«Развитие речи детей средней группы посредством сказки»
материал по развитию речи (средняя группа)

Хатулёва Татьяна Федоровна

самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx34.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка-детский сад №7

«Золотая рыбка»

План по самообразованию.

Тема: «Развитие речи детей средней группы посредством сказки»

                                                                  Выполнила воспитатель:

                                                 Хатулёва Т.Ф.

2023-2024гг

1. Хатулёва Татьяна Фёдоровна

2. Тема: «Развитие речи детей средней группы посредством сказки»

3. Работа начата – 01.09.2023 г.

4. Предполагается закончить – 31.05.2024 г.

Актуальность выбранной темы

Актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

     Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Таким образом, сказки имеют огромное влияние на развитие связной речи. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.

Цель:

 Развитие речи дошкольников через  чтение сказок. Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.

Задачи:

  1. Способствовать развитию умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения, обогащение словаря;
  2. Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству, побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности;

3. Развивать умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на      сказку, представления об окружающем мире.

Предполагаемый результат:

В результате поставленных задач у детей сформировываются следующие знания, умения, навыки:

- знание определенных сказочных сюжетов;

- умение понимать сюжетную линию сказки;

- развивается речь детей; умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;

- выражать свои мысли и чувства в речи;

- умение передавать художественный образ в рисунке, в словесной форме;

-развитие потенциала, фантазии, воображения, способность к словотворчеству.

Этапы реализации плана самообразования:

1. Подготовительный.

Определение проблемы проекта.

Анкета для родителей по развитию речи.

Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

Оформление книжного уголка.

Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Список методической литературы.

2. Практический этап.

Для детей.

1. Познакомить детей со сказками.

2. Образовательная деятельность по развитию речи с использованием сказок.

3. Рассматривание иллюстраций по сказкам (выделить героев, определить их характер).

4. Чтение и рассказывание сказок.

5. Сюжетно – ролевые игры: «В гости к сказкам», «Поможем сказке» и т. д.

6. Подбор загадок по сказкам.

Для родителей.

1. Помощь родителей в подборе сказок.

2. Чтение сказок с родителями дома.

4. Рисунки родителей и детей «Моя любимая сказка».

3. Заключительный.

Обобщение результатов. Подведение итогов. Показ инсценировки сказки.

План работы с родителями

1. Консультация для родителей «Воспитание сказкой».

2. Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.

3. Создание книжного уголка. Акция «Подари детям книгу».

Формы работы:

- Чтение детям сказок.

- Беседы по содержанию сказок.

-Пальчиковые игры по сказам.

- Подвижные игры.

- Рассматривание иллюстраций к сказкам для правильного восприятия текста сказок.

- Инсценировка сказок.

- Отгадывание загадок по сказкам.

-Художественно-продуктивная деятельность (работа в раскрасках, аппликация, лепка).

 

Средняя группа.

Перспективный план работы.

Сентябрь.

1. Определить уровень развития речи детей – диагностирование. Выявление трудностей у детей.

2. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Развитие речи детей средней группы посредством сказки»: постановка целей и задач по данной теме.

3. Познакомить родителей с задачей на учебный год «Развитие речи дошкольников через  чтение сказок».

Октябрь.

1. Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей, театрализация сказок ».

2. Чтение детям и пересказ сказки: «Репка», рассматривание иллюстрации.

2. Театрализованная игра с детьми по мотивам сказки «Репка»

3. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими  народными сказками.

4. Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей».

                                                 Ноябрь.

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.

2. Чтение и пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Дидактическая игра: «Угадай сказку».

3. День матери «Маму очень я люблю».

4. Консультация родителям: «Какие сказки читать детям перед сном»

«Добрая темнота».

                                             

                                          Декабрь.

1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок».

2. Оформить настольный театр народной сказки «Теремок».

  3. Показ настольного театра «Теремок».

4. Подвижная игра «Теремок»

5. Для родителей: памятка «Сказкотерапия в семье».

                                                 Январь.

1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».

2. Чтение русской народной сказки «Зимовье»

3. Чтение сказки и Пересказ сказки «Лиса и козел».

4. Консультация для родителей: «Сказка, как воспитательная система, органичная внутренней среде человека».

                                               Февраль.

1. Чтение русской народной сказки «Три медведя».

2. . Конструирование из строительного материала «Дом для медведя», стол, стульчик, кроватка для Маши.

3. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки).

4.  Подвижная игра «Мишка вылез из берлоги»

5. Консультация для родителей: «Как читать сказку детям»

                                                 Март.

1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».

2.  Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

3. Знакомство с «русской избой»

4. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке», изготовление дидактической игры «Можно-нельзя».

5. Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

                                     

                                               Апрель.

1. Чтение и пересказ сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстрации.

2. Настольно-печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезанные картинки)

3. Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

4. Консультация для родителей «Ребенок – Каприза - это серьезно…»

5. Выставка книг для родителей от детских психологов.

                                               Май.

1. Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

2. Итоговое родительское собрание «Какая прелесть – эти сказки».

3.  Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».

Литература:

1. Воспитание сказкой.  Для работы с детьми дошкольного возраста. М.: ООО «Издательство АТС», 2000;

 2. Гурович Л.М., Л.Б. Береговая. Ребёнок и книга: Изд. «Акцидент»,1996;

  3. Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей пятого года жизни. :Автореф. Дисс – М,1999;

4. В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»;

5. Ушакова О. С. Развитие речи детей четырёх – семи лет. Дошкольное воспитание  1995,  №1;

6. Занкевич- Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»:

7.  Э. И. Иванова «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г;

8. Сборник научно-методических статей. Орел 2015г. под редакцией

О. В. Бережнова, Ильин И. «Духовный мир сказки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по развитию речи детей средней группы посредством дидактической игры

проект по развитию речи детей средней группы посредством дидактической игры...

Методическая разработка на тему: "Развитие речи детей средней группы посредством дидактических игр".

Дидактические игры должны развивать любознательность, умение самостоятельно решать умственные задачи, способствовать созданию стойких игровых коллективов, объединенных общими интересами, взаимными сим...

Отчёт по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего возраста посредством пескотерапии.»

В своей практике я пытаюсь изучить возможности использования игр с песком с целью развития речи детей....

Развитие речи детей средней группы посредством театрализованной деятельности

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой...

Методическая разработка по развитию речи детей средней группы Тема: ««Сказки А.С. Пушкина»

Цель методической разработки: Обобщить знания детей о прочитанных художественных произведениях А.С. Пушкина, привить любовь к литературным произведениям и их героям, развить  творческие спос...

Самообразование на тему "Развитие речи детей средней группы посредством пальчиковых игр"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад Колосок...

Развитие речи детей средней группы посредством мнемотехники

 С опорой на мнемотаблицы можно легко углублять, расширять и закреплять знания детей о книгах, сказках, активизировать словарный запас, вспоминая знакомые сказки и сказ...