Мастер -класс "Научу за 5 минут" - Составление и решение ребусов для развития детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Тихонова Полина Сергеевна

АКТУАЛЬНОСТЬ: Телефоны и телевизоры отвлекают детей от общения с внешним миром. Речь стала односложная, бедная, имеются дефекты, появились другие эталоны речи: фразы поп-звёзд, героев боевиков, телевизионной рекламы. У детей отпадает потребность в живом общении. Отсюда вытекает замедление речевого развития. Цель: развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством составления и решения ребусов. Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Тихонова Полина Сергеевна. Я работаю воспитателем в детском саду № 10 «Росинка» г. Южно-Сахалинск. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом своей работы и научить как за 5 минут составить и решить ребус, способствующий речевому развитию детей. Чтобы процесс изучения и закрепления материала детьми усваивался лучше и быстрее, я разработала картотеку ребусов по лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peredelannyy.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНОСТЬ: Телефоны и телевизоры отвлекают детей от общения с внешним миром. Речь стала односложная, бедная, имеются дефекты, появились другие эталоны речи: фразы поп-звёзд, героев боевиков, телевизионной рекламы. 

У детей отпадает потребность в живом общении. Отсюда вытекает замедление речевого развития.

Цель: развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством составления и решения ребусов.

Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Тихонова Полина Сергеевна.

Я работаю воспитателем в детском саду № 10 «Росинка» г. Южно-Сахалинск.

Сегодня я хочу поделиться с вами опытом своей работы и научить как за 5 минут составить и решить ребус, способствующий речевому развитию детей.

Чтобы процесс изучения и закрепления материала детьми усваивался лучше и быстрее, я разработала картотеку ребусов по лексическим темам.

Детям предлагается посредством отгадывания ребуса сгруппировать и определить характерные признаки темы.

Для составления ребуса нам потребуется:

  1. Карточки с буквами для слов;
  2. Карточки с цветными буквами для добавления к картинкам;
  3. Предметные картинки (их я ищу на просторах интернета, либо рисую самостоятельно)
  4. Карточки с запятыми, знаками равенства.
  5. Карточки с цифрами

Перейдём к правилам составления и решения ребуса.

  1. Загадываемое слово должно быть именем существительным в единственном числе, в именительном падеже.

Составим ребус по лексической теме неделе к слову «ВЕСНА»  

  1. Сначала детям предлагается отгадать зашифрованное слово в ребусе по первым звукам в названии картинок.  

К загаданному слову подбираем максимально близко картинки, чтобы они были сгруппированы по характерным признакам зашифрованного слова. Подбираю картинки со словами –

ВЕРБА, ЕЛЬ, СОЛНЦЕ, НЕБО, АИСТ.

Выделяем первый звук – получилось слово «ВЕСНА».

  1. Загадываемое слово стараемся разделить на части, которые можно изобразить в виде рисунков.

И далее мы начинаем подбирать разные варианты добавления к ребусу;

  • Разных знаков (запятые, равенство);
  • Букв;
  • Цифр;
  • Предлогов.
  1. Чтобы составить ребус к слову «ЛЕБЕДЬ» с добавлением запятых и букв, я возьму картинки, на которых нарисованы «ХЛЕБ» и «ДОЖДЬ».  С помощью карточек с буквами выкладываю слова. Продумываю сколько букв в первом и во втором слове мне нужно убрать и подставлю карточки с запятыми.

Для того, чтобы ребус был завершен, мы применим правило: добавление буквы перед, между или за картинкой. (Добавляю цветную букву «Е» между картинками).

Чтобы решить ребус, используем правило запятых: запятые возле картинки, означают, что из названия картинки нужно убрать столько букв сколько стоит запятых. Запятые стоят слева, убираем буквы с начала слова, стоят справа, убираем буквы с конца. В НАШЕМ СЛУЧАЕ ВСЕ ЗАПЯТЫЕ СТОЯТ СЛЕВА ОТ КАРТИНКИ.

Читаем, что получилось.

 

  1. Чтобы составить ребус к слову «КАПЕЛЬ» с использованием цифр, нужно подобрать картинку, в которой имелось бы максимально большее количество похожих букв, подходящих к нашему слову. Берём картинку, на которой нарисовано «ПЛАТЬЕ» и подставляем цифры таким образом, чтобы буквы шли в указанном порядке. Получается «АПЕЛЬ»» Для того, чтобы ребус был завершен, мы применим правило: добавление буквы перед, между или за картинкой. (Добавляю цветную букву «К» в начало слова). Читаем, что получилось.

3) Чтобы составить ребус к слову «ЖУК» со знаком равенства, необходимо подобрать к загаданному слову такое слово, в котором имеется часть похожих букв. Я возьму картинку, на которой нарисован ЛУК. Буквы, которые не подходят, заменяем посредством знака равенства на буквы, подходящие по смыслу. Букву слева «Л» заменяем на букву справа «Ж».

  1. Чтобы составить ребус к слову «ПОДСНЕЖНИК» с использованием предлога «с», между буквами нужно вставить картинку, на которой изображено рукопожатие.

Воспользуемся правилом решения ребуса: изображения букв, взявшиеся за руки, служит для расшифровки предлога «С»)

Применяя такой игровой метод как ребусы, я увидела положительные результаты у детей: у них пополнился словарный запас по разным лексическим темам, развился грамматический строй речи, связная речь, это поспособствовало развитию у детей логики, мышления и внимания.

Данный опыт работы рекомендую для использования педагогам разных сфер предметной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка и проведение интегрированных и комплексных занятий для незрячих и слабовидящих детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам

Подготовка и проведение интегрированных и комплексных занятий  для незрячих и слабовидящих детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему: «Зима. Зимние забавы»

1. Организационный момент.Логопед. Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.Радость детям подарила и на санках прокатила»О каком времен года эта загадка? ...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Грибы"

Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Насекомые"

Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....

Лексический материал для родителей детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Наши защитники"

Рекомендации для родителей, словарь, игры и упражнения по теме "Наши защитники"...

«Картотека дидактических игр на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа для детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам»

Воспитание правильной и чистой речи – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма....

Дидактическая многофункциональная игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Овощи, фрукты, ягоды» «Добро пожаловать в Простоквашино».

В многофункциональной игре «Добро пожаловать в  Простоквашино» представлены дидактические игры и упражнения на ознакомление дошкольников с окружающим миром, обогащение и активизацию с...