Постановка звуков Р, РЬ
консультация по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
г. Черногорска
МДОУ ЦРР – детский сад «Алёнка»
Постановка звуков Р, РЬ
Воспитатель группы
компенсирующей направленности
Донских Т. А.,
I квалификационная категория
Недостатки произношения звуков Р, РЬ.
Искажения - ротацизм, замены параротацизм.
Ротацизм.
- Увелярный - образуется с помощью маленького язычка.
- Велярный – вибрация мягкого нёба.
- Велярно-увелярный, то есть горловой.
- Боковой ротацизм – с призвуком «л», т.к. вибрирует один из краёв языка.
- Одноударный – кончик языка на альвеолах, но без вибрации.
- Проторный – похож на одноударный, кончик языка удерживается, но вибрации нет, образуется щель.
- Щёчное – вибрирует щека.
- Кучерское – двугубное, вибрируют сближенные губы.
- Губно-щёчное, дрожит язык верхней губой.
- Носовой.
Замены.
Чаще всего:
Согласные - «л», «ль», «в», «i».
Гласные «а», «ы».
Пропуск звука.
Упражнения для постановки звука «Р».
Длительная артикуляционная гимнастика.
- Базовые упражнения на звук «ш» с дальнейшим усложнением.
- Гармошка,
- Вкусная конфета (язык присосать и двигать по нёбу вправо-влево, вверх-вниз).
- Упражнения на активизацию языка:
- Чистить зубы снаружи и внутри,
- Посчитать зубы вправо, влево,
- «Индюк»,
- кучерское, между губами,
- сплёвывание семечек с кончика языка.
- Свёртывание языка трубочкой для укрепления краёв языка:
- Губы в улыбке, язык широкий, положить по средней линии языка палочку и пытаться поднять края, можно механически.
- Осторожно засунуть язык в бутылочку.
Развитие воздушной струи
Упражнения как и при постановке звука «Ш»:
- «Фокус»,
- вертушки,
- воздушные и мыльные шары и т.д.
Способы постановки.
- «Моторчик».
От звука «д» с ускорением, кончик языка ударяется в альвеолы, язык напряжён.
- От «тддд», при устойчивом положении языка.
Механически: зонд ставим под то место, где уздечка прикрепляется к кончику язычка.
- Если язык слабый, вялый.
- В положении лёжа, голову откинуть назад. Заводить «моторчик». Этот способ больше всего подходит для горлового ротацизма.
- Следующий этап, после механического. Заводим «моторчик» зондом и убираем, язык продолжает вибрировать, но при условии, что челюсти широко раскрыты.
- Если при постановке смыкаются челюсти
- С левой стороны (если ребёнок правша) дать закусить кончик карандаша и делать «Балалайку».
- Есть клинический способ, придавливание челюстей рукой.
Автоматизация, после этого способа постановки,
от стечения согласных: ТРА, ДРА..
затем от обратного слога: АТР, АДР…
Переход к прямому слогу
- Поставить гласный звук между согласными Т – Р: ТЫРА, ДЫРА…
- На следующем этапе, затормозить артикуляцию первого согласного, т.е. произносить его шёпотом: тЫРА, дЫРА…
5. От звука «Ж».
Произносить звук «Ж» при сильной улыбке.
6. От звука «З». При замене на гласную.
С поднятым языком. Автоматизация начинается с проторной позиции. Далее от проторного к одноударному. От одноударного к вибрации.
- Для взрослых, школьников.
От «грибка». Вдох носом, выдох ртом с силой, но язык удержать вверху. Получается глухой звук, голос добавить гласным впереди: АР, .. затем: АРА…
Может быть треск, но убирается самоконтролем. Можно автоматизировать в положении лёжа.
8.Постановка на вдохе.
Должен быть полноценный звук «с».
Длительно произносить звук «с» на выдохе, затем попросить «всосать» язык в рот. Когда язык достигнет альвеол, послышится булькающий, вибрирующий звук или похожий на одноударный. Если ускорить темп, то получится «СР», так же на «зр».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Этап постановки звука. Занятие по постановке звука Р
Постановка звука Р при дислалии...
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
Конспект индивидуального логопедического занятия по подготовке к постановке и постановке звука [C].
В копилку логопеда....
Постановка звуков.Постановка звука «Ть»
Переднеязычные : Постановка звука «Ть» ...