План по самообразованию педагога-психолога на 2024-2025 учебный год
материал по психологии (младшая группа)

Тема: «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

педагога-психолога Осиповой М.В.

на 2024-2025 учебный год

Тема: «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»

Ачинск


Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.

Задачи:

-изучить научно – методическую литературу по проблеме адаптации ребенка к условиям ДОУ;

-составить перспективный план самообразования по проблеме адаптации ребенка к ДОУ;

-систематизировать полученные знания по проблеме исследования;

-изучить имеющиеся в научно-методической литературе психолого – педагогические методы исследования адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ;

-составить диагностический комплекс исследования особенностей адаптации к условиям ДОУ детей младшего дошкольного возраста.

- обеспечение взаимодействия между детским садом и родителями воспитанников.

Актуальность выбранной темы

Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья.  Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира – как можно шире и разнообразнее

На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению очень актуальна. В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте. Проблема усугубляется тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки комплексного проектирования взаимодействия детского сада и семьи.

Предполагаемый результат:

Благоприятное прохождение периода адаптации у детей, создание комфортной обстановки для детей в группе, преобразование предметно-развивающей среды; становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

План работы с детьми

Сроки

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь-

октябрь

  1. Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по вопросам адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

2.Составление плана работы и подбор методик работы с детьми.

1.Ознакомиться с новыми достижениями педагогики, детской психологии.

Изучить новые программы и педагогические технологии (при помощи интернет-источников).

 

2. Анализ полученной информации

3.Разработать план работы с детьми раннего возраста на период адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

Ноябрь-Декабрь

1. Игры-ситуации «Веселый автобус», «Стоит в поле теремок»

2.Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Карусель», «Воздушный шарик».

1.Картотека игр-ситуаций.

2.Картотека подвижных игр.

Январь Февраль

Снятие эмоционального напряжения и тревожности в течении дня. Достигается посредством пальчиковых игр и упражнений (Посредством театрализованных представлений русских народных сказок  «Теремок» настольный театр).

1.Картотека пальчиковых игр.

2.Инсценировка сказки.

Март-Апрель-

1.Приучение детей в игровой форме к режимным моментам («Собираемся на прогулку», «День рождение куклы»)

3.Картинки-поздравления посвящённые празднику «День Матери».

1.Разработать и оформить картотеку сюжетно-ролевых игр.

3.Оформить открытки к празднику.

Май

1.Определение уровней адаптации детей.

2.Составление рекомендаций для родителей детей.

3. Представление отчетов по итогам адаптации.

1.Анализ адаптационных листов.

2.Памятка для родителей.

3.Представить отчет по итогам адаптации.

                          План работы с родителями

Сроки

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь-

октябрь

- выяснение условий жизни ребенка дома, получение сведений о состоянии его здоровья, привычках, особенностях характера, режиме, взаимоотношениях между взрослыми членами семьи;

- рассказ о задачах работы группы, знакомство с программой воспитания и обучения, по которой работает дошкольное отделение;

- знакомство с сотрудниками дошкольного учреждения, которые будут работать с детьми;

- рассказ о режиме дня и расписании образовательной деятельности в группе;

- разъяснение значения режима дня, ритмов сна, активного бодровствования , прогулок;

- уточнение пожеланий родителей по вопросам формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков (сентябрь)

Заполнение родителями анкет (октябрь)

Выступление на родительском собрании (в течение года)

Получение сведений(Анкетирование)

-Конспект выступления

Ноябрь-Декабрь

Оформление консультативного материала в уголке родителей для самостоятельного изучения:

- «Ваш ребенок поступает в детский сад» ;

- «Общение родителей и детей.;

Январь-февраль

Организация мастер-класса для родителей «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду» (январь)

Конспект/презентация мастер класса для родителей на тему  «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду» (январь)

Март-Апрель

Оформление консультативного материала в уголке родителей для самостоятельного изучения:

- «Гигиенические требования к одежде ребенка» (март);

-Памятка «Психологические рекомендации родителям» (апрель);

Май

Итоговая выступление по теме самообразования

                   План работы с педагогами

Сроки

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь-

октябрь

- Составление в помощь воспитателям памятки для родителей – «Мой ребенок идет в детский сад» (сентябрь)

Изготовление памяток по теме

Ноябрь-Декабрь

-  Консультация  «Особенности адаптации детей к условиям ДОУ» (декабрь)

Конспект консультации по теме

Январь-февраль

«Если ребенок дразнится и

ругается»

   Конспект консультации по теме

Март-Апрель

Рекомендации по созданию

развивающей среды групп,

соответствующей возрастным

особенностям).

  Картотека рекомендаөий по теме

Май

- Презентация-отчет о результатах проделанной работы на педсовете (май)

Презентация-отчет

Выводы:

Сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности: психологическую и педагогическую диагностику, консультирование, методическую и организационную работу.

Поэтому первый этап подготовки детей в ДОУ необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию можно получить в детской поликлинике, на педиатрических участках), организация родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.

Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду – знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада.

Главное на этом этапе – это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.

Основные принципы работы по адаптации детей следующие:

1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу детей третьего года жизни.

2. Постепенное заполнение групп (прием 2–3 малышей в неделю).

3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой).

4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).

5. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.

6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Список литературы:

  1. Афонькина Ю.А."Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста": Методическое пособие. - М.:АРКТИ,2010.-80 с.(Растем умными)
  2. Белкина Л.В. ’’Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие’’- Воронеж ''Учитель '',2006.-236 с.
  3. Гуркина А.П. ''Формирование личности ребёнка в детском саду ''.- Учебно – методическое пособие к курсовым работам и спецсеминарам для студентов – заочников факультетов дошкольного воспитания пединститутов- М.”Просвещение“,1980.-111 с.
  4. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие  ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель».- ПСб.: ООО «Детсво-Пресс»,2011.-196с.
  5. Лапина И.В. '' Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого – педагогическое сопровождение , комплексные занятия''. Волгоград: Учитель, 2010.- 127 с.
  6. Носова Е.А. , Швецова Т.Ю. '' Семья и детский сад: педагогическое образование родителей''.- СПб. : ООО '' ИЗДАТЕЛЬСТВО ''ДЕТСТВО - ПРЕСС '',2009. – 80 с.
  7. Печора К.Л.''  Развитие и воспитание детей раннего  и дошкольного возраста . Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи '' .- М.:’’Издательство Скрипторий 2003’’,2006.- 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию педагога-психолога на 2020-2021 учебный год

План самообразования в направлении "Применение сказкотерапии в формировании эмоционального мира дошкольников"....

План по самообразованию педагога-психолога на 2021-2022 учебный год

Самообразование направлено на изучение методов sand-art, sand-play в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога....

План по самообразованию педагога-психолога на 2022-2024 учебной год.

Самообразовние направлено на внедрение нейроподхода в коррекцию речевого развития дошкольников...

План по самообразованию учителя-логопеда на 2024-2025 год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 15 «Нэбзый»План по самообразованию«Обогащение словарного запаса детей дошкольн...