Самообразование на тему "Развитие речи детей средней группы посредством пальчиковых игр"
методическая разработка (средняя группа)

Тулубаева Акслу Темерхановна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  

учреждение детский сад Колосок

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                 

                                

 

 

План работы по самообразованию на тему:

«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений».

 

 

 

 

 

Разработала: 

воспитатель МБДОУ детский сад 

«Колосок»

 Тулубаева Акслу Темерхановна 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Период работы над темой: 1 год

Месяц начала работы над темой: сентябрь 2021 г.

Месяц окончания работы: май 2022 г.

Цель: Повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах использования пальчиковых игр в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Интегрировать пальчиковые игры в речевой деятельности детей;

2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

3.Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4. Активизировать работу с родителями (законным представителям) по использованию пальчиковых игрв домашних условиях.

Актуальность:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский»

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

«Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Для развития речи детей мы активно используем в своей работе пальчиковые игры. Поэтому определили для себя тему самообразования «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений». Считаем, что тема актуальна, так как пальчиковые игры и упражнения с детьми среднего дошкольного возраста имеют большое значение в развитии речи детей. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и семьями воспитанников, что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

В течении года планируем изучение следующей методической литературы:

1. Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

2. Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»

3. С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».

4. «Ребенок от рождения до года» под ред. С.Н. Теплюк.

5. Н.А. Ильина «Играем в памперсах» (с рождения).

6. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей» (с рождения).

7. Н.С. Жукова «Учимся говорить правильно» (от 1г.).

8. Черенкова Е.Ф. «Развивающие игры с пальчиками»

 

Месяц

Самообразование

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение методической литературы по данной теме.

Составить план самообразования.

Разучивание пальчиковых игр:

«Мыши»

«Осень»

«Овощи и фрукты»

Памятка на тему: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

Октябрь

Изучение методической литературы по данной теме.

Составление картотеки пальчиковых игр и упражнений

Разучивание пальчиковых игр:

«Дятел»

«Паучок»

Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца

 

Ноябрь

Изучение методической литературы по данной теме.

Подборка игр и дидактических пособий

Разучивание пальчиковых игр:

 «Под грибком»

«Обед»

Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца

 

Декабрь

Изучение методической литературы по данной теме.

Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений

Разучивание пальчиковых игр:

«Новогодний праздник»

«Новый год»

«Наряжаем елку»

Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца

Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей»

Январь

Изучение методической литературы по данной теме.

Изготовление различных фигурок-тренажеров для пальчиковых игр

Разучивание пальчиковых игр:

«На елке»

«Мороз»

«Зима»

Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца

 

Февраль

Изучение методической литературы по данной теме.

Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений

Разучивание пальчиковых игр:

«Дом»

«Наша Армия»

Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками дома»

Март

Изучение методической литературы по данной теме.

Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений

Разучивание пальчиковых игр:

«Наши мамы»

«Помощники»

Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца

 

Апрель

Изучение методической литературы по данной теме.

Отчёт о работе по теме самообразования

Разучивание пальчиковых игр:

«Мои веселые пальчики»

«Червячки»

Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»

Май

Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений

Разучивание пальчиковых игр:

«Птицы прилетают»

«Мартышки»

«Мой край родной»

Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  

учреждение детский сад Колосок

 

                                                                                                                                                                                                 

                                

План работы по самообразованию на тему:

«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений».

 

 

Разработала: 

воспитатель МБДОУ детский сад 

«Колосок»

 Тулубаева Акслу Темерхановна 

                 

Период работы над темой: 1 год

Месяц начала работы над темой: сентябрь 2021 г.

Месяц окончания работы: май 2022 г.

Цель: Повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах использования пальчиковых игр в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Интегрировать пальчиковые игры в речевой деятельности детей;

2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

3.Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4. Активизировать работу с родителями (законным представителям) по использованию пальчиковых игрв домашних условиях.

Актуальность:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский»

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

«Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Для развития речи детей мы активно используем в своей работе пальчиковые игры. Поэтому определили для себя тему самообразования «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений». Считаем, что тема актуальна, так как пальчиковые игры и упражнения с детьми среднего дошкольного возраста имеют большое значение в развитии речи детей. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и семьями воспитанников, что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

В течении года планируем изучение следующей методической литературы:

1. Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

2. Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»

3. С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».

4. «Ребенок от рождения до года» под ред. С.Н. Теплюк.

5. Н.А. Ильина «Играем в памперсах» (с рождения).

6. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей» (с рождения).

7. Н.С. Жукова «Учимся говорить правильно» (от 1г.).

8. Черенкова Е.Ф. «Развивающие игры с пальчиками»

Месяц

Самообразование

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение методической литературы по данной теме.

Составить план самообразования.

Разучивание пальчиковых игр:

«Мыши»

«Осень»

«Овощи и фрукты»

Памятка на тему: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

Октябрь

Изучение методической литературы по данной теме.

Составление картотеки пальчиковых игр и упражнений

Разучивание пальчиковых игр:

«Дятел»

«Паучок»

Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца

Ноябрь

Изучение методической литературы по данной теме.

Подборка игр и дидактических пособий

Разучивание пальчиковых игр:

 «Под грибком»

«Обед»

Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца

Декабрь

Изучение методической литературы по данной теме.

Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений

Разучивание пальчиковых игр:

«Новогодний праздник»

«Новый год»

«Наряжаем елку»

Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца

Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей»

Январь

Изучение методической литературы по данной теме.

Изготовление различных фигурок-тренажеров для пальчиковых игр

Разучивание пальчиковых игр:

«На елке»

«Мороз»

«Зима»

Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца

Февраль

Изучение методической литературы по данной теме.

Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений

Разучивание пальчиковых игр:

«Дом»

«Наша Армия»

Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками дома»

Март

Изучение методической литературы по данной теме.

Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений

Разучивание пальчиковых игр:

«Наши мамы»

«Помощники»

Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца

Апрель

Изучение методической литературы по данной теме.

Отчёт о работе по теме самообразования

Разучивание пальчиковых игр:

«Мои веселые пальчики»

«Червячки»

Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»

Май

Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений

Разучивание пальчиковых игр:

«Птицы прилетают»

«Мартышки»

«Мой край родной»

Повторение пальчиковых игр предыдущего месяца


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по развитию речи детей средней группы посредством дидактической игры

проект по развитию речи детей средней группы посредством дидактической игры...

Консультация "Развитие связной речи детей средней группы посредством дидактических игр"

Консультация "Развитие связной речи детей средней группы посредством дидактических игр"...

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей средней группы посредством инсценировки литературных произведений"

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей средней группы посредством инсценировки литературных произведений"...

Методическая разработка на тему: "Развитие речи детей средней группы посредством дидактических игр".

Дидактические игры должны развивать любознательность, умение самостоятельно решать умственные задачи, способствовать созданию стойких игровых коллективов, объединенных общими интересами, взаимными сим...

Развитие речи детей средней группы посредством театрализованной деятельности

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой...

Перспективный план работ по теме: «Формирование связной речи детей средней группы посредством инсценировки литературных произведений»

Перспективный план работ   по теме:   «Формирование связной речи детей средней группы  посредством инсценировки литературных  произведений»...