Семинар–практикум для педагогов ДОУ «Формирование предпосылок развития функциональной грамотности у дошкольников»
консультация
Современный, быстро меняющемся мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться действовать в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить.
В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.
Таким образом, сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию, и даже теперь в дошкольных учреждениях.Да, эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций на первой ступени образования и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost_doshkolnika.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар–практикум для педагогов ДОУ
«Формирование предпосылок
развития функциональной грамотности у дошкольников»
Современный, быстро меняющемся мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться действовать в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.
На формирование функциональной грамотности нацелена государственная политика в сфере образования. В Указе Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обозначено:
«Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования
Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
Таким образом, сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию, и даже теперь в дошкольных учреждениях.
Да, эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций на первой ступени образования и воспитания.
Так что такое «функциональная грамотность»?
Ее корни лежат далеко в истории и вместе с тем они всегда рядом с нами. Кто почти ничего не знает, что это такое поднимите правую руку. А теперь, попробуйте похлопать этой рукой в ладоши… Не получается. Тогда попробуйте похлопать в ладоши друг с другом.
- Это говорит о том, что только вместе, а не по одному, мы сегодня сможем раскрыть данную тему в ходе нашей совместной плодотворной работы.
- Вы все сегодня приглашены на чайную церемонию, в ходе которой в теплом педагогическом кругу, мы откроем для себя тайны по формированию предпосылок функциональной грамотности дошкольников. И начнем нашу встречу с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Она так и называется «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» – добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» – подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.»
- Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя? /самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./
- Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что:
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность человека».
- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения? (педагоги озвучивают несколько предположений)
Подберите слова - синонимы к слову "функционировать".
- Работать, действовать, внедрять, применять...
Дайте определение слову "грамотность".
- Грамотность - степень владения человеком навыками, фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.
Само понятие «функциональная грамотность» вошло в лексикон в 1957 году с подачи ЮНЕСКО. Сначала функциональная грамотность понималась как ликвидация безграмотности, но сейчас мы воспринимаем ее в более широком контексте – как способность использовать знания для решения любых жизненных задач.
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.
Функциональная грамотность связана с готовностью:
- добывать знания;
- применять знания и умения;
- оценивать знания и умения;
- осуществлять саморазвитие.
«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А. А. Леонтьев)
Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:
• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;
• возможность решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и дальнейшему развитию, умением прогнозировать свое будущее.
Международные образовательные стандарты нацелены на три основных ключевых грамотностей: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, из которых формируются глобальные компетентности.
В широком смысле функциональная грамотность в современном обществе представлена:
1.Читательская грамотность
2.Математическая грамотность
3.Естественнонаучная грамотность
4.Компьютерная грамотность (применение информационно – коммуникативных технологий)
5.Финансовая грамотность
6.Развитие креативного мышления
7.Глобальная грамотность
Решая задачи, мы составим пазл-компоненты функциональной грамотности, применимые в дошкольном возрасте, используя собственные знания и опыт.
Уважаемые педагоги, определите, какие составляющие функциональной грамотности вам нужны для решения данной задачи?
Задача 1: Вы направились в магазин для покупки чая определенного сорта. Продавец продал Вам не тот, который бы Вам хотелось купить. Вы возвращаетесь в магазин, чтобы обменять товар. Какая грамотность, по Вашему мнению, пригодится для обмена покупки?
Вам понадобится читательская грамотность. Это базовая грамотность, на основе которой строится весь процесс общения, современного образования и жизни в целом, потому что это работа информацией, заложенной в тексты.
1.Читательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих: потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению:
- восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей;
- ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях
В результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:
∙ пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
∙ активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.
Задача 2: Пачка чая стоит 120 рублей. В пачке 25 пакетиков чая. Сколько будет стоить 1 пакетик чая?
- Уважаемые коллеги, какая грамотность пригодилась вам, для решения этой задачи? (Математическая и финансовая). Совершенно верно. Компонентами функциональной грамотности являются математическая и финансовая грамотности.
2. Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений.
Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, количество, величина, пространственное расположение, временные отношения, дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в других видах деятельности. Методы:
- практический
- моделирование
-метод решения логических задач
- эксперименты и опыты
- метод вопроса
- элементарный анализ (синтез, сравнение)
- игровой
Приемы:
- объяснение/пояснение
- показ способа действия в сочетании с объяснением (измерение отрезка с помощью условной мерки)
- инструкция для выполнения заданий (сравнение чисел, классификация по цвету и форме)
- словесный прием в ходе практической деятельности.
Математическая грамотность играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе логическое мышление.
3.Финансовая грамотность - формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Методы и приемы:
∙ словесные (объяснение, мотивация к выполнению задания);
∙ наглядные (демонстрация схем, таблиц, моделей, использование технических средств);
∙ практические (рассуждение, интеллектуальное сотрудничество, совместное и индивидуальное творчество).
Формирование финансовой культуры дошкольников осуществляется через:
- сюжетно-ролевые, дидактические, сюжетно-дидактические, настольные игры. Особый интерес вызывают игры и развлечения, когда взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи;
- познавательные занятия;
- коммуникативные занятия – беседы;
- проблемные ситуации;
- трудовую деятельность;
- экскурсии позволяют знакомить детей с людьми разных профессий:
- беседы с целью выявления уровня усвоения детьми, представленного материала;
- чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества.
Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду;
- логические задачи, решение и составление кроссвордов, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений.
Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.
Задача 3: Вас попросили заварить чай. Не очень крепкий, ароматный, полезный. Какой чай и как Вы приготовите, используя собственный опыт?
Следующим компонентом формирования функциональной грамотности дошкольника является естественно научная и экологическая грамотность – способность человека осваивать и использовать естественно научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.
4. Естественно научная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Это требует от естественнонаучно-грамотного человека следующих компетентностей:
•научно объяснять явления
•оценивать и планировать научные исследования
•научно интерпретировать данные и доказательства.
Формирование естественнонаучных представлений закладывает у детей дошкольного возраста основу миропонимания (знания о законах природы, доступные пониманию детей. Развитие отношения к природе). По средствам естественнонаучной грамотности у ребенка развивается любознательность, познавательная активность, эвристическое мышление, интерес к поисковой деятельности.
Задача 4. К вам пришли гости и вы решили угостить их экзотическим видом чая под названием «Водный отшельник». Кто-то из гостей спросил, чем он примечателен и как его лучше заваривать? Как быстро найти информацию?
Да, мы обратимся к Интернет-ресурсам. И найдем следующее: «Он же «Нарцисс» и «Водный дух». Китайский чай благородного коньячного цвета с золотыми отблесками. В сильном обволакивающем аромате каждый слышит то, что близко: карамель, какао, фрукты, цветы... Насыщенный вкус напоминает горький шоколад.
Особенности заваривания: выдерживает до 5 заварок, время первой — до 10 секунд, впоследствии промежутки можно увеличивать».
Для решения этой простой задачи вам понадобилась компьютерная или ИКТ –грамотность.
5. Компьютерная грамотность – это взаимодействие с ИКТ.
«Завтра» наших детей – это информационное общество, а в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную безграмотность. В сегодняшних условиях общества мы, педагоги и родители, должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок, скорее всего, столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить его к предстоящему взаимодействию с образовательными информационными технологиями в школе.
Взаимодействуя с компьютером, открывая для себя его возможности, ребенок в детском саду овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира, что интенсифицирует его развитие. Активизация мышления, стремление к новым знаниям неизбежно ведут за собой формирование таких ценных личностных качеств, как любознательность, самостоятельность, активность, инициативность и в тоже время усидчивость, внимательность, сосредоточенность.
Методы и приёмы:
∙ Интерактивного общения.
∙ Наглядный.
∙ Словесный.
∙ Объяснительно – демонстративный т.е. словесный+наглядный
∙ Практический (компьютерная игра, частично поисковый, компьютерная графика)
∙ Управление, экспериментирование.
∙ Проблемное изложение.
Задача 5: К вам пришли гости. Вы решили угостить их чаем. Но тут выяснилось, что вкусы многих расходятся: кто-то любит зеленый, кто-то черный, кто-то на травах, а кто-то вообще пьет исключительно кофе. Как вы поступите?
(всем предложить сок, устроить дегустацию всех имеющихся видов напитков и т.д.)
Какой вид грамотности вам понадобился, чтобы решить эту задачу?
6.Развитие креативного мышления - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.
Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Проще говоря, креативное мышление — это создание необычных и хороших решений исходной проблемы. Креативное мышление помогает быстрее реагировать на задачи, умело выходить из сложных ситуаций, жить не по шаблону и генерировать классные идеи. Люди, обладающие креативным мышлением, умеют мыслить за рамками общепринятого и находить нестандартные решения для стандартных ситуаций.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА МЫСЛИТЬ НЕСТАНДАРТНО?
Используя методы:
- гиперболизации (увеличение – уменьшение)
- нетрадиционных техник (слепой художник, космическое путешествие, волшебная мозаика) - аглюминации (бегущее дерево)
Технологии:
- ТРИЗ (метод маленьких человечков, системный анализ, мозговой штурм, метод фокальных объектов, метод каталога, морфологический ящик, системный оператор и т.д.)
- квест – технология
- игровая, включающая игры и упражнения для развития креативности («игра в ассоциации», «да или нет», «креативность», «аббревиатуры», «необычный подход» и т.д.)
Задача 6: Вы решили открыть магазин-кафе «Чайный дом» и хотите, чтобы в нем присутствовали чайные традиции нескольких народов. Что бы вы сделали?
Какие знания и навыки/ компетенции вам понадобятся?
7. Глобальная грамотность – с различных точек зрения рассматривать проблемы глобального и межкультурного взаимодействия.
1.Глобальные проблемы (права человека)
2.Знания и понимание межкультурного различия и взаимопониманий (семья, традиции и обычаи, культура)
3.Права ребенка
4.Человек и природа (природа – ребенок – семья)
5.Здоровье – как ценность (полезные привычки, здоровый образ жизни)
6.Культура и традиции (дружеские отношения к разным национальностям)
7.Семья (осознание любви, верности, степень важности семьи)
Методы и приемы:
- Словесные (беседы, вопросы)
- Практические (опыты, моделирование)
- Игровые (дидактические игры, игры – соревнования, игры – ситуации)
- Наглядные (наблюдения, показ образца)
Нетрадиционные:
- Прием толстых и тонких вопросов
- Интерактивная игра.
После решения каждой задачи на листах пишется одна из компетенций и складывается общая схема «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОНОСТЬ»
- А теперь можно и чай попить…
- Но в ходе чаепития, заполните таблицу: у каждой группы 3 вида грамотности, напишите по 2 мероприятия, которые вы могли бы провести с дошкольниками.
Затем, каждая группа представляет свои мероприятия.
- С каким понятием мы сегодня познакомились?
- Из каких составляющих оно состоит?
- Какой вид функциональной грамотности вам стал ближе и понятнее всего?
Функциональная грамотность | Мероприятия |
Читательская грамотность | |
Финансовая грамотность | |
Глобальная грамотность |
Функциональная грамотность | Мероприятия |
Математическая грамотность | |
Естественно научная грамотность | |
Развитие креативного мышления |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
Семинар - практикум «Правовая компетентность педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения дошкольников и взаимодействия с родителями»
Семинар-практикум направлен на повышение правовой культуры педагогов ДОУ. Меропритяие состоит из двух частей - теоретической и практической. В теоретической части педагоги знакомятся с терминами "прав...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для молодых педагогов ДОУ "Игра - ведущий вид деятельности дошкольников"
Игра-ведущий вид деятельности дошкольников. Дети очень любят игры, любят педагогов которые с ними играют, лепят, рисуют, прыгают и даже ползают. Работая с маленькими детьми воспитатель должен помнить,...
Семинар - практикум "Повышение мастерства педагогов ДОУ в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"
Методическая консультация и практика молодым специалистам, а также остальным педагогом ДОУ....
Семинар-практикум "Влияние мелкой моторики на формирование активного речевого словаря дошкольников"
Цель семинара - практикума:Теоретическая: повышение знаний воспитателей ДОУ в вопросах развития речевой деятельности в педагогическом процессе;Практическая: показать, как в различных видах деятельност...
Семинар -практикум "Работа с семьей по формированию здорового образа жизни дошкольника.
Семинар-практикум для педагогов: Формы работы с семьёй по формированию здорового образа жизни дошкольника....
Семинар-практикум «Повышение мастерства педагогов ДОУ по организации работы в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
Материал предназначен для молодых или не имеющих большого опыта работы педагогов, т.к. в нём раскрываются теоретические и метоические основы организации работы по ФЭМП....