Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Тема «Перелётные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект организованной образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
Тема «Перелётные птицы»
Цели: обобщить понятие «перелётные птицы», формировать грамматический строй речи.
Задачи: образовательные:
- уточнить и расширить знание детей о перелётных птицах;
- активизировать активный словарь детей по теме;
- продолжать тренировать в составлении простых распространенных и сложноподчиненных предложений с придаточными причины.
Развивающие:
- развивать связную и диалогическую речь;
- развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, логическое
мышление.
Воспитательные:
- воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа:
просмотр картинок с изображением птиц, презентация «Перелетные птицы», чтение стихотворений и рассказов о птицах, дидактическая игра «Птицы: зимующие, кочующие, перелетные», наблюдения на участке детского сада.
Методы и приемы: наглядный: рассматривание иллюстраций с изображением птиц; словесный метод: беседа, рассказ о перелётных птицах, пояснения, словарная работа; игровой (словесные и дидактические игры).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ООД по развитию речи по теме "Перелётные птицы" | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Перелётные птицы»
Цели: обобщить понятие «перелётные птицы», формировать грамматический строй речи.
Задачи: образовательные:
- уточнить и расширить знание детей о перелётных птицах;
- активизировать активный словарь детей по теме;
- продолжать тренировать в составлении простых распространенных и сложноподчиненных предложений с придаточными причины.
Развивающие:
- развивать связную и диалогическую речь;
- развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, логическое
мышление.
Воспитательные:
- воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа:
просмотр картинок с изображением птиц, презентация «Перелетные птицы», чтение стихотворений и рассказов о птицах, дидактическая игра «Птицы: зимующие, кочующие, перелетные», наблюдения на участке детского сада.
Методы и приемы: наглядный: рассматривание иллюстраций с изображением птиц; словесный метод: беседа, рассказ о перелётных птицах, пояснения, словарная работа; игровой (словесные и дидактические игры).
Оборудование: опорные схемы, конверт с загадками, иллюстрации перелетных птиц, мяч.
Ход занятия
- Организационный момент
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас на лесную полянку. Но прежде необходимо назвать цепочку слов, обозначающих птиц, которые улетают от нас на зиму. Кто справится, тот и садится на полянку.
-Готовы? Я начинаю…..ласточкА
Дети:
-Аист-
-Трясогузка
- Скворец
-Лебедь
-Журавль,
- Кукушка.
Воспитатель: Ребята, послушайте, какая тишина. Почему, как вы думаете?
Дети: Птицы улетели, не слышно их красивого пения. Природа готовится к зиме.
- Основная часть
Воспитатель: Ребята, вы уже догадались, о ком мы сегодня будем говорить?
Дети: О перелетных птицах.
Воспитатель: А каких птиц мы называем перелетными?
Дети: Перелетные – это те птицы, которые улетают осенью на юг, в теплые края.
Воспитатель: Да, ребята, верно, птицы, которые зимой улетают в теплые края, а весной возвращаются снова - называются перелётными.
Воспитатель: Почему птицы улетают на юг?
- Составление рассказа по опорным картинкам «Почему птицы улетают на юг?»
Дети: Птицы улетают на юг, потому что они боятся холода, им трудно находить корм. Птицы собираются в стаи, готовясь к перелёту. Летят они стаей, клином или поодиночке.
(Объяснение сопровождается показом иллюстраций).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, под деревом лежит какой-то конверт. Посмотрим, что там. В конверте – письмо. Это шлют вам привет птицы с юга.
Но какие именно, можно узнать по загадкам.
- Отгадывание загадок
(Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают и продолжают называть перелётных птиц).
1.На шесте дворец.
Во дворе певец.
А зовут его... (Скворец).
2.Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (Кукушка).
Воспитатель: Принимаем следующий привет ….
3.Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет. (Жаворонок).
4. Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка).
5. Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Цапля, журавль).
Воспитатель: Молодцы! Скажем «спасибо» нашим пернатым друзьям за приветы!
А сейчас, ребята, я предлагаю вам описать птицу, используя вот такие картинки.
- Словесная игра «О какой птице ты хочешь рассказать?»
(Воспитатель предлагает детям описать птицу, назвать ее характерные черты).
Воспитатель: Посмотрите на эту птицу. Эта птица крупная или мелкая? Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида: какие у нее крылья, клюв, ноги?
- Работа по словообразованию
Ребёнок: Это грач. Птица крупная. У него короткие ноги. Большие крылья. У грача «длинный клюв».
Воспитатель: Грача с длинным клювом как можем назвать?
Дети: Мы его можем назвать «длинноклювым».
Воспитатель: Это скворец. Птица мелкая.
Воспитатель: Какой у него хвост?
Дети: Короткий.
Воспитатель: Значит скворец, какой? Назовём одним словом.
Дети: Короткохвостый.
Воспитатель: Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит какая ласточка? – длиннохвостая.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.
- А теперь отдохнём, немного.
- Физкультминутка “Улетают – улетел”
Скоро белые метели (Дети стоят в кругу , ноги на ширине плеч)
Снег поднимут от земли (дети поднимают руки снизу вверх )
Улетели, улетели, улетели журавли (имитация полета журавлей)
Не слыхать кукушки в роще (руки к ушам)
И скворечник опустел (руки перед собой)
Аист крыльями полощет (взмахи руками)
Улетает, улетел (имитация полета птиц).
Воспитатель: Отдохнули, побегали, попрыгали по полянке.
- Теперь вспомним, ребята, а что могут делать птицы?
6) Дидактическое упражнение «Что могут делать птицы?»
(Дети по очереди называют глаголы, обозначающие действие птиц).
Дети: Ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют.
7) Игра «Назови ласково»
- Ребята, вы хотите, чтобы птицы вновь прилетели к нам весной?
Тогда я предлагаю вам согреть птиц ласковыми словами.
Говорят: «Ласковое слово – что солнышко».
(Ребята, стоя на ковре-полянке, передают мяч друг другу и называют слова по цепочке, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы)
Дети: Скворец-скворушка,
журавль-журавушка,
лебедь-лебедушка,
кукушка-кукушечка,
утка-уточка,
соловей-соловушка.
- Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.
А мы весной снова вернёмся на эту полянку, чтобы встретить птиц и послушать их прекрасное пение.
- Итог
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие?
Дети: Да!
Воспитатель: Что именно понравилось?
(Дети делятся впечатлениями)
Воспитатель: Вы все молодцы, ребята! Я предлагаю вам пройти в группу и выразить своё отношение к пернатым друзьям в творческих работах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: « Зимующие птицы» (Воспитатель МДОУ № 8 "Теремок" г.Подольска Московской области Андросова Татьяна Васильевна)
описательный рассказ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Перелётные птицы»
формирование навыков составления описательного рассказа с опорой на схему. Закреплять умение подбирать определения к предметам, действия к предметам. Активизировать словарь по теме. Развивать внимание...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Сказочная птица» (логика образовательной деятельности).
Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема "Сказочная птица" (логика образовательной деятельности)....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе тема: "Зиму птицы"
Конспект НОД в старшей группе "Зимующие птицы"...
Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Домашние птицы»
Тема: «Домашние птицы»Цели:1. Уточнить и активизировать имеющиеся у детей знания по данной теме.2. Расширить глагольный словарь у детей по т...
Конспект организованно образовательной деятельностипо познавательномуи художественно-эстетическомуразвитиюв разновозврастной группе. Тема: «Весна, весна пришла, маме праздник принесла»
Улыбнемся солнышку :Здравствуй золотое!Улыбнемся небу:Здравствуй голубое!Улыбнемся дождику:Лейся словно из ведра!Улыбнемся мы гостям,Пожелаем им добра!...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: «Зимующие птицы»
Задачи.1. Закреплять представления детей о зимующих птицах (характерные внешние...