Лексическая тема "Деревья"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Зудина Наталья Алексеевна

Задания, направленные на речевое и познавательное развитие детей, по лексической теме "Деревья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_teme_derevya.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Задания по теме «Деревья».

Грамматический строй речи

1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»:

Тополь — тополек,

дуб — дубок,

осина — осинка (осиночка),

береза — березка (березонька),

рябина — рябинка (рябинушка),

ива — ивушка,

елка — елочка,

сосна — сосенка,

клен — кленок,

яблоня — яблонька,

шишка — шишечка,

ветка — веточка,

лист — листик, листок, листочек,

лес — лесок,

иголка — иголочка.

2. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много»:

Клен — клены — кленов;

тополь — тополя — тополей;

осина — осины — осин;

дуб — дубы — дубов;

липа — липы — лип;

береза — березы — берез;

ива — ивы — ив;

рябина — рябины — рябин;

ель — ели — елей;

елка — елки — елок;

сосна — сосны — сосен;

яблоня — яблони — яблонь;

плод — плоды — плодов;

 шишка — шишки — шишек;

желудь — желуди — желудей;

сережка — сережки — сережек;

крона — кроны — крон;

макушка — макушки — макушек;

корень — корни — корней;

ствол — стволы — стволов;

ветка — ветки — веток;

сук — сучья — сучьев;

иголка — иголки — иголок;

лепесток — лепестки — лепестков;

лес — леса — лесов;

чаща — чащи — чащ.

3. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай»:

Одно дерево — два дерева — пять деревьев, одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев,

одна ветка — две ветки — пять веток,

одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,

один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.

4. Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?»

Лист березы — березовый; ... рябины — рябиновый; ... дуба — дубовый; ... сосны — сосновый; ... клена — кленовый;

ветка сосны — сосновая; ... ели — еловая; ... тополя — тополиная; ... осины — осиновая; липы — липовая.

5. Образование прилагательного женского, мужского и среднего рода «Назови предмет со словом "сосновый"»

Бор (какой?) — сосновый;

кресло (какое?) — сосновое;

 мебель (какая?) — сосновая;

полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки.

6. Образование относительных прилагательных «Как назвать лес?»

Если в роще растут деревья, то эта роща называется — березовая;

если в роще растут дубы — дубовая;

... осина — осиновая;

... ивы — ивовая;

... клены — кленовая.

Лексический строй речи

1. Поиск соответствующего понятия «Чьи плоды (семена)?»

Желуди растут на — дубе;

яблоки растут на — яблоне;

круглая шишка на — сосне;

длинная шишка у — ели;

грозди рябины растут на — рябине;

сережки растут — на березе, ольхе, иве.

2. Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия»

Лист (что делает?) желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет ... ;

дерево ... ;

крона ... ;

почки ... ;

корни ... ;

ветви ... .

3. Поиск соответствующего понятия «Какие бывают леса?»

Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес — лиственный;

если в лесу растут сосны и елки — хвойный;

если в лесу растут ели, березы и дубы, то этот лес — смешанный.

4. Классификация понятий «Четвертый лишний»

Клен, рябина, ель, осина (ель);

липа, тополь, ива, яблоня (ива);

береза, дуб, клен, смородина (смородина);

яблоня, груша, слива, рябина (рябина).

5. Исправь  предложение:

На  клёне  желтеют  берёзовые  листья.

6. Вопрос  на  засыпку!

Чего  в  лесу  больше – деревьев  или  листьев?  Почему?

7. «С какого дерева лист и плод». 

Соотнесение листа и плода с деревом.

8. Покажи и назови части дерева (ствол, корни, ветки).

Развитие связной речи

Составить описательный рассказ: «Опиши дерево по плану»:

  1. как называется дерево;
  2. хвойное, лиственное или фруктовое;
  3. как выглядит дерево (ствол, листья, плоды);
  4. в каком лесу растет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...