Конспект по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Оксана Васильевна Глущенко

Образовательная область(и): Речевое развитие

Тема занятия: Чтение  рассказа  Н.Н. Носова «Живая шляпа»

Возрастная группа: Средняя  группа (4-5 лет)

Задачи занятия:

- учить  понимать главные характеристики героев;

- развивать способность воспринимать содержание  художественного  произведения;

- развивать монологическую  и  диалогическую речь; (связная  речь)

- познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл;

- продолжать знакомить с детской литературой;

-развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками  и  взрослыми деятельности;

- формировать умение детей понимать юмор ситуации; 

-продолжать обогащать двигательный опыт ребенка, выполняя  музыкально – ритмические упражнения;

- воспитывать ценностное отношение к книге, уважение к творчеству писателя; (из фоп)

- воспитывать отзывчивость, взаимопомощь, усидчивость, умение слушать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_rechevomu_razvitiyu.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область(и): Речевое развитие

Тема занятия: Чтение  рассказа  Н.Н. Носова «Живая шляпа»

Возрастная группа: Средняя  группа (4-5 лет)

Задачи занятия:

- учить  понимать главные характеристики героев;

- развивать способность воспринимать содержание  художественного  произведения;

- развивать монологическую  и  диалогическую речь; (связная  речь)

- познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл;

- продолжать знакомить с детской литературой;

-развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками  и  взрослыми деятельности;

- формировать умение детей понимать юмор ситуации; 

-продолжать обогащать двигательный опыт ребенка, выполняя  музыкально – ритмические упражнения;

- воспитывать ценностное отношение к книге, уважение к творчеству писателя; (из фоп)

- воспитывать отзывчивость, взаимопомощь, усидчивость, умение слушать.

Словарная работа: комод, кочерга, треснуть, плюхнуть, клюшка.

Планируемый результат:  познавательный  интерес к рассказу Н. Н. Носова «Живая шляпа».

Материалы и оборудование:  книга Н.Н. Носова «Живая шляпа» портрет Н. Носова, иллюстрации по произведению, предметы для игры «Угощение для котенка».

п/п

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса к теме занятия.

Воспитатель вносит на занятие шляпу  и уточняет у детей:

В.- Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

-Кто знает, что это такое? (ответы детей)

В. Правильно, ребята, это шляпа.

-А кто знает, для чего она нужна? (ответы детей)

В. Совершенно верно, шляпа нужна, чтобы покрывать голову от жары или от холода (воспитатель надевает шляпу на голову и показывает детям)

Шляпа- это головной убор, ее носят люди. Если шляпу носят мужчины она..мужская; если ее носят женщины она…(женская); если ее носят дети, она…(детская). Все верно ребята!

-Как вы думаете, в какое время года можно носить этот головной убор? (весной, осенью, летом)

-Скажите, а у вас шляпы есть?

Словесный –

(приветствие, вводная беседа)

Дети стоят на коврике в свободном порядке около воспитателя.

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, ее формулировка в доступной для детей форме.

В. Ребята, а еще шляпа бывает живой! Не верите? Я тоже сначала не верила, пока не прочитала  один рассказ.

- Сегодня  мы познакомимся с творчеством известного писателя Н. Н. Носова. Посмотрите на его портрет. (показ). Он является одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Его книги хочется читать и перечитывать. Писателем Николай Николаевич стал  случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н. Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории, воспитывают в детях честность, чувство дружбы, отзывчивость, любовь к труду; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, ложь, грубость. обман и т.д..

- Ребята, вспомните, чем отличаются рассказы от сказок. 
Ответы детей. 
-В рассказе говориться о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных выражений. 

Наглядный-рассматривание

портрета писателя ;

Словесный-проблемный вопрос, объяснение-беседа

Дети участвуют в беседе, отвечая на поставленные вопросы педагога.

2.2

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение,

обобщение,

систематизация

) определенного объема знаний о произведений.

Воспитатель: Ребята, смотрите, кто это? (Незнайка)

Воспитатель: Как вы думаете, почему он здесь? (герой произведений Носова)

Ребята, садитесь поудобнее, выпрямите спины, слушайте внимательно.

Выразительное чтение рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа». (у каждого ребенка иллюстрации к рассказу)

Физкультминутка

"Кот Мурлыка"

Словесный – чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа», беседа.

Наглядный-рассматривание иллюстраций к произведению.

Практический -(физкультминутка)

Дети слушают рассказ.

Рассматривают иллюстрации к произведению.

Выполняют движения за педагогом.

2.3

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемной ситуации .

-Ребята, покажем Незнайке, что мы прилежные и внимательные слушатели?

- «Незнайка приготовил вам вопросы по произведению. Давайте мы с вами ответим на эти вопросы.

- Вам понравился этот рассказ? (да)
- На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая? (нет)
- Назовите героев рассказа (Володя, Владик). 
- Почему мальчики подумали, что шляпа живая? (она поползла)
- Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы?(они испугались)
- Расскажите, как мальчики испугались.
- Покажите, как они испугались!
- Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой? (картошка)
- Кому пришла в голову идея бросаться картошкой? (Вовке)
- Как узнали мальчики секрет шляпы? (швыряли картошкой и шляпа подскочила к верху)
- Оцените поведение мальчиков. Какие они?
- Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську.
- Как же мальчики относятся к животным? (доброжелательно)
- Какими мы их видим в конце рассказа? (они обрадовались)
- Смешная это история или печальная? (смешная)
- А как бы вы поступили на месте мальчиков?
- Рассказ называется «Живая шляпа». Как, по - другому можно назвать этот рассказ? 
- Как вы думаете, а что могло бы произойти с ребятами, если бы под шляпой оказался не кот Васька. Придумайте дома свою историю и нарисуйте рисунок к ней. А на следующем занятии мы послушаем, что у вас получилось. 

-Ребята, в рассказе встречаются нам мало знакомые слова, как вы думаете, что такое комод, кочерга, треснуть, плюхнуть.(пояснение значения слов с показом иллюстраций)

Игра «Угощение для котенка».

В рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа» котенок Васька, был напуган, обижен, и мне очень хочется, чтобы у него всегда было хорошее настроение. Давайте его угостим. Что же кушают котята?

Дети строятся в две команды. Рядом с каждой командой стоит чашка куда они должны сложить угощение для котенка. На расстоянии 5-7 шагов стоит корзина где много предметов: игрушки, машинки, посуда, продукты (пластмассовые). Нужно выбрать и принести то, что кушают котята. Выбирают по одному предмету.

– Вот, какое богатое угощение, посмотрите как, изменилось настроение котенка Васьки. Мне кажется он доволен и вам благодарен.

Словесный - рассказ, беседа,

Практический – дидактическая игра «Угощение для котенка»

Участвуют в беседе, отвечая на поставленные вопросы педагога.

Дети внимательно слушают правило игры и отвечают на вопросы воспитателя, играют в игру «Угощение для котенка».

3.

Заключительный этап

Подведение итогов, обобщение полученного опыта, формирование навыков самооценки.

Ребята , нам пора попрощаться с Незнайкой. Незнайка, нас благодарит, ему было интересно послушать рассказ и задавать вам вопросы. Скажем все Незнайке, до новых встреч!

Встают  в  круг, берутся за руки.  

- «Наши глазки устали, отдохнем.

 Повторяйте за мной».

- «Ночь, темно на улице,

Надо нам зажмуриться.

1,2,3,4,5 Можно глазки открывать.

А теперь всем вместе нужно,

Поморгать глазами дружно». – Молодцы.

- Важно видеть по-настоящему, смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае.

- «Ребята, с каким рассказом мы сегодня познакомились?  

Что делали в начале занятия? Что потом?

В какую игру мы с вами играли? Что для вас было легко? А что сложно?

 «Книгу я помещу в книжный уголок, и вы всегда сможете к ней обратиться и рассмотреть замечательные иллюстрации»

Словесный-беседа

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, делают выводы.

- Сегодня  мы познакомимся с творчеством известного писателя Н. Н. Носова. Посмотрите на его портрет. (показ). Он является одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Его книги хочется читать и перечитывать. Писателем Николай Николаевич стал  случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н. Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории, воспитывают в детях честность, чувство дружбы, отзывчивость, любовь к труду; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, ложь, грубость. обман и т.д..

-Ребята, покажем Незнайке, что мы прилежные и внимательные слушатели?

- «Незнайка приготовил вам вопросы по произведению. Давайте мы с вами ответим на эти вопросы.

- Вам понравился этот рассказ? (да)
- На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая? (нет)
- Назовите героев рассказа (Володя, Владик). 
- Почему мальчики подумали, что шляпа живая? (она поползла)
- Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы?(они испугались)
- Расскажите, как мальчики испугались.
- Покажите, как они испугались!
- Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой? (картошка)
- Кому пришла в голову идея бросаться картошкой? (Вовке)
- Как узнали мальчики секрет шляпы? (швыряли картошкой и шляпа подскочила к верху)
- Оцените поведение мальчиков. Какие они?
- Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську.
- Как же мальчики относятся к животным? (доброжелательно)
- Какими мы их видим в конце рассказа? (они обрадовались)
- Смешная это история или печальная? (смешная)
- А как бы вы поступили на месте мальчиков?
- Рассказ называется «Живая шляпа». Как, по - другому можно назвать этот рассказ? 
- Как вы думаете, а что могло бы произойти с ребятами, если бы под шляпой оказался не кот Васька. Придумайте дома свою историю и нарисуйте рисунок к ней. А на следующем занятии мы послушаем, что у вас получилось. 

-Ребята, в рассказе встречаются нам мало знакомые слова, как вы думаете, что такое комод, кочерга, треснуть, плюхнуть.(пояснение значения слов с показом иллюстраций)

Игра «Угощение для котенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по речевому развитию

Конспект занятия по развитию речи (группа ЗПР)...

Конспект познавательно-речевого развития для детей с ОНР старшего возраста "Транспорт. Приключения в лесу"

Конспект для НОД в старшей группе детского сада для детей с ОНР по развитию речи....

КОНСПЕКТ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ С КАПЕЛЬКОЙ».

Занятие направлено на закрепление знания детей о свойствах воды (вкус, цвет, запах); развитие навыка последовательно изложение своих мыслей;а также на воспитание  бережного отношения к воде....

Конспект занятия Речевое развитие (развитие речи) Тема: «Заповеди казаков».

Задачи:- развивать интерес  к  изучению  культуры  своих  предков,  любовь  кродному  краю,  гордость  за  культуру  кубанского  казаче...

Конспект НОД Речевое развитие Развитие речи с детьми подготовительной группы "Защитники Отечества"

Расширять знания детей о Российской армии, формировать у них первые представления об особенностях военной службы, о родах войск. Развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память...

Конспект по речевому развитию с элементами художественно-эстетического развития «Два мышонка»

- Познакомить детей со сказкой «Два мышонка»; - Развивать знание о северных народах и их образе жизни. - Воспитывать желание помогать младшим. - Учить детей понимать основные виды эмоций (...

Конспект по речевому развитию (развитие речи) в подготовительной группе по теме «Веселое путешествие в страну Речи».

Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: Продолжать развивать речь детей и применять их на занятии.Задачи: Образовательные:1. Формировать представление о семье, как о людях, которы...