Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Тема «Перелётные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Терентьева Ольга Викторовна

Конспект организованной образовательной деятельности

по развитию речи в старшей группе

Тема «Перелётные птицы»

Цели: обобщить понятие «перелётные птицы»,  формировать грамматический строй речи.

Задачи: образовательные:

-  уточнить и расширить знание детей о перелётных птицах;

-  активизировать активный словарь детей по теме;

- продолжать тренировать в составлении простых распространенных и сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

Развивающие:

- развивать связную и диалогическую речь;

- развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, логическое

мышление.

Воспитательные:

- воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа:

просмотр картинок с изображением птиц, презентация «Перелетные птицы», чтение стихотворений и рассказов о птицах, дидактическая игра «Птицы: зимующие, кочующие, перелетные», наблюдения на участке детского сада.

Методы и приемы: наглядный: рассматривание иллюстраций с изображением птиц; словесный метод: беседа, рассказ о перелётных птицах, пояснения, словарная работа; игровой (словесные и дидактические игры).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема  «Перелётные птицы»

Цели: обобщить понятие «перелётные птицы»,  формировать грамматический строй речи.

Задачи: образовательные:

-  уточнить и расширить знание детей о перелётных птицах;

-  активизировать активный словарь детей по теме;

- продолжать тренировать в составлении простых распространенных и сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

Развивающие:

- развивать связную и диалогическую речь;

- развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, логическое

мышление.

Воспитательные:

- воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа:

просмотр картинок с изображением птиц, презентация «Перелетные птицы», чтение стихотворений и рассказов о птицах, дидактическая игра «Птицы: зимующие, кочующие, перелетные», наблюдения на участке детского сада.

Методы и приемы: наглядный: рассматривание иллюстраций с изображением птиц; словесный метод: беседа, рассказ о перелётных птицах, пояснения, словарная работа; игровой (словесные и дидактические игры).

Оборудование: опорные схемы,  конверт с загадками, иллюстрации перелетных птиц, мяч.

                                               Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас на лесную полянку.                             Но прежде необходимо назвать цепочку слов, обозначающих птиц, которые улетают от нас на зиму.  Кто справится, тот и садится на полянку.

-Готовы? Я начинаю…..ласточкА

Дети:

 -Аист-

-Трясогузка

- Скворец

-Лебедь

-Журавль,

- Кукушка.

Воспитатель: Ребята, послушайте, какая тишина. Почему, как вы думаете?

Дети: Птицы улетели, не слышно их красивого пения. Природа готовится к зиме.

  1. Основная часть

Воспитатель: Ребята, вы уже догадались, о ком мы сегодня будем говорить?

Дети: О перелетных  птицах.

Воспитатель: А каких птиц мы называем перелетными?

Дети: Перелетные – это те птицы, которые улетают осенью на юг, в теплые края.

Воспитатель: Да, ребята, верно, птицы, которые зимой улетают в теплые края, а весной возвращаются снова -  называются перелётными.

Воспитатель: Почему птицы улетают на юг?

  1. Составление  рассказа по опорным картинкам «Почему птицы улетают на юг?»

 Дети: Птицы улетают на юг, потому что они боятся холода, им трудно находить корм. Птицы собираются в стаи, готовясь к перелёту. Летят они стаей, клином или поодиночке.

(Объяснение сопровождается показом иллюстраций).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, под деревом лежит какой-то конверт. Посмотрим, что там. В конверте – письмо. Это шлют вам привет птицы с юга.

Но какие именно, можно узнать по загадкам.

  1. Отгадывание загадок

(Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают и продолжают называть перелётных птиц).

1.На шесте дворец.
  Во дворе певец.
  А зовут его...
(Скворец).

2.Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (Кукушка).

Воспитатель: Принимаем следующий  привет ….

3.Хочет прямо полетит,
  Хочет — в воздухе висит,
  Камнем падает с высот.
  И в полях поет, поет.
(Жаворонок).

4. Прилетает к нам с теплом,
   Путь, проделав длинный,
   Лепит домик под окном
   Из травы и глины.
(Ласточка).

5. Бродит по болотам грязным,
   Ловит в них лягушек,
   Бестолковых попрыгушек.
(Цапля, журавль).

Воспитатель: Молодцы! Скажем «спасибо» нашим пернатым друзьям за приветы!

А сейчас, ребята, я предлагаю вам описать птицу, используя вот такие  картинки.

  1. Словесная игра «О какой птице ты хочешь рассказать?»

(Воспитатель предлагает детям описать птицу, назвать ее характерные черты).

Воспитатель:  Посмотрите на эту птицу. Эта птица крупная или мелкая? Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида: какие у нее крылья, клюв, ноги?

  1. Работа по словообразованию

Ребёнок: Это грач. Птица крупная. У него короткие ноги. Большие крылья.  У грача «длинный клюв».

Воспитатель: Грача с длинным клювом как можем назвать?

Дети: Мы его можем назвать «длинноклювым».

Воспитатель: Это скворец. Птица мелкая.

Воспитатель: Какой у него хвост?  

Дети: Короткий.

Воспитатель: Значит скворец, какой? Назовём одним словом.

Дети: Короткохвостый.

Воспитатель: Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит какая ласточка? – длиннохвостая.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

- А теперь отдохнём, немного.

  1. Физкультминутка “Улетают – улетел”

           Скоро белые метели  (Дети стоят в кругу , ноги на ширине плеч)
Снег поднимут от земли (дети поднимают руки снизу вверх )
Улетели, улетели, улетели журавли (имитация полета журавлей)
Не слыхать кукушки в роще (руки к ушам)
И скворечник опустел (руки перед собой)
Аист крыльями полощет (взмахи руками)
Улетает, улетел (имитация полета птиц).

Воспитатель: Отдохнули, побегали, попрыгали по полянке.

 - Теперь вспомним, ребята, а что могут делать птицы?

6) Дидактическое упражнение «Что могут делать птицы?» 

(Дети по очереди называют глаголы, обозначающие действие птиц).

Дети: Ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют.

7) Игра «Назови ласково»

 - Ребята, вы хотите, чтобы птицы вновь прилетели к нам весной?

Тогда я предлагаю вам согреть  птиц ласковыми словами.

Говорят: «Ласковое слово – что солнышко».

(Ребята, стоя на ковре-полянке, передают мяч друг другу и  называют слова по цепочке, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы)

Дети: Скворец-скворушка,

 журавль-журавушка,

лебедь-лебедушка,

кукушка-кукушечка,

 утка-уточка,

соловей-соловушка.  

-  Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.

А мы весной снова вернёмся на эту полянку, чтобы встретить птиц и послушать их прекрасное пение.

  1. Итог

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие?

Дети: Да!

Воспитатель: Что именно понравилось?

(Дети делятся впечатлениями)

Воспитатель: Вы все молодцы, ребята! Я предлагаю вам пройти в группу и выразить своё отношение к пернатым друзьям в творческих работах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Перелётные птицы»

формирование навыков составления описательного рассказа с опорой на схему. Закреплять умение подбирать определения к предметам, действия к предметам. Активизировать словарь по теме. Развивать внимание...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Сказочная птица» (логика образовательной деятельности).

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема "Сказочная птица" (логика образовательной деятельности)....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе тема: "Зиму птицы"

Конспект НОД в старшей группе "Зимующие птицы"...

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Домашние птицы»

Тема: «Домашние птицы»Цели:1.     Уточнить и активизировать имеющиеся у детей знания по данной теме.2.     Расширить глагольный словарь у детей по т...

Конспект организованно образовательной деятельностипо познавательномуи художественно-эстетическомуразвитиюв разновозврастной группе. Тема: «Весна, весна пришла, маме праздник принесла»

Улыбнемся солнышку :Здравствуй золотое!Улыбнемся небу:Здравствуй голубое!Улыбнемся дождику:Лейся словно из ведра!Улыбнемся мы гостям,Пожелаем им добра!...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: «Зимующие птицы»

                             Задачи.1. Закреплять представления детей о зимующих птицах (характерные внешние...