Постановка звуков Р, РЬ
консультация по развитию речи (старшая группа)

Постановка звуков Р, РЬ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Постановка звуков Р, РЬ49 КБ

Предварительный просмотр:

 г. Черногорска

МДОУ ЦРР – детский сад «Алёнка»

Постановка звуков Р, РЬ

Воспитатель группы

компенсирующей направленности

Донских Т. А.,

I квалификационная категория

Недостатки произношения звуков Р, РЬ.

Искажения -  ротацизм, замены параротацизм.

Ротацизм.

  1. Увелярный - образуется с помощью маленького язычка.
  2. Велярный – вибрация мягкого нёба.
  3. Велярно-увелярный, то есть горловой.
  4. Боковой ротацизм – с призвуком «л», т.к. вибрирует один из краёв языка.
  5. Одноударный – кончик языка на альвеолах, но без вибрации.
  6. Проторный – похож на одноударный, кончик языка удерживается, но вибрации нет, образуется щель.
  7. Щёчное – вибрирует щека.
  8. Кучерское – двугубное, вибрируют сближенные губы.
  9. Губно-щёчное, дрожит язык верхней губой.
  10. Носовой.

Замены.

Чаще всего:

Согласные  - «л», «ль», «в», «i».

Гласные «а», «ы».

Пропуск звука.

Упражнения для постановки звука «Р».

Длительная артикуляционная гимнастика.

  1. Базовые упражнения  на звук «ш» с дальнейшим усложнением.
  • Гармошка,
  • Вкусная конфета (язык присосать и двигать по нёбу вправо-влево, вверх-вниз).
  1. Упражнения на активизацию языка:
  • Чистить зубы снаружи и внутри,
  • Посчитать зубы вправо, влево,
  • «Индюк»,
  • кучерское, между губами,
  • сплёвывание семечек с кончика языка.
  1. Свёртывание языка трубочкой для укрепления краёв языка:
  • Губы в улыбке, язык широкий, положить по средней линии языка палочку и пытаться поднять края, можно механически.
  • Осторожно засунуть язык в бутылочку.

Развитие воздушной струи

Упражнения как и при постановке звука «Ш»:

  • «Фокус»,
  • вертушки,
  • воздушные и мыльные шары и т.д.

Способы постановки.

  1. «Моторчик». 

        От звука «д» с ускорением, кончик  языка ударяется в альвеолы, язык напряжён.

  1. От «тддд», при устойчивом положении языка.

         Механически: зонд ставим под то место, где уздечка прикрепляется к кончику язычка.

  1. Если язык слабый, вялый.
  • В положении лёжа, голову откинуть назад. Заводить «моторчик». Этот способ больше всего подходит для горлового ротацизма.
  • Следующий этап, после  механического. Заводим «моторчик» зондом и убираем, язык продолжает вибрировать, но при условии, что челюсти широко раскрыты.

  1. Если при постановке смыкаются челюсти
  • С левой стороны (если ребёнок правша) дать закусить кончик карандаша и делать «Балалайку».
  • Есть клинический способ, придавливание челюстей рукой.

Автоматизация, после этого способа постановки,

от стечения согласных: ТРА, ДРА..

затем от обратного слога: АТР, АДР…

Переход к прямому слогу

  1. Поставить гласный звук между согласными Т – Р: ТЫРА, ДЫРА…
  2. На следующем этапе, затормозить артикуляцию первого согласного, т.е. произносить его шёпотом: тЫРА, дЫРА…

5.   От звука «Ж».

        Произносить звук «Ж» при сильной улыбке.

6.  От звука «З». При замене на гласную.

       С поднятым языком. Автоматизация начинается с проторной позиции. Далее от проторного к одноударному. От одноударного к вибрации.

  1. Для взрослых, школьников.

От «грибка». Вдох носом, выдох ртом с силой, но язык удержать вверху. Получается глухой звук, голос добавить гласным впереди: АР, .. затем: АРА…

Может быть треск, но убирается самоконтролем. Можно автоматизировать в положении лёжа.

8.Постановка на вдохе.

Должен быть полноценный звук «с».

Длительно произносить звук «с» на выдохе, затем попросить «всосать» язык в рот. Когда язык достигнет альвеол, послышится булькающий, вибрирующий звук или похожий на одноударный. Если ускорить темп, то получится «СР», так же на «зр».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Постановка звуков.Постановка звука «Ть»

Переднеязычные : Постановка звука «Ть»                                          ...