Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа)

Вербицкая Екатерина Анатольевна

статья о развитии речи у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область.

Грамотная, поставленная речь - главный признак нормального развития дошколёнка. К 5-6 годам он использует около 3500 слов. Правильно проговаривает звуки, выстраивает сложные предложения, свободно описывает явления и предметы. Для исправления звукопроизношения, активного накопления словарного запаса используются специальные игры, пособия, дыхательная и артикуляционная гимнастика

Ребенок 5 лет готов выговаривать правильно все звуки. Но некоторым детям все еще не даются шипящие и «р» (его заменяют на «л»). Причем изолированно они могут правильно произносить «р», а в словах — нет. Даже те элементы, которые они говорят всегда правильно, могут «хромать» в словах со сложной слоговой структурой.

Характерная особенность развития речи ребенка 5 лет — он замечает, как говорят друзья и свои собственные ошибки, то есть появляется критичность.

Еще одна особенность развития речи 5 – 6 лет— детки оперируют многими понятиями. Могут назвать природные явления, предметы быта, времена года, профессии, виды транспорта, животных (домашних-диких), птиц, фрукты-овощи.

Причем они имеют представление о том, к примеру, как выращивают фрукты, овощи, какие изменения происходят при разных сезонах, о том, какие животные обитают в лесу, а какие на ферме. Ориентируются в пространстве, знают названия месяцев, дней недели, праздников, правила дорожного движения для пешеходов.

Им нравится рассуждать о том, что они видят, о происходящем. Общение способствует развитию речи, и наоборот.

Простые слова они говорят правильно, не меняют и не пропускают слоги. Но вот сложные или малознакомые слова могут искажать.

Формирование понятной, богатой сравнениями речи – основная задача родителей. При диагностике 5-6 летних детей оценивается не только словарный запас и умение выстраивать логичные словесные конструкции. Не менее важен навык грамотной расстановки интонации, смысловых акцентов.

Дети, выросшие в семьях, где практикуется общение, совместное чтение вслух, показывают более высокие результаты. Они говорят выразительно, используют яркие сравнения и эпитеты, легко пересказывают прочитанное.

Примерные ориентиры речевой нормы для детей 5-6 лет:

-Уверенно выстраивает речь в соответствии с правилами грамматики. Иногда меняет ударение или ошибается при произнесении незнакомого слова. Быстро исправляется, если указать на недочёт;

- Развёрнуто и пространно отвечает на вопрос;

- Понятно и раздельно проговаривает звуки не «проглатывает» окончания;

- Легко составляет сюжетный рассказ по картинке, придумывает простые сказки, пересказывает истории;

- Разгадывает загадки, узнаёт по описанным признакам предмет;

- В речи использует интонационные акценты, говорит громче или тише по необходимости;

-Охотно читает стихи, участвует в сценках;

-Подбирает синонимы, антонимы;

-В глаголах использует приставки;

-Легко обобщает понятия по отличительным признакам, исключает из общего ряда лишнее;

-Верно произносит все фонемы (кроме «р»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психологические основы речи

Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста1.1 Психологические основы речи...

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством пальчиковой гимнастики»

ВведениеДошкольный возраст  считается удивительным периодом развития человека. Он обладает своеобразной этапностью и спецификой.  Ведущий вид  деятельности – игра. Онасоздает наиб...

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через коммуникативные игры

Подборка коммуникативные игр в помощь педагогам  на : -Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста с ОНР друг к другу;·-Принятие каждого р...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...