конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Составление описательного рассказа "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Составление описательного рассказа «Зима»

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

-  сформировать умения составлять описательный рассказ с использованием разных типов предложений (простых и сложных) с опорой на схематичные изображения;

- закреплять умение подбирать определения к заданным существительным;

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое и вербальное мышление;

- закрепить знания о зиме, снеге, состоянии деревьев зимой, о жизни птиц зимой;

- воспитывать чувство взаимопомощи и умения слушать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_23.01.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

#1075;.

Кудря В.О.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Составление описательного рассказа «Зима»

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

- сформировать умения составлять описательный рассказ с использованием разных типов предложений (простых и сложных) с опорой на схематичные изображения;

- закреплять умение подбирать определения к заданным существительным;

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое и вербальное мышление;

- закрепить знания о зиме, снеге, состоянии деревьев зимой, о жизни птиц зимой;

- воспитывать чувство взаимопомощи и умения слушать друг друга.

Предварительная работа:

• рассматривание картин и иллюстраций на тему «Зима»,

• просмотр слайдов по теме занятия,

• рисование, аппликация на тему «Зима»

• наблюдения за зимними явлениями во время прогулок,

• беседы о корме для птиц, изготовление кормушек, угощение пернатых друзей, наблюдение за птицами;

• экспериментирование с водой, снегом и льдом,

• чтение рассказов о зиме,

• повторение загадок, пословиц, народных примет о зиме.

Материалы и оборудование: репродукции картин И. И. Шишкин "Зима", «Зима в лесу» («Иней»), В. Г. Цыплаков «Мороз и солнце»; иллюстрации на тему «Зимняя природа»; схемы составления рассказа (несколько вариантов); аудиозапись Классика малышам А. Вивальди «Времена года. Зима. Февраль»; резиновый мяч; снежинки и снежки.

Ход занятия:

- Дети, предлагаю вам несколько минут послушать музыку, затем каждый из вас выскажет своё мнение: о чём рассказывает вам музыка, что услышали вы в звуках музыки.

Ответы детей: зима, ветер, метель, снег кружится.

- Верно, это произведение так и называется «Времена года - Зима – Февраль», написал зимнюю музыку композитор Антонио Вивальди.

Сегодня я вам предлагаю отправиться в загадочную страну.

Раз, два, три - места на коврике займи, глазки закрой и замри. (Все дети занимают места на ковре и закрывают глазки)

По дорожкам я брожу и внимательно гляжу,

Тук - тук - тук, кто в домике живет? (Ребенок отвечает)

Просыпайся, улыбайся и в вагончик превращайся. (Вагончик цепляется)

Чу – чу, ша – ша,

Чу – чу, ша–ша, поезд едет не спеша. (Подъезжаем к след. ребенку)

Тук - тук - тук, кто в домике живет? (Ребенок отвечает и цепляется)

Собрать всех детей в паровозик.

- Ой, ребята посмотрите, какой у нас длинный паровозик. А сейчас наш паровоз сломался и вагончики отцепились и разъехались в разные стороны. (Дети расходятся по группе)

Пришел механик и починил паровоз:

- Тук – тук – тук.

Раз, два, три - свои места друг за другом займи. (Дети восстанавливают последовательность)

Чу – чу, ша – ша,

Чу – чу, ша–ша, поезд едет не спеша.

Наш паровоз прибыл к месту назначения, присаживайтесь. (Дети садятся на стульчики)

О зиме написано много волшебной музыки, красивых картин и стихотворений.

Я вам сейчас прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте и ответьте, о чем в нем говорится. (Зима. Я. Купала)

Так недавно к нам в оконце

Каждый день глядело солнце.

А теперь пора настала –

В поле вьюга загуляла.

Разбежалась с песней звонкой,

Все укрыла, как пеленкой,

Запушила снежным пухом –

Стало всюду пусто, глухо.

Не звенит река волною

Под одежкой ледяною;

Лес притих, глядит тоскливо,

Птиц не слышно хлопотливых.

- Может вы догадались, в какую страну мы попали?

Разложить на полу снежинки и снежки.

Как все непросто в этой стране, сможете ли вы мне объяснить почему? (Дети продолжают предложения, объясняя почему.)

- Утром кругом было белым-бело, потому что …(наступила зима, ударили морозы, ночью шел снег и т.д.)

- Люди одеты в теплую зимнюю одежду, потому что…(на улице морозно, холодно, кругом лежит снег и т.д.)

- Лисе и волку зимой трудно найти себе добычу, потому что …(многие звери впали в спячку и их не отыскать под толстым слоем снега, снег заметает следы зверей, заяц сменил серый мех на белый…и т.д.)

- Дети любят зиму, потому что ….(зимой можно играть в различные зимние забавы: лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься на коньках, санках и лыжах, строить снежную крепость; зимой наступает праздник «Новый год» и Дед Мороз дарит всем подарки и т.д.)

- А сейчас вам предлагаю поиграть.

Речь с движением «Зимние забавы»:

Как зимой нам поиграть, Пожать плечами.

Будем мы снежки кидать, Лепим и бросаем.

Бабу снежную лепить Катаем ком, лепим.

И на горку воду лить. Имитация движений.

Будем мы на лыжах мчаться, Ноги пружинят, руки

отталкиваются.

На коньках по льду кататься, Руки за спину, скользящий шаг.

Мы на санках понесемся, Сидя на полу, поднимаем,

опускаем колени,

руки держат веревку

А потом домой вернемся. Шагаем маршевым шагом.

- Сегодня мы будем придумывать красивые рассказы о зиме. Давайте уточним, чем отличается зима от других времён года?

Речевая игра «Скажи какой» (дети передают мяч по кругу, добавляя прилагательные):

Зима какая? (холодная, снежная, вьюжная, морозная)

Снег какой? (пушистый, белый, искристый, хрустящий).

Мороз какой? ... (сильный, крепкий, лютый, трескучий, жестокий, легкий).

Достаю снежинку, которую предварительно спрятала так, чтобы дети не сразу её заметили.

- Ой, смотрите-ка, снежинка, наверное, она хочет, чтобы мы шепнули ей словечко. Предлагаю шепнуть снежинке словечко о том, какой бывает снег. Позволите мне начать? Моё слово: искристый. Передаю снежинку вам, а вы друг другу.
Дети шепчут снежинке слова: холодный, блестящий, пушистый, мокрый, липкий, мягкий, твёрдый, рыхлый, разный, хрустящий, белый, разноцветный под лучами солнца...

- Ах, какие умницы, сколько снежных слов назвали, пусть снежинка остаётся с нами. А вам предлагаю встать и «погулять по снегу». Представьте: снег только что выпал глубокий, мягкий пушистый, шагаем по сугробам. Легко идти? Весело или грустно? (ответы детей)

-Погода поменялась, небо ясное, выглянуло солнце, ударил морозец, шагаем по расчищенным дорожкам, представили? Что слышите, когда шагаете по снегу в ясную морозную погоду? Ответы детей: снег хрустит, скрипит, «поёт» песенку...

- Много назвали разных красивых слов о зиме, о зимней погоде. Попробуем придумать интересные рассказы. В помощь вам вот такие схемы для составления рассказа.

- Кто хочет сам, составляет рассказ без подсказки, всем желаю успеха. Обязательное условие: в рассказе описать какая погода, какое солнце, какой ветер, какой снег. Используйте в своих рассказах те слова, которые мы с вами подобрали, говоря о снеге, о погоде, о зиме.

Дети составляют рассказы: один ребёнок рассказывает, остальные слушают, если требуется, помогают, подсказывают красивые слова. Если рассказы длинные, выслушать 2-3 детей.

Итог:

Вот какая удивительная у нас зима! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными.

А что было самым интересным сегодня для вас? Какое задание было самым трудным.

Кто считает, что сегодня справился со всеми заданиями, тот гладит себя по голове и говорит, мальчики: «Я молодец!», девочки: «Я умница-разумница!» Спасибо всем за работу на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы.

Конспект занятия по развитию речи содержит игровой материал для обучения детей составлению повествовательного рассказа по картине....

Конспект занятия по речевому развитию на тему "Составление описательного рассказа "Зимующие птицы" для старшей группы компенсирующей направленности

Занятие направлено на упражнение детей в составлении описательного рассказа по мнемосхеме. Интеграция ОО: "Речевое развитие", "Социально- коммуникативное развитие", "Художеств...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе тема:"Составление описательного рассказа по картине «Зимующие птицы»."

Цель: Учить составлять рассказ - описание по картине. Закрепить представление о зимующих птицах. Учить детей узнавать птиц на картине, иметь представление о том, чем питаются знакомые детям...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект занятия по речевому развитию В старшей группе Тема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»

Конспект занятия по речевому развитию В старшей группеТема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»...