«Потенциал игровой деятельности в познавательном и речевом развитии детей»
статья (подготовительная группа)
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnost.docx | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Потенциал игровой деятельности в познавательном и речевом развитии детей»
Прошенкова Л.Н.
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Развитие ребенка - дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. На протяжении дошкольного возраста происходит существенное изменение в самых разных направлениях, совершенствуются различные виды деятельности ребенка: игра, рисование, конструирование. Стремительно развиваются внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь.
Познавательное развитие - это развитие всех психических процессов. Важнейшим показателем развития ребенка - дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которая, с одной стороны, служит источником и движущей силой развития ребенка, а с другой - именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения
В оценке уровня развития любого вида детской деятельности можно выделить две важнейшие характеристики. Первая - это степень освоения деятельности как способа передачи своего видения действительности. Второй характеристикой является уровень освоения операционально-технической стороны деятельности, т.е. овладение необходимыми навыками.
Эти особенности деятельности наблюдаются во всех ее видах, наиболее значимым из которых является игра. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, т.к. именно в игре происходят наиболее существенные изменения в его психике: развивается мышление и воображение: создавая общий замысел игры, ребенок планирует его выполнение, творчески импровизирует по ходу игры. Л.С. Выготский подчеркивал, что «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка». В игре ребенок учится управлять собой, своим поведением в целом и отдельными действиями. Принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для этой роли нормы поведения. Именно в игре ребенок становится полностью субъектом своей деятельности. Именно игра делает ребенка самостоятельной личностью.
В своем обобщающем труде, посвященном значению игры в психическом развитии, Д.Б. Эльконин выделил структуру игровой деятельности, в число основных элементов которой входят сюжет (во что играют), содержание (как играют), роль, воображаемая ситуация, правила, игровые действия, игровые отношения. Исследования Д.Б. Эльконина выявили не только структуру и этапы развития игры, но и ее огромное значение для формирования психических функций и личностных качеств детей.
Таким образом, видно, что с одной стороны, уровень развития игры является важнейшим показателем в развитии ребенка, с другой стороны, в игре раскрываются существенные характеристики познавательного и социального развития ребенка. При том, что игра выступает центральной характеристикой развития ребенка, большое значение для него имеют продуктивные деятельности, и, прежде всего, изобразительная деятельность и конструирование.
Мы выбрали программу развития и воспитания детей « Детство», программа получила гриф « Регламентировано министерством образования РФ».
Отличительным признаком программы «Детство» можно назвать содержательное определение речевых умений в разных видах деятельности. Авторы включают речь не только в коммуникативную, но и всегда в какую-либо другую деятельность (теоретическую, интеллектуальную, практическую).
Серьезное внимание в программе «Детство» уделяется контролю динамики речевого развития дошкольников. Одним из достоинств, программы, на наш взгляд, является то, что, в конце разделов отмечены уровни овладения речью, которые позволяют строить учебно-воспитательный процесс на диагностической основе и таким образом осуществлять поиск наиболее эффективной образовательной технологии.
Программа характеризуется четкой структурой: деятельность детей каждой возрастной группы конкретно определяется такими параметрами, как задачи воспитания, организация жизни и воспитание детей, обучение на занятиях.
Несомненную пользу для воспитателей имеют требования-рекомендации рубрики: "К концу учебного года дети должны знать и уметь" (далее подробно перечисляются знания и умения, служащие ориентирами в работе воспитателей).
Программа "Детство" по математическому развитию дошкольников предусматривает следующее:
Цель- развитие познавательных и творческих способностей детей (личностное развитие).
Содержание классическое: математические виды деятельности (сравнение, уравнивание, комплектование, счет, измерение, вычисление) и плюс элементы логики и математики.
Методы и приёмы: практические (игровые); экспериментирование; моделирование; воссоздание; преобразование; конструирование.
Дидактические средства: наглядный материал (книги, компьютер): блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, модели.
Форма организации детской деятельности: индивидуально-творческая деятельность, творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей), учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия), игровой тренинг.
Всё это опирается на развивающую среду, которую можно построить следующим образом:
- Математические развлечения: игры на плоскостное моделирование («Пифагор», «Танграм» и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы.
- Дидактические игры: сенсорные, моделирующего характера, специально придуманные педагогами для обучения детей.
- Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений. (Никитин, Воскобович и др.)
Раздела «Игра» в программе «Детство»
Программа «Детство» подходит к рассмотрению игры дошкольников более глубоко, опираясь на последние исследования педагогики и психологии.
Основной отличительной особенностью является тот факт, что при освещении игры в данный раздел введены такие пункты, как игровое речевое общение и речевые умения, а также – игровое поведение. Заслуживает внимания и тот факт, что программа «Детство» нацеливает при обучении детей игре на создание универсальной предметно-игровой среды, предполагающей действия с предметами-заместителями. Таким образом, организованная игровая деятельность развивает у детей воображение, мышление, побуждает их к придумыванию новых игровых сюжетов.
Заслуживает внимания и предлагаемые программой «Детство» оригинальные приемы, такие, как рассказ воспитателя об играх из личного опыта и прием «как будто», позволяющий детям сместить обыгрываемые сюжеты во времени и пространстве.
Учитывая, индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников мы используем в нашей работе помимо основной программы "Детство" парциальные программы, дополняющие содержание основной. Каждое направление состоит из образовательных блоков, которые включают в себя определенный цикл занятий, раскрывающий его содержание.
Цель образовательного процесса – индивидуализация личности ребенка через осознание своих потребностей, возможностей и способностей.
Воспитательно-образовательный процесс, строим как увлекательную проблемно-игровую деятельность, обеспечивающую субъективную позицию ребенка и постоянный рост самостоятельности и творчества детей. Поэтому преимущество отдаётся игре (как основному методу обучения дошкольников): дидактическим, развивающим, логико-математическим играм; игровым упражнениям.
Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребенка. Развивающий компонент занятий базируется: на основных подходах технологии развивающих играх семьи Никитиных, технологии интенсивного интеллектуального развития детей развивающих игр В.В.Воскобовича и других технологий.
Используем разнообразные формы работы с детьми: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Обеспечиваем баланс разных видов активности детей - познавательной, физической, а также разных видов детской деятельности, среди которых преобладает игра.
В целях профилактики утомляемости детей проводятся динамические паузы и осуществляется своевременная смена деятельности.
Побуждаем детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: обращаем внимание на новые, необычные черты объекта, строим догадки, обращаемся к детям за помощью, нацеливаем на экспериментирование, рассуждение, предложение.
Предметно-развивающая среда
Пространство игровой комнаты организовано согласно рекомендациям программы «Детство» и так, чтобы дети имели возможность одновременно заниматься разными видами деятельности, при этом, не мешая друг другу.
Созданы центры, которые специально оборудованы и приспособлены для полноценных детских занятий, накоплен интересный и занимательный материал созданный нами, приобретена необходимая литература, игры и игрушки.
В нашей имеются центры предметно-развивающей среды:
- центр науки (уголок природы, уголок экспериментирования);
- центр грамотности (книжный уголок, уголок развития речи);
- центр сюжетно-ролевой игры;
- центр строительно-конструктивных игр;
- центр познания (уголок математики, развивающие игры);
- центр искусств (музыкальный уголок, уголок ИЗО и театральный уголок);
- спортивный центр.
Принципы построения развивающей среды в группе:
- принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка;
- принцип уважения к мнению ребенка;
- принцип функциональности;
- принцип опережающего характера содержания образования;
- принцип динамичности среды.
В педагогической технологии взаимодействия с семьей выделяем три этапа:
- создание общей установки на совместное решение задач воспитания;
- разработка общей стратегии сотрудничества;
- реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала, обеспечение целостного развития как субъекта детской деятельности.
Родители посещают детский сад в любое удобное для них время, для того чтобы получить информацию о ребенке, о «новой» программе «Детство» и о том, как проходит его жизнь в детском саду
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 1991.
3. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] : учебник для студентов вузов [Текст] / В. С. Мухина. - М., 1997. - 432 с.
4. Психология личности и деятельности дошкольника [Текст] / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. - М. : Просвещение, 1998.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игрового занятия по познавательному и речевому развитию. Автор:воспитатель Русакова А.Н.
Задачи:Образовательные: - обогатить знания детей о сказках;- учить узнавать сказку по заданию;- закрепить знания о строении сказок, их характерных особенностях;- совершенствовать умение пол...
Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию ( ФЭМП, Природный мир, Обучение грамоте) для детей подготовительной к школе группе
Конспект интегрированной НОД в подготовительной к школе группе проводимой для учителей начальных классов....
Организация деятельности МБДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности»
В данной презентации представлен опыт работы по организации деятельности МБДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности....
«Организация деятельности ДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности»»
Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...
Конструкт интегрированной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию детей 6-7 года жизни "Пожар"
Конструкт НОД по речевому и познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством рассказывания с опорой на наглядно воспринимаемую ситуацию (по сюжетной картине)...
Совместная игровая деятельность «Роль дыхания в речевом развитии детей».
Отмечается важность развития правильного речевого дыхания в процессе овладения связной речью. Часто у детей наблюдается неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, и в результате этого ребен...