Лексическая тема "Деревья"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Задания, направленные на речевое и познавательное развитие детей, по лексической теме "Деревья".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_po_teme_derevya.docx | 28.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания по теме «Деревья».
Грамматический строй речи
1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»:
Тополь — тополек,
дуб — дубок,
осина — осинка (осиночка),
береза — березка (березонька),
рябина — рябинка (рябинушка),
ива — ивушка,
елка — елочка,
сосна — сосенка,
клен — кленок,
яблоня — яблонька,
шишка — шишечка,
ветка — веточка,
лист — листик, листок, листочек,
лес — лесок,
иголка — иголочка.
2. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много»:
Клен — клены — кленов;
тополь — тополя — тополей;
осина — осины — осин;
дуб — дубы — дубов;
липа — липы — лип;
береза — березы — берез;
ива — ивы — ив;
рябина — рябины — рябин;
ель — ели — елей;
елка — елки — елок;
сосна — сосны — сосен;
яблоня — яблони — яблонь;
плод — плоды — плодов;
шишка — шишки — шишек;
желудь — желуди — желудей;
сережка — сережки — сережек;
крона — кроны — крон;
макушка — макушки — макушек;
корень — корни — корней;
ствол — стволы — стволов;
ветка — ветки — веток;
сук — сучья — сучьев;
иголка — иголки — иголок;
лепесток — лепестки — лепестков;
лес — леса — лесов;
чаща — чащи — чащ.
3. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай»:
Одно дерево — два дерева — пять деревьев, одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев,
одна ветка — две ветки — пять веток,
одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,
один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.
4. Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?»
Лист березы — березовый; ... рябины — рябиновый; ... дуба — дубовый; ... сосны — сосновый; ... клена — кленовый;
ветка сосны — сосновая; ... ели — еловая; ... тополя — тополиная; ... осины — осиновая; липы — липовая.
5. Образование прилагательного женского, мужского и среднего рода «Назови предмет со словом "сосновый"»
Бор (какой?) — сосновый;
кресло (какое?) — сосновое;
мебель (какая?) — сосновая;
полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки.
6. Образование относительных прилагательных «Как назвать лес?»
Если в роще растут деревья, то эта роща называется — березовая;
если в роще растут дубы — дубовая;
... осина — осиновая;
... ивы — ивовая;
... клены — кленовая.
Лексический строй речи
1. Поиск соответствующего понятия «Чьи плоды (семена)?»
Желуди растут на — дубе;
яблоки растут на — яблоне;
круглая шишка на — сосне;
длинная шишка у — ели;
грозди рябины растут на — рябине;
сережки растут — на березе, ольхе, иве.
2. Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия»
Лист (что делает?) желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет ... ;
дерево ... ;
крона ... ;
почки ... ;
корни ... ;
ветви ... .
3. Поиск соответствующего понятия «Какие бывают леса?»
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес — лиственный;
если в лесу растут сосны и елки — хвойный;
если в лесу растут ели, березы и дубы, то этот лес — смешанный.
4. Классификация понятий «Четвертый лишний»
Клен, рябина, ель, осина (ель);
липа, тополь, ива, яблоня (ива);
береза, дуб, клен, смородина (смородина);
яблоня, груша, слива, рябина (рябина).
5. Исправь предложение:
На клёне желтеют берёзовые листья.
6. Вопрос на засыпку!
Чего в лесу больше – деревьев или листьев? Почему?
7. «С какого дерева лист и плод».
Соотнесение листа и плода с деревом.
8. Покажи и назови части дерева (ствол, корни, ветки).
Развитие связной речи
Составить описательный рассказ: «Опиши дерево по плану»:
- как называется дерево;
- хвойное, лиственное или фруктовое;
- как выглядит дерево (ствол, листья, плоды);
- в каком лесу растет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»
Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...
НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...
Викторина «Татарча сөйләшәбез» В процессе викторины решается комплекс задач: - усвоение лексического минимума; - приобретение необходимого словарного запаса; - развитие речевых навыков (произносительных, лексических, грамматических)
Викторина «Татарча сөйләшәбез»В процессе викторины решается комплекс задач:- усвоение лексического минимума;- пр...
Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.
В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой. Программа хорошо проработана, по н...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Материал для теоретической и практической подготовки студентов по специальности "Дошкольное образование" на тему "Овощи" Лексический материал Лексический материал
Лексический материал "Овощи"...
ККонспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» _____________________________________в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» ________________________________________
Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы»...