Конспект занятия по развитию речи «Сказки А. С. Пушкина»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Калина Ирина Станиславовна

Конспект занятия по развитию речи

«Сказки А. С. Пушкина»

Цель: Формирование интереса к сказкам А. С. Пушкина.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

«Сказки А. С. Пушкина»

Цель: Формирование интереса к сказкам А. С. Пушкина.

Задачи:

1. Активизировать знания детей о сказках.

2. Формировать способность проявлять бескорыстную радость, душевное волнение при встрече с добрым и красивым миром.

3. Формировать умение разгадывать кроссворд, загадки.

4. Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

5. Уметь определять название сказок по сюжетным картинам.

6. Развивать воображение, внимание.

7. Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина.

8. Обучать, детей умению грамотно и аргументировано отвечать на вопрос.

Предварительная работа: Чтение сказок, стихотворений, заучивание наизусть; рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина; домашние чтения и разговоры с родителями о поэте и его стихах.

                                               Ход занятия

Воспитатель: —  Ребята, сегодня мы поговорим с вами о великом русском поэте

 А. С. Пушкине. Он родился в Москве два века назад, с раннего детства Александр Сергеевич был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий. Ведь она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её мамушкой. Как звали няню Пушкина?

Дети: — Арина Родионовна)

Воспитатель: — Начнёт Арина Родионовна рассказывать, сказки так он не шелохнётся, боится слова пропустить. А сказки, которые ему рассказывала няня, назывались так «Некоторый царь задумал жениться», «Поп поехал искать работника», «Царевна заблудилась в лесу». На основе этих сказок Пушкин создал свои сказки, которые вы все знаете и любите. Послушайте стихотворение:

 Сегодня день совсем не прост,

О Пушкине здесь речь пойдёт.

О том поэте, чьи стихи

Мы прославляли в эти дни.

Он гениальный был поэт

О нём мы помним много лет

И вот поэтому сейчас

О Пушкине пойдет сей сказ!

Воспитатель: — Для начала я загадаю вам загадки о его произведениях:

I.Загадка:

«Тут синее море, тут берег морской

Старик вышел к морю, он невод забросит

Кого – то поймает, и что-то попросит

Но жадность, ребята, к добру не приводит.

И кончится дело всё тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым». («О рыбаке и рыбке»).

1. Сколько раз старик из сказки о рыбаке и рыбке закидывал невод в море? (3 раза)

2. С чем пришёл невод в первый раз? (с одною тиною)

3. С чем пришёл во второй раз? (с травой морскою)

4. С чем пришёл третий раз? (с золотой рыбкой)

5. О чём просила старика рыбка? (отпустить её в море)

6. Какими словами бранила старуха старика? («Дурачина ты, простофиля»)

7. Сколько лет жили старик со старухой? (ровно 30 лет и 3 года)

8. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? (Смилуйся, государыня рыбка)

9. Какой была старуха в сказке? (жадной)

II.Загадка:

 «Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

А четвёртая девица, скажем чудо-мастерица.

Не пряла и не ткала, а творила чудеса».

Мой вопрос совсем простой: как название сказки той? (сказка о царе Салтане)

1. Одна из сестёр стала царицей, вторая – ткачихой, а третья? (поварихой)

2. Почему ткачиха с поварихой хотели извести сестру? (Они ей завидовали)

3. Кто был в сказке царь Гвидон? (сын царя Салтана)

4. Как назывался остров, где жил царь Гвидон? (Буян)

5. В кого превращается в сказке царь Гвидон? (комар, муха и шмель)

6. Почему Гвидон, превращаясь в насекомых, кусал ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху? (Они не хотели, чтобы царь Салтан посетил остров Гвидона)

7. Кто царю Салтану рассказал о заморских диковинах? (Карабельщики)

8. Какие чудеса появились на острове Буяне? (Чудо — белка, тридцать три богатыря, царевна лебедь)

9. Какую службу несли богатыри, и кто ими командовал? (Богатыри обходили остров дозором, ими командовал дядька Черномор)

III.Загадка:

 «Вот последняя загадка,

У меня для вас, ребятки

Средь листвы на дубе этом

Есть ларец, а в нём предметы

Как они туда попали?

И кому принадлежали? (Сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях»)

1. В коробке лежит предмет с помощью, которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну? (Яблоко)

Воспитатель: — Я сейчас каждому буду катать яблоко, называя старинное слово, а вы замените его на современное: Лихо (плохо). Дивясь (удивляясь). Персты (пальцы). Кликать (звать). Браниться (ругаться). Ступай (иди). Надобно (надо). Град (город). Издалече (издалека). Величать (называть).

Объясните пословицу —  «Долг платежом красен?» К какой сказке она подходит? (Сказка о Попе и работнике его Балде)

Какое задание дал Поп Балде, надеясь на то, что тот с ним не справится и Попу не придётся подставлять свой лоб для расплаты? (Взять оброк за три года)

Воспитатель: — Все сказки А. С. Пушкина написаны стихами. Сейчас я предлагаю вам, поупражняться в подборе рифм к словам.

Поп – лоб, хлоп, топ.

Белка – стрелка, тарелка, грелка.

Петушок – гребешок, посошок

Царица – девица, косица, больница.

Чертёнок — ребёнок, телёнок

Невод – привод

Воспитатель:  — Арина Родионовна рассказывала много русских народных сказок, вот из них Пушкин подчеркнул интересные прибаутки, присказки.

1. А во лбу звезда горит. (Красавица красы невиданной) Как вы думаете, что это обозначает?

2. Там русский дух – там Русью пахнет. (запах Родины)

3. За тридевять земель, в тридесятом царстве. (далеко, далеко)

4. Растёт не по дням, а по часам, как пшёничное тесто на опаре киснет. (быстро растёт)

5. Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, а ко мне передом.

Игра «Подбор признаков к предметам». (С мячом)

Рыбка – золотая, добрая, справедливая, умная, красивая, волшебная.

Старуха – злая, грубая, сварливая, жадная, алчная.

Землянка – ветхая, старая, дряхлая, дырявая.

Игра «Слова-противоположности» (Из сказки)

Прекрасный – ужасный

Жадный – щедрый

Сварливый – приветливый

Ветхий — новый

Грубый – нежный

Умный – глупый

Широкий – узкий

Белый – черный

Игра «Потому что… .»

Лебедь исполняла желания Гвидона, потому что …. (он спас лебедь от погибели) .

Гвидон превратился в комара, потому что… .(ему захотелось попасть в дом отца Салтана)

Все удивлялись чудесной белке, потому что (она пела песенки, грызла золотые орешки, а внутри орехов были изумруды) .

Князь Гвидон превратился в муху, потому что (ему снова захотелось побывать в доме отца и услышать, о чем там говорят) .

Князь Гвидон попросил лебедь исполнить еще одно чудо, потому что… (хотел, чтобы царь Салтан узнал о чуде и приехал в гости к сыну Гвидону) .

Лебедь превратила Гвидона в шмеля, потому что (хотела исполнить желание Гвидона навестить отца Салтана) .

Физкультминутка.

Мы по морю проплывали –

Птицу-лебедь увидали.

А как вышли мы на берег,

Там увидели мы терем,

Черномора, повариху,

Белку, бабу-Бабариху…

Раз, два, три, четыре, пять,

Любим сказки мы читать!

Воспитатель: Нравятся ли вам сказки Пушкина? Чем каждому нравится? Чему учат нас сказки Пушкина? Мы все будем учиться у Пушкина всю жизнь, даже когда станем взрослыми.

1. Кто взял в работники Балду?

2. Кто предупреждал царя Дадона об опасности?

3. Где находилась Шамахинская царица?

4. Кто в сказке Пушкина поет песенку «Во саду ли в огороде»?

5. Кто выходил из моря вместе с Черномором?

6. Как звали няню А. С. Пушкина?

Воспитатель: Это Пушкин, это чудо. Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.

Сколько сказок у поэта? Их немного и немало,

Но все Пушкинские – наше вечное начало.

 Читая сказки Пушкина, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы дети страны давшей миру одного из великих поэтов А. С. Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Сказка наоборот"

Дидактический материал предназначен для старших дошкольников. Все дети умеют сочинять сказки, а вот менять характер героев: из хороших героев делать плохих и наоборот......

Конспект занятия по развитию речи ( сказка "Лиса и заяц")

Конспект занятия по развитию речи ( сказка "Лиса и заяц"), знакомство со сказкой, ее инсценировка....

Конспект занятия по развитию речи «Сказки А. С. Пушкина»

Конспект занятия по развитию речи «Сказки А. С. Пушкина»Цель: Закреплять умения рассказывать о своих любимых сказках, инсценировать любимые фрагменты произведений, загадывать загадки ...

Конспект занятия по развитию речи "Сказка в гости к нам пришла"

Занятие для воспитанников 2 младшей руппы ДОО по развитию речи....

Конспект занятия по развитию речи "Сказки А.С.Пушкина"

Конспект занятия по развитию речи "Сказки А.С.Пушкина"...

Конспект занятия по развитию речи о А. С Пушкине

Воспитывать у детей интерес к жизни и творчеству А. С. Пушкину.Помочь ребёнку открыть мир литературы, заложить эмоционально – чувственную основу литературного образования дошкольника....