Деловая игра "Развитие речи в ДОУ"
методическая разработка по развитию речи

Вахмянина Наталья Витальевна

Проблемы развития речи в ДОУ и пути решения рассматриваются в ходе деловой игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕЛОВАЯ ИГРА ««Развитие речи в ДОУ: проблемы, пути решения»».

Ведущий предлагает всем присутствующим взять из коробки любой понравившийся фант (красный или фиолетовый). В зависимости от цвета педагоги делятся на две команды. Каждой команде дается три минуты, чтобы придумать название и девиз.

Ведущий: Итак, предлагаю командам представиться.

Ведущий: Настало время озвучить имена экспертов, которые будут оценивать ваши ответы и в конце определят победителя.

Педагог-психолог Анна Викторовна Бессонова

Учитель-логопед Валерия Анатольевна Зорина

Ведущий: Я объявляю первое конкурсное задание «Разминка».

Каждая команда выбирает жетон с вопросом и отвечает

Вопросы:

1. Что это такое:

  • Активизировать словарь (понимать и называть слова).
  • Формировать звуковую культуру речи.
  • Формировать грамматический строй речи.
  • Развивать связную речь.

Задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

2. Что такое творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.

Развитие речи

3. Задачами какой работы являются: Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

Задачи словарной работы

4. Как называется разговор двух или нескольких лиц на тему, связанную с какой - либо ситуацией.

Диалог

#1050;ак называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям.

Монолог

#1050;ак называется текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает все итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему.

Рассказ - описание

#1050;ак называется рассказ, сюжет, которого развивается во времени.

Рассказ – повествование

#1044;ля чего используются следующие формы работы: пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание.

При обучении детей связной речи

Ведущий: Итак, разминка закончена. Жюри подводит итоги, а я объявляю следующее задание «Чудесный мешочек» - «Назови одним словом».

1. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка);

2. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня);

3. Устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина);

4. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка);

5. Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот);

Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня);

  1. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка);
  2. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица);
  3. Короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).

Ведущий: Следующее задание «Литературный калейдоскоп». Приглашаю капитанов команд. Вам нужно выбрать любой конверт и ответить на три блиц-вопроса

1. Для работы с детьми, какой возрастной группы используются следующие произведения:

З.Александрова «Мой мишка», А.Барто «Девочка-ревушка», С.Маршак «Усатый-полосатый», «Маша и медведь», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко» .

(2-ая младшая)

«На дворе трава – на траве дрова» (скороговорка)

«Ехала машина темным лесом, за каким- то интересом (считалка)

2. Н.Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», Х.К.Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица»

(подготовительная)

«Расскажу- ка я вам про дела старые» (былина)

«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (загадка)

Ведущий: Следующее задание опять касается устного народного творчества. Командам необходимо «Переведите пословицы на русский язык»

Сын леопарда - тоже леопард (Африка) /яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/

Игра «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.

1-я команда

«Колобок» Расскажите сказку от лица тропинки.

2-я команда

«Курочка Ряба» Расскажите сказку от лица яичка.

5 задание. Творческий конкурс.

Каждой команде нужно нарисовать литературное произведение так, чтобы противоположная команда смогла узнать его.

Дается 1 минута.

Для первой команды «Принцесса на горошине»

Для второй команды: «Русалочка»

Ведущий: Подошла к концу наша игра. Пока жюри определяет победителя, я предлагаю подвести итог.

Памятка для педагогов

Культура речи воспитателя.

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

Воспитатель должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах. Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Речь воспринимается детьми лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе.

Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче и насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети. В качестве недостатков словаря многих воспитателей является частое употребления слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т.п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); в общении с более старшими детьми – подлаживание под речь малышей, то есть не уместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав? И т.п.).

Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

  • Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
  • Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.
  • Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
  • В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
  • Связно и доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).
  • Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа По дисциплине: Культура деловой речи Тема: «Культура деловой речи»

План: 1.     Общая характеристика официально – делового стиля2.     Динамика нормы официально – деловой речи3.      Устная деловая...

Деловая игра "Речь педагога ДОУ"

Деловая игра включает в себя ряд практических заданий на усвоение  речевых норм, формирование речевой культуры педагога....

Деловая игра «Как развивать речь у ребенка или путешествие по стране «Развитие речи»

Деловая игра «Как развивать речь у ребенка или путешествие по стране  «Развитие речи»...

Деловая игра "Речь педагога - пример для детей"

1 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевым...

Деловая игра «Речь педагога - пример для детей»

Деловая игра для педагогов ДОУ «Речь педагога - пример для  детей»...