Совместная игровая деятельность «Роль дыхания в речевом развитии детей».
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Отмечается важность развития правильного речевого дыхания в процессе овладения связной речью. Часто у детей наблюдается неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, и в результате этого ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу шепотом или вдыхает в середине слова (мы с куклой пой - (вдох) – дем гулять). Чтобы сохранить плавность, легкость и длительность речевого выдоха, необходимо не только рационально расходовать воздух в процессе высказывания, но и своевременно добирать его.

Развивать дыхание помогают разные игры и упражнения. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

В игре, в театрализованной игровой деятельности, ребенок может рассказать, что он чувствует, т. к. говорит не он, а игрушка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.2 МБ
Файл теория19.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Совместная игровая деятельность с детьми «Роль дыхания в речевом развитии детей дошкольного возраста». Выполнила Ползунова Ю.В. Воспитатель МБДОУ № 23 «Кораблик» г.Симферополь , 2024 г.

Слайд 2

Структура

Слайд 3

В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих нарушения речевого развития. Это объясняется множеством причин: экологическая обстановка, увеличение числа патологий беременности, социальные проблемы. На практике мы не раз находили подтверждение мысли, что все задачи развития речи детей (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи. В речи детей существуют множество проблем. Бедная диалогическая речь : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие навыков культуры речи: неумение регулировать громкость голоса, темп речи и правильного распределения речевого выдоха. Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы с учащимися в условиях учреждения дополнительного образования. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует обучению ребенка самостоятельно использовать отдельные слова и синтаксические конструкции.

Слайд 4

Отмечается важность развития правильного речевого дыхания в процессе овладения связной речью. Часто у детей наблюдается неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, и в результате этого ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу шепотом или вдыхает в середине слова (мы с куклой пой - (вдох) – дем гулять). Чтобы сохранить плавность, легкость и длительность речевого выдоха, необходимо не только рационально расходовать воздух в процессе высказывания, но и своевременно добирать его. Развивать дыхание помогают разные игры и упражнения. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. В игре, в театрализованной игровой деятельности, ребенок может рассказать, что он чувствует, т. к. говорит не он, а игрушка. Через подобную игру появляется возможность обогатить представления об окружающем мире, развить речь, коммуникативные навыки, пополнить словарный запас, а задания и упражнения выполняются с позитивным эмоциональным настроем. Для работы с детьми подходят разные игрушки: куклы, мягкие игрушки, фигуры, выполненные в стиле оригами. Сегодня я хочу представить упражнение - сказку «Лягушки-квакушки», направленное на развитие связной речи посредством упражнений по развитию речевого дыхания и приемами театрализованной деятельности.

Слайд 5

Правила для речевого выдоха: • делаем глубокий вдох носом, чтобы произвести глубокий выдох; • выдох должен быть плавным; • щёки надувать не нужно; • воздух должен выходить исключительно через рот; • нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов. Рекомендации по проведению упражнений: - Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил: - Выполнение упражнений должно происходить в течение 3-5 минут. - Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха. - Необходимо провести инструктаж с детьми о мерах безопасности при использовании воды, мыльных пузырей.

Слайд 6

Практическая часть Воспитатель Дети У каждого ребенка, на столе лежит лягушка, которая изготовлена из полосок бумаги. Начинаем рассказывать сказку. В прекрасном лесу, на озере жили лягушки-квакушки. Подул теплый ветер. - Ребята, какой звук издают лягушки? Правильно «ква». Произнесем этот звук. Лягушата решили посоревноваться и выяснить, кто из них быстрее всех. После соревнований лягушата проголодались и решили поесть. Что любят кушать лягушки? Но комаров поймать не так просто, они постоянно улетают. Подуем на комариков, изобразим их полет. По сигналу «Комарики полетели» – дуем. Комарики злятся, что лягушки хотят их съесть и жужжат « ЗЗЗЗззз ». Сначала тихо, потом громче. А теперь лягушата решили побаловаться и устроит бурю в озере. Возьмите стакан с водой и подуйте в трубочку. Ребята, когда бушует буря, какой звук мы слышим? Правильно « Бррр ». Ребята, а вы знаете, что лягушки надувают пузыри? Чтобы произносить звуки, им нужно много воздуха и в этом им помогают надувные пузыри. Давайте нашим лягушатам поможем надуть пузыри. А теперь наши лягушата разбежались и чтобы им найти друг друга надо спеть песенку «А-А-А-У-У-У». Дети делают вдох носом, а выдох ртом, импровизируя ветер. Дети произносят звук «Ква». Дети дуют на лягушку. Комаров. Дети дуют на комариков. Дети произносят звук « Зззз » тихо, потом громче. Дети дуют через трубочку в стакан с водой. Дети произносят звук « Бррр ». Дети дуют через трубочку в стакан с мыльными пузырями. Дети поют «А-А-А-У-У-У».



Предварительный просмотр:

Совместная игровая деятельность

«Роль дыхания в речевом развитии детей».

В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих нарушения речевого развития. Это объясняется множеством причин: экологическая обстановка, увеличение числа патологий беременности, социальные проблемы.

На практике мы не раз находили подтверждение мысли, что все задачи развития речи детей (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи.

В речи детей существуют множество проблем. Бедная диалогическая речь : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие навыков культуры речи: неумение регулировать громкость голоса, темп речи и правильного распределения речевого выдоха.

Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы с учащимися в условиях учреждения дополнительного образования. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует обучению ребенка самостоятельно использовать отдельные слова и синтаксические конструкции.

 Отмечается важность развития правильного речевого дыхания в процессе овладения связной речью. Часто у детей наблюдается неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, и в результате этого ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу шепотом или вдыхает в середине слова (мы с куклой пой - (вдох) – дем гулять). Чтобы сохранить плавность, легкость и длительность речевого выдоха, необходимо не только рационально расходовать воздух в процессе высказывания, но и своевременно добирать его.

Развивать дыхание помогают разные игры и упражнения. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

В игре, в театрализованной игровой деятельности, ребенок может рассказать, что он чувствует, т. к. говорит не он, а игрушка. Через подобную игру появляется возможность обогатить представления об окружающем мире, развить речь, коммуникативные навыки, пополнить словарный запас, а задания и упражнения выполняются с позитивным эмоциональным настроем.

Для работы с детьми подходят разные игрушки: куклы, мягкие игрушки, фигуры, выполненные в стиле оригами. Сегодня я хочу представить упражнение - сказку  «Лягушки-квакушки», направленное на развитие связной речи посредством упражнений по развитию речевого дыхания и приемами театрализованной деятельности.

Правила для речевого выдоха:

• делаем глубокий вдох носом, чтобы произвести глубокий выдох;

• выдох должен быть плавным;

• щёки надувать не нужно;

• воздух должен выходить исключительно через рот;

• нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Рекомендации по проведению упражнений:

- Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил:

- Выполнение упражнений должно происходить в течение 3-5 минут.

- Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха.

- Необходимо провести инструктаж с детьми о мерах безопасности при использовании воды, мыльных пузырей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

У каждого ребенка, на столе лежит лягушка, которая изготовлена из полосок бумаги. Начинаем рассказывать сказку.

В прекрасном лесу, на озере жили лягушки-квакушки. Подул теплый ветер.

Дети делают вдох носом, а выдох ртом, импровизируя ветер.

 - Ребята, какой звук издают лягушки?

Правильно «ква». Произнесем этот звук.

Дети произносят звук «Ква».

Лягушата решили посоревноваться и выяснить, кто из них быстрее всех.

Дети дуют на лягушку.

После соревнований лягушата проголодались и решили поесть.

  • Что любят кушать лягушки?
  • Комаров.
  • Но комаров поймать не так просто, они постоянно улетают. Подуем на комариков, изобразим их полет. По сигналу «Комарики полетели» – дуем.

Дети дуют на комариков

  • Комарики злятся, что лягушки хотят их съесть и жужжат «ЗЗЗЗззз». Сначала тихо, потом громче.

Дети произносят звук «Зззз» тихо, потом громче.

  • А теперь лягушата решили побаловаться и устроит бурю в озере. Возьмите стакан с водой и подуйте в трубочку.

Дети дуют через трубочку в стакан с водой.

  • Ребята, когда бушует буря, какой звук мы слышим? Правильно «Бррр».

Дети произносят звук «Бррр»

  • Ребята, а вы знаете, что лягушки надувают пузыри? Чтобы произносить звуки, им нужно много воздуха и в этом им помогают надувные пузыри. Давайте нашим лягушатам поможем надуть пузыри.

Дети дуют через трубочку в стакан с мыльными пузырями.

  • А теперь наши лягушата разбежались и чтобы им найти друг друга надо спеть песенку «А-А-А-У-У-У».

Дети поют «А-А-А-У-У-У».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность воспитателя по познавательно-речевому развитию детей младшего возраста 4-5 лет по теме «Путешествие на осеннюю полянку». Автор: О.А. Мамышева

Совместная образовательная деятельность воспитателя по познавательно-речевому развитию детей младшего возраста 4-5 лет по теме «Путешествие на осеннюю полянку» с с использованием образовательных ...

Семинар – практикум для родителей детей дошкольного возраста тема: «Использование игровых приёмов и технологий по речевому развитию детей от 2-х до 7 лет в домашних условиях»

Данный материал поможет педагогам и родителям в речевом развитии детей. Предложены игры и упражнения для использования в работе с детьми. Этот материал используется в связи со следующими з...

Отчёт по самообразованию "Игровые технологии, как средство познавательно-речевого развития детей 2-5 лет".

Игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, посредством которой он органично развивается. По ФГОС во главу воспитательно-образовательного процесса ставится индивидуальный...

«Потенциал игровой деятельности в познавательном и речевом развитии детей»

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-...

Использование игрового набора "Дары Фребеля" в речевом развитии детей дошкольного возраста

Использование игрового набора Фребеля посмогает педагогу сделать занятия по развитию речи насыщенными, интересными, яркими...