Технологические основы формирования и развития функциональной грамотности по математическому развитию дошкольников
статья по математике

Нурисламова Миляуша Фаритовна

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskoe_razvitie_doshkolnikov.docx447.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологические основы формирования и развития функциональной грамотности по математическому развитию дошкольников

      Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.    

     Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

     Особое значение придается формированию математической грамотности. Главной задачей занятий ФЭМП является развитие словесно - логического мышления. Дело в том, что в дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память. Для них не составляет труда запомнить  порядковый и обратный счет. Однако осмысленно решать подобные примеры дети не могут, так как мышление у них наглядно-действенное и наглядно-образное. Между тем,  придя в школу, ребенок с первых дней должен продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества.

       Основные математические понятия, которые должен усвоить ребёнок - это  натуральное число, величина, геометрическая фигура.

     Любая образовательная программа дошкольного образования позволяет обеспечить познавательное развитие детей, гибко используя разнообразные формы работы, принятые в современной дошкольной педагогике. При этом, программа должна быть ориентирована на формирование у детей элементарных математических понятий и представлений, лежащих в основе содержания курса математики для начальной школы.

     В курсе математического развития дошкольников выделяются несколько содержательных математических линий.

1.Числа.

2.Величины.

3.Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

4.Элементы геометрии.

5.Элементы логического мышления.

6.Ознакомление с пространственными  и

7. Временными отношениями.

8.Моделирование (конструирование).

    Таким образом, становиться, очевидно, что ребенок не просто должен освоить элементы геометрии, но и основы моделирования.

     На этапе дошкольного образования у детей формируются представления о плоских  геометрических фигурах - круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике - как о целостных объектах, без выделения их существенных признаков.

Рассматриваются прямые и кривые линии и отрезки.

     Дети учатся узнавать и называть данные геометрические фигуры, многократно производя практические действия по разбиению множеств этих фигур на классы, выстраивая из них различные узоры (закономерности), отыскивая среди множества фигур заданную фигуру и т.д.

     Геометрические фигуры используются в курсе дошкольной подготовки также в качестве предметов-заместителей при работе с числами.

     В процессе моделирования дети учатся воспроизводить простейшие наглядные модели реальных объектов из плоских геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков (ёлочка из треугольников и прямоугольника, домик и т.д.);   учатся моделировать новые геометрические фигуры (создавать собственные фигуры из имеющихся и придумывать названия для них).

    В процессе выполнения игровых заданий дети знакомятся со свойствами объёмных геометрических тел: сначала создают несложные конструктивные постройки, а в старшем возрасте учатся использовать (читать) чертежи при конструировании.

    В основу программы заложен принцип построения содержания «по спирали». На каждой из ступеней дошкольного образования рассматривается один и тот же основной круг понятий, но на другом уровне сложности. Таким образом, происходит постоянное продвижение ребёнка вперёд.

      Цели и задачи программы определяют и методику проведения занятий   и формы работы. В основе занятий лежит игра (сюжетно ролевая, по правилам, дидактическая), т.к. именно она является для детей этого возраста ведущей формой деятельности. Наряду с игрой важную роль выполняют рассказ, беседа, обсуждение, решение познавательных задач (задачи на соотнесение, классификацию, сериацию, действия по аналогии и т.д.).  Конструирование, моделирование; исследовательская деятельность (в том числе - экспериментирование, наблюдение); проект (в том числе игровой). Вспомогательными формами деятельности являются театрализация, отображение мира (художественное творчество, в том числе рисование и лепка) и т.д.

    В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире, исследуют их и усваивают основные математические понятия и способы решения элементарных математических задач. При этом взрослым (воспитателям, родителям) не нужно  много рассказывать. Как можно больше вопросов и ответов и как можно меньше рассказов - это важнейший для нас принцип работы.

     Создавая игровые познавательные ситуации, задавая вопросы, пробуждающие фантазию и творчество детей, побуждая к обсуждению и исследованию представленных в виде наглядных рисунков элементарных математических задач, взрослый руководит познавательной деятельностью ребёнка.

     К концу работы в старшей и подготовительной группе игровых сюжетов становится  меньше - их отчасти заменяет исследовательская и проектная деятельность, что соответствует возрастным особенностям старшего дошкольника.

    Большое количество занятий для старших дошкольников и подготовительной группы целесообразно строить в рамках технологии самостоятельного открытия детьми нового знания:

     1-й этап - введение в игровую ситуацию. Актуализация имеющихся у детей знаний. Воспитатель (взрослый) предлагает правила игры, инициирует их обсуждение. На основании хода размышлений детей воспитатель оценивает их представления о рассматриваемом материале.

    2-й этап - мотивационная игра.  Дети под руководством воспитателя (взрослого) вовлекаются в игру, которая мотивирует их («мы это умеем!»). Однако наряду со знакомыми ситуациями в какой-то момент предлагается незнакомая, что вследствие недостаточности знаний или умений детей вызывает у них  затруднение  в игровой ситуации («мы этого ещё не знаем, мы этого ещё не умеем»).

    3-й этап  -  поиск выхода из затруднения, или открытие нового.  Задавая наводящие вопросы, организовывая исследовательские действия, педагог помогает детям понять и сформулировать новое для них знание.

    4-й этап - самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях.  Обсудив новое, дети возвращаются к прежней игре, но с новыми, уточнёнными правилами, либо разыгрывают новую похожую ситуацию, в которой им пригодятся полученные на занятии знания и умения.

    5-й этап - повторение и развивающие задания.

    6-й этап - итог занятия.  Дети вместе с педагогом делятся впечатлениями о занятии и вспоминают, что они узнали нового. В конце каждого занятия или игры проводится рефлексия на выбор, какое предложение каждый  продолжит:

         сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило.

    Одного занятия (от 10 до 35 минут в соответствии с возрастом ребенка) в неделю недостаточно для формирования устойчивых математических представлений. Поэтому большое значение придаётся продолжению этой работы в  самостоятельной деятельности  в детском саду, а также  дома с родителями,  которые становятся не сторонними наблюдателями, а полноценными участниками образовательного процесса, что впоследствии снимает многие проблемы общения родителей с детьми. Совместная работа предусматривает и работу по пособиям, и создание проектов, которых в течение года должно быть предложено несколько.

Заниматься с детьми следует, соблюдая ряд условий.

- Занятия должны проходить в спокойной обстановке.

- Ни одно из достижений ребёнка нельзя оставить незамеченным.

- В младшем дошкольном возрасте при обучении какому-либо действию важно уделять внимание непосредственному показу (как взять карандаш, как раскрашивать или проводить линии и т.п.).

- Взрослые не должны делать или говорить за ребёнка то, что он уже может сделать или сказать сам.

- Необходимо, чтобы требования к ребёнку со стороны воспитателей и родителей были одинаковы.

Примеры формирования и развития функциональной грамотности по математическому развитию.

- Как развивать зрительно-пространственную ориентировку у детей?

1. Диагностика состояния зрительного восприятия

Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому так важно оценить различные его стороны.

Одним из тестов для детей 5–7 лет, наиболее широко применяемых во всем мире, является комплексный тест М. Фростик.

Тест представляет собой комплексную систему для оценки различных сторон зрительного восприятия, таких как:

Фигуро - фоновое различение.

Оборудование: тестовый материал, цветные карандаши (фломастеры), демонстрационная карточка (далее ДК).https://pandia.ru/text/81/496/images/img1_448.jpg

Задание 1. Сейчас мы будем находить знакомые фигуры и обводить их. Ты знаешь, что значит обвести фигуру? (Если ребенок не знает, необходимо объяснить и показать.) Посмотри внимательно на карточку. Здесь нарисован треугольник (ДК).  А теперь на рисунке найди и обведи цветным карандашом спрятанный там треугольник.

https://pandia.ru/text/81/496/images/img2_257.jpg

Задание 2. Посмотри: на карточке нарисован прямоугольник (ДК). А теперь найди его на этом рисунке и обведи.

Задание 3. А на этой карточке ты видишь крест (ДК). Найди его на рисунке, который перед тобой, и обведи.

Задание 4. А на этой карточке ты видишь полукруг (ДК). Найди его на рисунке и обведи.

Задание 5. Здесь нарисована шестиугольная звезда (ДК). А теперь посмотри на рисунок задания.https://pandia.ru/text/81/496/images/img3_181.jpg

Здесь тоже нарисованы две шестиугольные звезды, но они перепутаны между собой. Возьми два любых цветных карандаша и обведи одну звезду одним цветом, а другую — вторым. Обводи внимательно, не торопись.

Задание 6. Посмотри на карточку, на ней нарисована пятиугольная звезда (ДК). А теперь посмотри на рисунок задания. Здесь тоже нарисованы такие звезды. Сколько их? Четыре, но они все перепутаны. Возьми четыре цветных карандаша и попробуй «распутать» звезды: обведи каждую из них своим цветом. Будь внимателен и старайся обводить каждую звезду непрерывной линией.

Задание 7. Посмотри на рисунок задания. Здесь изображен круг, а внутри него, среди полосок, спрятано несколько ромбов (ДК). Возьми цветной карандаш и обведи столько ромбов, сколько найдешь.

Задание 8. В этом круге спрятаны овалы (ДК). Постарайся их найти на своем рисунке и обвести.

Оценка результатов: за каждую найденную фигуру начисляется 1 балл. Максимальная оценка – 20 баллов.

Нормативы (уровни развития в баллах):

Очень низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

очень высокий

12 и меньше

13-14

15-17

18-19

20

Зрительно-пространственное восприятие

 Оборудование: тестовый материал, два цветных карандаша, демонстрационная карточка.https://pandia.ru/text/81/496/images/img4_142.jpg

Задание 1. Сейчас перед тобой новое задание.

Посмотри: на листе нарисовано много различных фигур, но среди них есть квадраты (ДК). Тебе нужно найти их как можно больше и обвести. Будь внимателен, не перепутай их с прямоугольниками (ДК) или ромбами (ДК). Не торопись, квадраты здесь есть большие и маленькие, белые и заштрихованные... Закончив, отложи карандаш.

https://pandia.ru/text/81/496/images/img5_133.jpg

Задание 2.

А на этом листе тоже нужно найти и обвести фигур как можно больше, но кругов (покажите ДК).

Оценка результатов:

За каждый найденный квадрат (круг) начисляется 1 балл. Максимальная оценка – 15 баллов

Нормативы (уровни развития в баллах):

Очень низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

очень высокий

8 и меньше

9

10-11

12-13

14-15

Зрительно-пространственное восприятие и зрительная память.

 Оборудование: тестовый материал, простой карандаш.

Задание 1. Посмотри на первую строчку. Здесь нарисованы уголки. Они все изображены по-разному, но среди них есть один, нарисованный так же, как образец (нарисован отдельно, покажите его ребенку). Найди точно такой же уголок среди остальных и зачеркни его. Смотри внимательно, уголки очень похожи, но лишь один из них «правильный».https://pandia.ru/text/81/496/images/img6_107.jpg

Задание 2. А здесь нужно найти точно такой же круг, как на образце (покажите ребенку образец), и зачеркнуть его.

Задания 3, 4  (инструкция,  приведенная  ниже, аналогична для обоих заданий). Следующее задание сложнее. Здесь нарисованы три фигуры, но они расположены не просто так, а в определенном порядке (покажите образец). Внимательно посмотри на них, найди точно такую же группу фигур среди остальных и зачеркни ее.

Задания 5, 6  (инструкция,  приведенная  ниже, аналогична для обоих заданий).

Оборудование: тестовый материал, простой карандаш.https://pandia.ru/text/81/496/images/img7_94.jpg

Посмотри: на образце (задание 5) нарисованы два треугольника (в задании 6 — круг, квадрат и треугольник). Тебе нужно найти точно так же нарисованные фигуры среди остальных и зачеркнуть их.

Задания 7, 8 (инструкция, приведенная ниже, к обоим заданиям аналогична). А в этих заданиях образец — буква. Найди такую же среди остальных букв и зачеркни ее.

Оценка результатов:

за каждую правильно найденную фигуру (уголки, круг, группы фигур, букву П, букву У)  начисляется 1 балл. Максимальная оценка – 8 баллов.

Нормативы (уровни развития в баллах):

Очень низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

очень высокий

4 и меньше

5

6

7

8

Зрительно-пространственное восприятие и графо – моторные навыки.

 https://pandia.ru/text/81/496/images/img8_89.jpg

Оборудование: тестовый материал, простой карандаш.

Задание 1. Здесь нарисован квадрат (показать), а рядом не дорисованы пять квадратов, т. е. рисунок не закончен. Постарайся правильно дорисовать эти квадраты. Они должны соответствовать образцу. Не забывай: лист не вращай,  те линии, которые уже есть, обводить нельзя.

Задание 2. А здесь нужно дорисовать фигуры так, чтобы они не отличались от образца — круга с крестом (показать). Будь внимателен.

Задание 3. Образец в этом задании похож на конверт (показать). Дорисуй незаконченные рисунки. Не торопись, не обводи уже нарисованные линии.

Задание 4. И последнее задание. Дорисуй неполные фигуры. Должен получиться ромб с уголком (показать).

Оценка результатов: за каждую правильно дорисованную фигуру  начисляется 1 балл. Максимальная оценка – 20 баллов.

Нормативы (уровни развития в баллах):

Очень низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

очень высокий

11 и меньше

12-13

14-15

16-18

19-20

Максимальный итог теста М. Фростик  — 62 балла.

Уровни развития в баллах

Оценка развития (в баллах)

Нормативы

Баллы

Оценка

Уровень развития

Очень низкий

45 и меньше

1

Ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает

Ниже среднего

46-49

2

Ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки

Средний

50-53

3

Ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью

Выше среднего

54-58

4

Ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки

Высокий

59-62

5

Ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно

  Определяется уровень развития, составляется диаграмма в начале  учебного года.  По итогам  планируется индивидуальный маршрут развития детей. В  конце учебного года повторно проводится тестирование. Определяется уровень развития, составляется диаграмма в конце учебного года. Проводится анализ проделанной работы за учебный год.

2. Для развития функциональной математической грамотности  развивающая предметно-пространственная среда  (РППС) должна быть:

1. Содержательной, насыщенной

2. Трансформируемой

3. Полифункциональной

4. Вариативной

5. Доступной

6. Безопасной

3. Необходимо перенести «Центр тяжести» с образовательной деятельности  на другие формы организации образовательной деятельности.

Традиционные формы

Нетрадиционные

беседы

конструирование

устный журнал

проектная деятельность

досуги

театрализованная  деятельность

школа исследования

режиссерская игра

игровые беседы с  элементами движений

дидактические игры

клуб любознательности

создание коллекции

занятия

спортивные игры

интегративная деятельность

изостудия

развлечения

народные игры

рисунки-сочинения

викторины

экскурсии,

клубы

походы, выставки

Примеры дидактических игр

  • «Что где было? Что изменилось?»

Задание: Показать и назвать, что (кто) находится над – под, выше – ниже, за – перед, справа – слева. Объяснить, что изменилось.

  • «Кто (что) где?»

Задание: рассмотреть рисунки и рассказать, как расположены предметы относительного заданного, пользуясь полными предложениями, с использованием слов выше – ниже, ближе – дальше, справа – слева.

  • «Найди предмет, которого нет»

Задание: Рассмотреть рисунок, например корзина с фруктами, под которой нарисованы фрукты, лежащие в ней и один лишний предмет (овощ). Объяснить, почему его там нет.

  • «Узнай изображение»

Задание: Рассмотреть и назвать наложенные изображения нескольких предметов (от 2 – 5)

Старший воспитатель МБДОУ «Сабинский детский сад общеразвивающего вида №1 «Шатлык» пгт Богатые Сабы Сабинского муниципального района Республики Татарстан» - Нурисламова Миляуша Фаритовна.

Фрагмент занятия

Дидактическая игра «Чудесные фигурки»

Цель игры  Закрепление размера, цвета, формы  геометрических фигур. Умение правильно воспринимать словесную инструкцию и учить правильно, выполнять действия на слуховое восприятие.

Задачи:

   Научить детей путём логического мышления продолжать ряды геометрических фигур по образцу. Развивать внимание, мышление, слуховое восприятие. Развивать логическое мышление, зрительное восприятие и внимание, упражнять в различении цвета, формы и величины геометрических фигур, развивать мелкую моторику пальцев рук, закреплять умения детей ориентироваться на плоскости.  

  1. Вариант.  

Дидактическая игра «Продолжи ряд»

    Цель игры. Развивать умения осуществлять последовательные умственные действия, умение правильно распределять предметы в соответствии с цветом и фигурой. Закрепить название геометрических фигур и цветов.

   Задачи. Научить детей путём логического мышления продолжать ряды геометрических фигур по образцу, закреплять названия геометрических фигур, развивать мелкую моторику пальцев рук, закреплять умения детей ориентироваться на плоскости.  

    Материал. Карточки с кривыми линиями, набор геометрических фигур разной величины и разного цвета.                                                                                                

     Правила игры.

  Детям предлагаются карточки с кривыми линиями. Воспитатель выкладывает на них геометрические фигуры в разной последовательности. Детям, нужно определить в какой последовательности расположены фигуры и продолжить ряд. 

https://i.stack.imgur.com/k3L9p.png

https://i.stack.imgur.com/k3L9p.png

  1. Вариант 

Дидактическая игра «Измени форму, цвет, размер»

    Цель игры. Закрепление размера, цвета, формы  геометрических фигур. Развивать умения осуществлять последовательные умственные действия, умение правильно распределять предметы в соответствии с цветом и фигурой. Закрепить название геометрических фигур и цветов.

   Задачи. Развивать логическое мышление, зрительное восприятие и внимание, упражнять в различении цвета, формы и величины геометрических фигур, развивать мелкую моторику пальцев рук, закреплять умения детей ориентироваться на плоскости.  

    Материал. Карточки с кривыми линиями, набор геометрических фигур разной величины и разного цвета.                                                                                                

Правила игры.

  Детям предлагаются карточки с кривыми линиями. Воспитатель выкладывает на карточку одну любую геометрическую фигуру по своему усмотрению. (Можно предложить ребёнку выбрать самому).   Потом предлагает положить рядом с этой фигурой другую так, чтобы поменялся цвет, размер и  форма. Детям, нужно определить в какой последовательности расположены фигуры и продолжить ряд.

https://i.stack.imgur.com/k3L9p.pnghttps://i.stack.imgur.com/k3L9p.png

  1. Вариант

        Дидактическая игра «Измени форму, цвет, размер»

    Цель игры. Закрепление размера, цвета, формы  геометрических фигур. Умение правильно воспринимать словесную инструкцию и учить правильно выполнять действия на слуховое восприятие.

   Задачи. Развивать внимание, мышление, слуховое восприятие, упражнять в различении цвета, формы и величины геометрических фигур, развивать мелкую моторику пальцев рук, закреплять умения детей ориентироваться на плоскости.  

    Материал. Карточки с кривыми линиями, набор геометрических фигур разной величины и разного цвета.                                                                                                

Правила игры.

  Детям предлагаются карточки с кривыми линиями. Воспитатель объясняет детям, что линия – это ниточка и  даёт детям задания на слуховое восприятие. Например.

- Положите  на ниточку пять разных геометрических фигур так, чтобы первая была треугольник, последняя квадрат.

- положи на ниточку шесть разных геометрических фигур так, чтобы третья была треугольник.

- положи на ниточку 4 геометрические фигуры одного цвета и т.д.

https://i.stack.imgur.com/k3L9p.pnghttps://i.stack.imgur.com/k3L9p.png

 https://i.stack.imgur.com/k3L9p.pnghttps://i.stack.imgur.com/k3L9p.png

       

Воспитатель МБДОУ «Малаевский детский сад «Кояшкай» Сабинского муниципального района Республики Татарстан»  - Низамиева Асия Наилевна.

Значение физкультминутки для детей дошкольного возраста

     Физкультминутка - необходимая составляющая любой образовательной деятельности в ДОУ. Веселые физкультминутки можно использовать в работе с детьми с раннего дошкольного возраста. 

    Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, используемые в перерывах, а также в процессе самого образовательной деятельности. Ценность значения физкультминуток  – смена характера деятельности и позы путем двигательной активности, снимающей утомляемость. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую, дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной системы. Физкультминутки – это весело, интересно, а главное полезно.

     Формы проведения.

     Физкультминутки проводятся сидя или стоя за столами, или в игровой форме, занимая небольшое пространство помещения, группы, зала.

     Включают в себя: общеразвивающие упражнения (3-4) для разных групп мышц, на разгибание туловища, движения рук, ног (шаги на месте) завершаются легким бегом, прыжками, подпрыгиванием (на месте). В течение 2-3 минут.

     Подвижные игры (средней подвижности, не требующие большого пространства) хороводы. Все они должны быть хорошо знакомы детям. Используются малоподвижные игры или физические упражнения познавательно – исследовательской деятельности.

     Дидактические игры с движениями хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, математикой, рисованием, лепкой, аппликацией.

    Танцевальные движения - используются между структурными частями под музыкальную запись. Могут просто сопровождаться пением.

    Выполнение упражнений под текс стихотворений.

    Отгадывание загадок не словами, а движениями. Использование различных имитационных движений: спортсменов, отдельных трудовых действий, веселых танцев (слова, картинки, загадки).

  Требования к проведению.

    Физкультминутки  проводятся на начальном этапе утомления (8-15мин) занятия (в зависимости от вида деятельности и сложности).

    Должны использоваться простые упражнения по содержанию и структуре, интересные и знакомые детям.

    Должны быть удобные для выполнения на ограниченной площади.

    Должны включаться движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов.

    Комплекс должен включать 2-4 упражнения для рук, плечевого пояса, туловища, для ног.

       Физкультминутки могут быть тематическими. Это где набор физических упражнений объединён единым сюжетом, отражающим движения спортсменов, животных, транспорта, насекомых и т.д. Они могут включать в себя игровой компонент, способствующий не только двигательному, познавательному, но и эмоциональному отдыху ребенку. Наибольшую эффективность имеют физкультминутки, когда они связаны с задачами и содержанием занятий. Так на занятиях по ФЭМП можно решать такие задачи, как: закрепление счета, знания о геометрических формах, ориентировки в пространстве. Например: хлопнуть столько раз, сколько ребенок стукнул мячом об пол, присесть на один больше увиденного числа и т.д., можно использовать стихотворный текст.

                           ******

Раз, два, три, четыре, пять.   (Хлопают  5 раз)

Можно все пересчитать.  (Ходьба с выставлением указательного пальца вперед)

Сколько в комнате углов?   (Показать на углы с поворотами туловища -4 раза)

Сколько ног у воробьев?      (Приподнимать  поочередно ноги – один, два)

Сколько пальцев на руках?   ( Считая раскрывают пальцы рук. -1,2,3,4,5)

Сколько пальцев на ногах?   (Присесть,  прикасаясь каждому пальчику, считают - 1,2,3,4,5)

Сколько в садике скамеек?  (Полуприседания   считают – 1,2,3,4)

Сколько в пятачке копеек?   ( Приподнимать пятки- 5 раз)

                     

             ******

Кто до пола достает?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счету.  

Раз, два, три, четыре, пять (Наклоны вперед 5 раз)
Давай присядем столько раз
Сколько подснежников у нас. (приседают 6 раз)
Сколько подснежников у нас,
Столько мы подпрыгнем раз  (подпрыгивают 6 раз)

                    ******

Сколько точек в этом круге,

Столько раз поднимем руки.  (поднимают руки 5 раз)

Сколько  елочек зеленых,

Столько сделаем наклонов.   (наклоны вперед 6 раз)

Приседаем столько раз,          

Сколько бабочек у нас.          (приседают 8 раз)

И прихлопнем столько раз,    

Сколько ежиков у нас.            (хлопают 9 раз)

   Воспитатель МБДОУ «Бигенеевский детский  сад «Ромашка» Сабинского муниципального района Республики Татарстан»  -  Юнусова Гульшат Василевна.

План  работы на неделю  в старшей группе

на тему: «Занимательная математика»

Цель: создание благоприятных условий для повышения качества математического развития и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

- развитие познавательной и творческой активности воспитанников;

- внедрение новых форм организации математического развития;

- обучение способам практической деятельности в области математики;

- формирование  интереса к разнообразной интеллектуальной деятельности;

- совершенствование профессиональной компетенции и профессионального мастерства педагогов через организацию и проведение различных мероприятий с воспитанниками и родителями (законными представителями) воспитанников;

- обеспечение партнерского взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам математического развития детей дошкольного возраста.

Неделя

Тема

Задачи

1

Понедельник

Открытие недели «Занимательная математика»

1.Беседа «Зачем нужна математика?»

2.Просмотр презентации «Как люди научились считать?» Познакомить детей с историей появления счета, с  разными видами счета и пересчета предметом.

3.Игра  с палочками Кюизенера. Упражнять детей в порядковом, обратном счете до 10.

4. П/ игра: «Не зевай, не ленись и по двое (трое, четверо и т. д.) становись!»

5. Лепка «Веселые цифры». Закрепить представление о начертании цифр.  Развивать мышление, мелкую моторику.

6.Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Развивать умение  считать, вступать в диалог с покупателями, продавцом.  

7. Просмотр мультфильма «Козленок,  который умел считать до 10»

2

Вторник

 "Путешествие в  страну геометрических фигур"

 1. Чтение Сытова  Н. Б. «Как геометрические фигуры город строили».  

2.Дидактическа игра «Найди похожий предмет». Уметь находить в окружении предметы, похожие на геометрические фигуры, например солнце – круглое, окно – прямоугольное и т.д.

3.Игра «Танграм»  Упражнять составлять силуэты животных  из геометрических  фигур.

4. Коллективная аппликация «Город геометрических фигур» упражнять в вырезании круга, квадрата, прямоугольника,  треугольника, овала.

«Измеряй-ка! »

1.«В гостях у профессора Измеряйкина» Закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине.

2. Конструирование из бумаги «Коврик» Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).

3.Речевые игры «Что вокруг нас дальше-ближе (шире-уже, тоньше-толще?» Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче, выше (ниже, шире (уже, толще (тоньше)

4. П/игра «Ходилки-мерилки» (измеряются различные расстояния в групповом помещении, на улице и т. д. используя индивидуальную длину шагов воспитанников)

5.Просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков»

3

Среда

4

Четверг

«Пространство и время»

1.Д/и: «Когда это бывает? »,  «Что сначала, что потом? », Закреплять навык помощью сюжетных картинок устанавливать последовательность различных событий: что было раньше? что позже?

2.Грфический диктант. Учить ориентироваться на листе бумаги

3. Игра-путешествие «Кладоискатели».  Учить ориентироваться на местности по карте и указательным знакам.

4.Чтение сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени», беседа по содержанию сказки.

5. Рассматривание иллюстраций различных видов часов

6.Д/и: «Робомышь – двигаемся правильно» Учить детей программировать робомышь. Закрепить понятия налево, вправо, вперед, назад

7. Изготовление конструкции «машины времени»  «Волшебные шестерёнки»

5

Пятница

Итоговое мероприятие «Путешествие в страну знаний»

Закрытие недели «Занимательная математика»

Закрепить умение  решать логические задачи на смекалку, активизировать мыслительную и познавательную деятельность, развивать логическое мышление, совершенствовать навыки устного счета в пределах 10. 

Закрепление представлений о сложении и вычитании, умение сравнивать предметы по цвету, форме (использовать предметные картинки)

     

Мероприятия с родителями по математическому направлению

Наименование мероприятия

Краткое содержание, темы

1.

Анкетирование

- узнать, как часто родители уделяют внимание детям по развитию математических представлений;

- определить уровень понимания родителями вопросов, связанных с математическим развитием дошкольников;

- выявить мнение родителей о работе воспитателей группы по формированию элементарных

2.

Беседы

Выяснить с кем из членов семьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании, в частности по формированию элементарных математических представлений, ненавязчиво дает рекомендации, как эффективнее знакомить детей с математическими понятиями

3.

Информация, рекомендации на информационных стендах и папках – передвижках:

- «Какие математические умения можно сформировать у ребенка во время прогулок?»,

- «Как используются игры с детьми по формированию у них умения считать?»,

- «Играем в математику»,

- «Развиваем мелкую моторику» и т.д.

4.

Консультации для родителей

1.«Значение дидактических игр в умственном развитии детей дошкольного возраста». Цель: познакомить с видами дидактических игр, методами и формами проведения.  

2.«Геометрическая прогулка». Цель: учить детей находить различные геометрические формы в окружающем мире. Развивать наблюдательность.

3.«Веселая математика дома». Цель: познакомить с простейшими приемами закрепления знаний дошкольника, полученных в детском саду. 

5.«Правое и левое. Как научить ребенка не путать стороны» Цель: формирование представлений о пространстве, о расположении предметов в пространстве.

6.«Математика в сказках» Цель: закрепить знания о количественном и порядковом счете,  размере и величине, и о пространственном отношении.

7.«Плоскостное конструирование в детском саду и дома» и т.д.

5.

Организация выставки «Удивительный мир математики»

Изготовление  дидактических игр, наглядных пособий,  лэпбуков совместно с родителями. Знакомство с их задачами и содержанием.

6.

Викторина:

 «В стране занимательной  математики»

Создание условий для повышения уровня компетенции родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников в образовательной среде «семья – детский сад».

Познакомить родителей с играми, которые можно использовать в домашних условиях.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Формирование и развитие функциональной грамотности детей дошкольного возраста

laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности детей дошкольного возраста путем ознакомления с художественной литературой, театрализацией и музыкой. Новые технологии в художественно &ndash...

Для родителей "Формирования читательской компетентности дошкольников, как условие развития функционально грамотной личности»

Читательская компетентность детей дошкольного возраста - это совокупность умений и навыков, отражающих готовность восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщен...

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений на развитие функциональной грамотности «Покупай – ка»

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений на развитие функциональной грамотности «Покупай – ка»...

Семинар–практикум для педагогов ДОУ «Формирование предпосылок развития функциональной грамотности у дошкольников»

Современный, быстро меняющемся мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых...