Игровогое пособие "Первая грамматика".
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа)

Марина Николаевна Раскатова

Пособие для развития лексико-грамматической категории связной речи у детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_yarmarke_ped_inovatsiy.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВАЯ ГРАММАТИКА» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

РАСКАТОВА М.Н.

Воспитатель

ГБОУ ООШ №2 пгт. Смышляевка СП «Детский сад»

М.Р. Волжский Самарской области

E-mail: raskatova73@bk.ru

Направление «Современная школа

на уровне дошкольного образования»

При развитии речи младших дошкольников на одно из ведущих мест занимает формирование лексико- грамматических навыков. Одной из выраженных особенностей детей является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено. Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов — названий диких животных, птиц, деревьев, профессий и т.д. В речи преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Дети затрудняются при словоизменении (число, род, падеж), при словообразовании (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных), при употреблении предлогов.

Эффективным средством развития связной речи дошкольников является использование игровых технологий. Для речевого развития детей своей группы я использую все виды игровой деятельности: сюжетно- ролевые, подвижные игры, театрализованные игры, игры с предметами, дидактические, словесные.

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактическая игра - эффективное средство закрепления грамматических навыков изменения и образования слов, т.к. дает возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ благодаря своей динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов:

1. Основной компонент - дидактическая (обучающая) задача.

2. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях.

3. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

В настоящее время в продаже имеется большое количество дидактических игр для формирования лексико-грамматических компонентов речи. Они всем нам хорошо знакомы. Это игры, направленные:

• на описание предметов, называние действий, признаков;

• на словоизменение (число, род, падеж);

• на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных;

• на употребление предлогов.

Предлагаю вашему вниманию    игровое пособие «Первая грамматика».  Пособие можно многопланово использовать при формировании лексико- грамматических компонентов речи. Данное пособие можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях и в самостоятельной игровой деятельности детей. Детям очень нравится это пособие.  

Игра «Один много». Цель игры: Учить детей находить разное количество предметов один или много, упражнять в использовании существительных в единственном и множественном числах. Развивать мышление, речь, внимание, воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе.

Игра «Магазин игрушек» помогает развивать речевою активность детей, правильно использовать   существительные в именительном падеже. При описании игрушки, согласовывать существительные с прилагательным.  

Игра «Большой – маленький». Помогает в игровой форме образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Развивает способности различать предметы по величине, делить на большие и маленькие. Улучшает концентрацию внимания, моторику пальцев, развивает способность правильного зрительного восприятия окружающих предметов.

Игра «Танины загадки». Развивает связную речь, память, мышление, воображение. Помогает малышам потреблять предлог «у».

Игра «Телефон». Способствует правильному употреблению существительных в дательном падеже. Развивает коммуникативные   навыки, развивает активную речь, обогащает   словарь детей, развивает фантазию и воображение.

Игра: «Доктор Айболит». Способствует употреблению существительного в винительном падеже. (Кого лечит доктор Айболит? (зайчика).  А зайчик что кушает?  (морковку)

Так же в своей практике по развитию речи я использую игры- драматизации и дидактическую игру «Чудесный мешочек»

Игры – драматизации способствуют развитию речевой активности, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Игра «Чудесный мешочек» способствует совершенствованию тактильных ощущений и восприятия. Развивает мелкую моторику рук ребенка. Это положительно влияет на речь воспитанников.

Я считаю, что, использование игровых технологий с воспитанниками, является наиболее эффективным методом в формировании лексико-грамматической категории связной речи моих воспитанников.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ушакова О.С., Артюхова И.С. Развитие речи. Методические рекомендации к программе «Мир открытий». Игры и конспекты занятий. – М.: Издательство «Бином. Лаборатория знаний», 2018 – 96с.
  2. Ушакова О.С., Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. для воспитателей детского сада и родителей / О. С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика в рассказах и сказках (по лексическим темам)

Материал предназначен для развития грамматического строя речи дошкольников. В нём содержатся небольшие рассказы и сказки по различным лексическим темам. Прочитав ребёнку рассказ или сказку задайте воп...

олимпиада по русскому языку среди 1 – 4 классов «Страна грамматики»

Задания для 2 класса 1. Выбери предложения: 1) На улица стоят ужасный жара2) Кошкой3) Зазвенели птичьи голоса4) Бабушка встречать внуки5) Любите книгу — источник знаний! 2. Постав...

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ГРАММАТИКИ»

1.     Образовательная:Закреплять умение называть слова на твердые и мягкие согласные звуки.2.     Развивающие:А) Продолжать развивать зрительно-пространс...

Игровогое занятие «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать!»

Сценарий игрового занятия по ПДД во 2 младшей группе«Всем ребятам надо знать, как по улице шагать!»...