей дошкольн...