Развитие функциональной грамотности у дошкольников.
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Развитие функциональной грамотности у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_funktsionalnaya_gramotnost.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование функциональной грамотности у дошкольников.
В Государственной программе развития образования на 2011-2020 представлен национальный план действий по развитию функциональной грамотности. Педагог-наставник разработала Программу «Школа семейного педагога. Взлетаем вместе». Программа поддерживает концепцию бесшовного образования, которая предполагает непрерывное и гармоничное обучение на протяжении всей жизни человека. В Стратегии развития воспитания РФ подчеркивается важность поддержки семейного воспитания, включающего: содействие укреплению семьи.
Взаимодействия ДОУ и семьи является приоритетным направлением работы ДОУ.
Процесс взаимодействия педагогов строится на основе наставничества.
Такие подходы в реализации коллективно-творческого дела позволяют более эффективно и интересно построить совместную деятельность участников процесса.
Программа реализуется в течение всего учебного года и осуществляется одновременно в нескольких направлениях (мастерских), которые представляют собой отдельные мини-проекты с определёнными целями, формами работы и результатами, т. е. имеет образ «проектов в проекте.
Проект «Река моего детства. Таёжный Чумыш» послужит примером реализации программы. Участники: воспитанники , родители , педагоги. Время реализации: июнь-август 2024г. Проект это - летний отдых семей детей в окрестностях нашего города , области. Расскажите нам в фотографиях и видеороликах где и как Ваша семья проводит лето. Компетенция: развитие функциональной грамотности ребёнка.
Цель: совершенствовать способность любого ребенка размышлять с помощью подобных логических способов, как анализ, синтез, сопоставление, обобщение, систематизация умозаключение, классификация.
В процессе деятельности рассматриваются три сферы функциональной грамотности: подготовленность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность
Результат: применять познания, мастерство и умения, для решения обширного спектра актуальных проблем в разных областях человеческой деятельности, а кроме того в межличностном общении и социальных взаимоотношениях.
Номинации для семейного исследования :
- «Историческая река» ( история деревни Верх-Чумыш, краеведение )
- «Живая река» ( животный мир реки, обитатели , растения, экология реки)
- «Научная река » ( эксперименты и опыты с водой, физико-химические наблюдения, явления природы)
- «Красивая река» ( рисунки, фотографии, другие работы в технике арт-технология)
- «Семейная река» ( отдых, совместные занятия на реке)
- «Словоречье- берега красивой речи» (стихи, рассказы о реке, растениях и обитателях реки).Фотографируйте, делитесь с воспитателями своими фотографиями по экспериментам , видео со стихотворениями, рисунками .
К реализации проекта привлекаются такие специалисты ДОУ, как: учитель-логопед- наставник, психолог, педагоги, завуч по воспитательной работе. В случае необходимости можно задействовать и сотрудников ПДН и медработника.
Работа над проектом состоит из пяти основных этапов: подготовительный, организационный, этап реализации проекта, подведения итогов и анализа проведённой работы.
Так как итоговое мероприятие проекта представляет собой «семейный» час, в форме живого журнала и состоит из отдельных рубрик, то и календарно-тематический план работы над проектом разрабатывается с учетом тематики этих рубрик. Ежемесячно ведется работа с семьёй в направлении сразу нескольких таких разделов. Подбирать тематику рубрик можно индивидуально в зависимости от особенностей участников.
Каждый вид работы сопровождается поддержкой педагога -наставника, который направляет и помогает участникам добиться цели.
Результатом работы в рамках каждой рубрики являются накопленные семьей и молодого педагога материалы, в виде полезных ссылок на образовательные источники; профессиональные советы и рекомендации от специалистов; творческие проекты в виде презентаций, визитных карточек, сочинений, видеороликов, интервью, рисунков, буклетов, мастер-классов и др.
Накопленные в процессе работы материалы сохраняются на виртуальной площадке
( страница мини-сайта в образовательной социальной сети учителя-логопеда раздел « наставническая деятельность») и становятся доступными для использования всеми участниками мероприятия.
Участие во всех проектах – добровольное.
Этапы работы над проектом удачно «вписываются» в план воспитательной работы образовательного учреждения и являются его частью.
Под тематику рубрик можно подводить и календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам РФ, памятным датам и событиям российской истории и культуры. К моменту организации итоговой совместной деятельности будут собраны воедино и систематизированы разнообразные ресурсы, содействующие развитию культуры семейного воспитания, укреплению семьи и сплочению коллектива педагогов. В том числе будут сохранены и индивидуальные авторские творческие проекты молодых педагогов и наставника. Перед проведением деятельности согласовываются с семьями их роли в сценарии мероприятия, распределяются обязанности при подготовке к «, изготавливаются пригласительные открытки и сувениры своими руками, оформляются выставки, монтируются видеоролики, делается фоновая презентация с рубриками.
В сентябре , мы в ходе совместной деятельности с детьми и родителями посмотрим эти материалы, вспомним лето, каждый ребёнок расскажет нам про своё таёжное лето. В период работы над проектом прошли экологические акции «Чистая река», «Забери мусор с собой». Прошли выставка « Красивая река» ( представлены работы воспитанников и выпускников детского сада 1). Интерактивная галерея « Река в произведениях русских художников». Проект представлен в сети ВК. Проект и продукты проекта (фотографии, рисунки, рассказы) представлены на конкурсы разного уровня (региональных, городских, Президентской платформы «Россия -страна возможностей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие функциональной грамотности у дошкольников через инновационные формы познавательно-исследовательской деятельности.
Главная особенность современного мира - его высокая динамичность. В постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже не достаточно получать знания, необходимо, чтобы человек сам уме...
Консультация для родителей «Практические рекомендации по развитию функциональной грамотности у дошкольников»
Консультация для родителей содержит практический материал для развития читательской грамотности, математической грамотности и естественно - научной грамотности, который родители могут использовать в д...
Для родителей "Формирования читательской компетентности дошкольников, как условие развития функционально грамотной личности»
Читательская компетентность детей дошкольного возраста - это совокупность умений и навыков, отражающих готовность восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщен...
Развитие функциональной грамотности дошкольников через подвижные игры.
Функциональная грамотность - – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, это тот уровень грамотности , который дает человеку возможн...
Семинар–практикум для педагогов ДОУ «Формирование предпосылок развития функциональной грамотности у дошкольников»
Современный, быстро меняющемся мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых...
"Эффективные методы работы по формированию предпосылок развития функциональной грамотности у дошкольников"
Что же такое функциональная грамотность?«Функционально грамотная личность» - это человек, думающий и действующий, способный свободно использовать свои знания и умения для решения жизненно ...
Технологические основы формирования и развития функциональной грамотности по математическому развитию дошкольников
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует ...