Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Грибы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Ескевич Светлана Григорьевна

Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.zan_._nasekomye.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи образовательного комплекса:

 Образовательная область «Физическая культура»:

-сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;

-выполнять движения  при подвижной речевой игре.

Образовательная область «Здоровье»:

-сохранять и укреплять психическое и физическое здоровья детей;

-развивать дыхание, артикуляцию.

Образовательная область «Социализация»:

-формировать умение проявлять терпимость и доброжелательность к одногруппникам, выслушивая их ответы;

-развивать творческие способности;

-развивать способность совместной деятельности.

Образовательная деятельность «Коммуникация»:

-совершенствовать речь как средство общения;

-формировать умение связно, последовательно  формулировать ответы на поставленные вопросы;

Образовательная деятельность «Познание»:

-уточнить и закрепить представление о насекомых (названия, внешние признаки, строение , польза и вред и т.д.);

-учить образовывать сложные слова, согласовывая имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

-формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму имени существительного;

-закреплять понятие «антонимы»;

-закреплять умение употреблять предлоги НА,НАД,ПОД;

-формировать умение обобщать, классифицировать ;

-учить четко проговаривать слова;

-развивать внимание, память.

Образовательная область «Познание»

-развивать умение созерцать предметы, явления, направляя внимание на более тонкое различие их качеств;

-продолжать формировать представления о природе;

-воспитывать интерес к окружающему миру,  бережное отношение к природе.

Ход занятия.

№1. (Дети входят в группу, здороваются и встают в круг на ковре).

Я  картинки положила

В разноцветный сундучок

Ну – ка, Варя (Оля, Дима) загляни;

Вынь картинку, назови.

(называют того, кто изображен на картинках)

- Ребята, а как мы назовем их одним словом? Кто это?

- А какие еще насекомые бывают, вы знаете?

№2. Мяч по кругу передавай, насекомых называй.

(Молодцы! Проходите к своим местам и садитесь на стульчики).

№3. (Подбирай, называй. Запоминай)

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру: «Подбирай, называй. Запоминай».

- Ответьте на вопрос:

Пчела (какая?)-…..

Кузнечик ( какой?)-…..

№4. (Назови одним словом)

У бабочки пестрые крылья, она (какая?) – бабочка пестрокрылая;

У стрекозы большие глаза, она (какая?)- стрекоза большеглазая;

У таракана длинные усы, он (какой?) – таракан длинноусый.

№5.- Давайте немного отдохнем и расскажем о некоторых насекомых, выполняя пальчиковую гимнастику: «Пчелка»

Прилетела к нам вчера      (машут ладошками)

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелек   (на каждое название насекомого загибают

И веселый мотылек,              один пальчик)

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.( делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам)

Пожужжали, полетали, (машут ладошками)

От усталости упали.    (роняют ладони на стол)

№6. – Отдохнули? А теперь откройте ….. конверт и достаньте то, что там лежит.1) Это разрезанная картинка. Попробуйте ее собрать.

2) Придумайте предложение о том, что делает насекомое. Будьте внимательны, в предложении должно быть больше двух слов.

(отложите конверт и картинку на край стола)

№7. «Наоборот»

- Есть всего один ответ, кто-то знает, кто – то нет. Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.

Майский жук большой, а божья коровка …. .

У стрекозы крылья длинные, а у пчелы… .

У бабочки усы тонкие, а у жука… .

У шмеля спина толстая, а у стрекозы … .

№8. Физ. минутка.  ( о насекомых мы рассказали, а теперь давайте попробуем их изобразить)

Чок – чок, каблучок!

Потопать ногами.

В танце кружится сверчок.

Покружиться.

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке.

Движения руками, как при игре на скрипке.

Крылья бабочки мелькают –

Движения руками, как крыльями.

С муравьем она порхает.

Покружиться парами.

Под веселый гопачок

Лихо пляшет паучок.

Танцевальные движения, как в гопаке.

Звонко хлопают ладошки!

Похлопать в ладоши.

Всё! Устали ножки!

№9. (А теперь подойдите к своим столам: сядет тот кто назовет насекомое ласково)

Муха – мушка       таракан -                мотылек-    

Пчела –                  шмель-                   гусеница-

Комар –                 муравей-                 оса -

Стрекоза –             мошка                     водомерка -

Жук-

№10. «4 –й лишний»

Распознаем мы сейчас, кто же лишний здесь у нас»

Насекомые + птицы

Насекомые + паук

№11.

(ребята возьмите …..конверт и посмотрите, что же лежит там? Доставайте)

- Представьте, что вы вышли на улицу и увидели много – много, летающих бабочек. (возьмите бабочку за ниточку и подуйте на нее, не надувая щек, чтобы она полетела)

- Вдруг, бабочки полетели на полянку, где росло много ромашек (пододвиньте цветы к себе)

- Бабочки сели на цветы (изобразите как…)    - Что сделали бабочки?

- Бабочки летают над цветами.          Что делают бабочки?

- Бабочки спрятались под цветок. Что сделали бабочки?

- Бабочки вылетели из – под цветка?   Что сделали бабочки?

- Бабочки сели на листочек цветка.    Что сделали бабочки?

- Бабочки улетели с цветка.   Что сделали?

- полетали, полетали и улетели. (отодвиньте на край стола бабочек и цветочки)

   Тут на полянку пришли мы и начали ловить насекомых.

Чем мы их будем ловить?

- Я буду ловить насекомых шляпкой. А вы?

№12. «Один – много»

(Молодцы)

Я поймала 1 стрекозу и 2 бабочки, а вы?

№13.

- А что мы теперь сделаем с этими насекомыми?

- Почему? Ведь они приносят вред - очень больно кусаются и разносят опасные болезни, объедают кору и листья растений!

- А какую пользу они приносят людям, лесу, птицам и животным?

№14.

Это благодаря им мы едим сочные, вкусные ягоды, фрукты. Наслаждаемся красотой природы. Закончить занятие я хочу стихотворением Б.Заходера “Про всех на свете”.

Все, все,
Все на свете
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется…
Все, все
Все на свете
На свете нужны!
И это все дети запомнить должны!

Я думаю, что после наших занятий насекомые станут вашими лучшими друзьями.

№15. На этом наше занятие закончилось. Вам было интересно? Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста лексическая тема : Мой город.

Конспект занятия по развитию речи . Ознакомление детей с профессией архитектор....

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Насекомые"

Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий по лексической теме «Зима».

Развитие связной речи с использованием здоровьесберегающих технологий с помощью опорных картинок по теме «Зима»Задачи: расширение словарного запаса и активизировать словаря по теме «...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на базе лексической темы «Профессии»

dash; Цель:развитие связной речи дошкольников с помощью мнемотехнических приемов.Задачи:закрепить представление о людях разных профессий;– пополнить и активизировать словарь детей по данной те...