Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе Составление описательного рассказа по картине на тему «Кошка с котятами»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Финогенова Ирина Владимировна

Цель: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине. 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koshka_s_kotyatami.docx191.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе

Составление описательного рассказа по картине

на тему «Кошка с котятами»

14.04.2023 год

Воспитатель: Финогенова И.В.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине.

Задачи: формировать умение внимательно рассматривать картинку; связная речь; научить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине; рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине; придумывать концовку;

Словарь и грамматика: упражнять в подборе синонимов; научить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); научить самостоятельно образовывать клички животных;

Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [з]; научить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса;

Речевое развитие: закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко  произносить его, вслушиваться в его звучание; познакомить со значением сложных слов;

Художественно-эстетическое развитие: развивать воображение по средствам малых фольклорных форм.

Материал: картина "Кошка с Котятами"; игрушка котёнок.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о животном, которое вы все знаете. А о каком животном попробуйте отгадать.

  Загадка:

Мягонькие ушки,

На лапках – подушки.

Усы – как щетинка.

И дугою спинка.

Днем она спокойно спит,

Против солнышка лежит.

По ночам все время бродит,

На охоту ходит.                        (Кошка)

Воспитатель: Скажите у кого дома есть кошки ? А что вы знаете о кошках ?

Дети: (это домашние животные, бывают разного окраса, разных пород )

Рассматривание картины «Кошка с котятами».

Воспитатель: Обратите внимание на картину "Кошка с котятами". Посмотрите на кошку. Какая она ?

Дети: ( большая, пушистая )

Воспитатель: Как называют детёнышей кошки?

Дети: (котята)

Воспитатель: Посмотрите на котят. Что можно сказать о них ? Какие они ?

Дети: ( маленькие, пушистые как мама )

Воспитатель: Чем отличаются котята друг от друга ? Что у них разное ?

Дети: (Они отличаются цветом, разной окраской шерсти).

Воспитатель: А чем они еще отличаются? Посмотрите, что делает каждый котенок, одно и то же или нет?

Дети: (Один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко).

Воспитатель: Чем похожи все котята?

Дети: (Все маленькие).

Воспитатель: Котята очень разные. Давайте дадим такие клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой это котенок.

Дети:

-Котенок. (называет кличку) играет.

-Котенок. (называет кличку) спит.

-А этот котенок.(называет кличку) лакает молоко.

                                                 Стук в дверь.

                             В гости к детям приходит котенок.

Воспитатель: Догадайтесь, как его зовут. Котенок поиграет с вами, если вы его позовёте к себе. Как зовут котенка? Какой звук слышится в конце? (Звук [с]).

                         

Затем со (Звуком [з]). Играют с котёнком: повторяют звуки, называют слова с заданным звуком. Закреплено правильное произношение звуков [с] и [з].

Дети умеют дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса.

Воспитатель: Котенок. Послушайте, какой звук я скажу. (Протяжно произносит: с-с-с.) Какой звук я сказал? Скажите так же все вместе и по одному. Теперь послушайте другой звук. (Протяжно произносит: з-з-з.) Какой звук я сказал? Повторите так же хором и по одному.

                  Котенок предлагает детям встать в круг и поиграть с ним.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поиграем с котёнком. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопросы:

                    Проводится игра:

Воспитатель: как по-другому можно сказать лакает молоко ?

Дети: (пьёт, лижет)

Воспитатель: Как ещё можно сказать спит?

Дети: ( дремлет, отдыхает )

Воспитатель: Как ещё можно сказать играет ?

Дети: (прыгает, резвится, катает клубок)

Воспитатель: Что умеет делать кошка ?

Дети: ( мурлыкать, заботиться о котятах, кормить их...)

                            Физкультминутка:

Вот окошко распахнулось,                                               (руки в сторону)

Вышла кошка на карниз,                                          (имитируют грациозную походку кошки)

Посмотрела кошка вверх, посмотрела кошка вниз         (поднимают, опускают голову)

Вот на лево повернулась                                                    (повернуть голову налево)

Проводила взглядом мух                                                   (повернуть голову вправо)

Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз                (присесть).

Воспитатель: Молодцы. Присаживайтесь на свои стулья.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто оставил нитки? Что же здесь случилось?

Дети: (Рассматривают картину, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение)

Дети умеют отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий; самостоятельно образовывают клички животных.

                         Составление рассказа по картине.

                     

Воспитатель: Вызывает для совместного рассказывания двух детей и предлагает им договориться, кто начнет рассказывать, кто закончит. В случае затруднения сам начинает рассказывать три первых предложения или рассказывает полностью.

Воспитатель: После того как пары детей расскажут, спрашивает, понравились ли им рассказы. Побуждает аргументировать оценки.

                               Примерный вариант рассказа.

 «Однажды бабушка поставила на лавку корзинку с нитками и ушла. На коврике лежала кошка. У нее было трое котят. Все котята очень разные. Серый котенок спал около мамы, рыжий лакал молоко, а самый озорной — прыгнул на лавку и опрокинул корзинку с нитками. Клубки покатились по полу, рыжий котенок стал играть с ними и все запутал. Кошка-мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала». (Дети делятся на пары, составляют рассказ. Умеют составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку).

                                          Рефлексия.

Котёнок награждает детей за хорошую работу медалями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект непосредственно образователь-ной деятельности по речевому развитию детей старшей группы. «Составление описательного рассказа по теме «Весна идёт, весне дорогу!»

Тема    «Составление описательного рассказа «Весна идёт, весне дорогу» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательн...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в соответствии с ФГОС в старшей группе «Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

Цель: формировать у детей умения составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картинке;Задачи: Развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей...

Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе «Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами»

Программное содержание:Образовательные: Обучать детей составлять небольшие описательные рассказы, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения; упражнять в умении вести диалог, употреблять с...

Конспект НОД по развитию речи старшая группа «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Цель:Знакомить детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.Задачи:- Помочь детям увидеть, ощутить задушевную кра...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине Н. А Кошелева «Дети, катающие пасхальные яйца»

Цель: учить составлять рассказ по картине Н.А. Кошелева «Дети, катающие пасхальные яйца» Задачи: Образовательная: познакомить детей с праздником Пасха, ее традициями. Развивающая: развивать речь де...