«Хлеб всему голова»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Белавина Наталья Викторовна

Возрастная группа: Разновозрастная (5-7 лет)

Образовательная область: Речевое развитие

Тематическая неделя: «хлеб всему голова»

ТЕМА образовательной деятельности: «Хлеб всему голова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_no_6_hleb_vsemu_golova.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №4 структурное подразделение муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 г. Маркса Саратовской области.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 6

 ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Возрастная группа: Разновозрастная (5-7 лет)

Образовательная область: Речевое развитие

Тематическая неделя: «хлеб всему голова»

ТЕМА образовательной деятельности: «Хлеб всему голова»

Перечень форм и методов образовательной деятельности: - методы: игровой, словесный, наглядный; приёмы: рассматривание, вопросы, поощрение, художественное слово, обсуждение

Цель образовательной деятельности: Создать условия для  

Задачи образовательной деятельности:

Образовательные

 Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания. Познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий. Закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола.

Развивающие

 Обогащать словарь детей существительными- названиями профессий. Побуждать связному монологическому высказыванию, развивать слуховое внимание. Развивать грамматический строй речи (образованию родственных слов к слову «хлеб»)

Воспитательные

 Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о хлебе, разучивание пословиц и поговорок, разучивание стихотворений и загадок,  

Используемые материал: телевизор, ноутбук, презентация

Планируемые результаты НОД:

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное», «Речевое развитие»

Этапы\

продолжительность

Задачи этапа

Содержание СД

Педагог

воспитанники

1.Вводная часть

Орг. момент-

Минут

Привлечение внимания детей с помощью приветствия.

 Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Повторяют за воспитателем

2.Проблемная ситуация

Минут

Создать проблемную ситуацию.

 Воспитатель загадывает загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

 Ответы детей

3.Основная часть

Минут

Закрепить знания детей о  хлебе

Сегодня мы с вами поговорим о хлебе. Какие хлебобулочные изделия вы знаете? (хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, торт и др.)

Слайды № 2-11.

2. Рассказ воспитателя.

Такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда – то человек пробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными.

Слайд № 12.

Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным, как сегодня.

Слайд № 13

Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользовался почетом и уважением. Гостя на Руси всегда встречали хлебом и солью.

Слайд № 14

 

4. Восприятие и усвоение нового или расширение имеющихся представлений

минут

 Пословицы о хлебе.

- «Хлеб- всему голова»;

- «Худой обед, коли хлеба нет»;

- «Будет хлеб- будет и обед»;

- «Хлеб на столе, так и стол- престол, а хлеба ни куска, то и стол- доска»;

- «Без хлеба куска везде тоска»;

- «Не красна изба углами, а красна пирогами».

4.Какой бывает хлеб?

До наших дней сохранилась традиция встречать молодоженов с караваем. Главным участником свадьбы выступал большой круглый каравай. Чем больше каравай, тем счастливее будут жить молодожены.

 Слайд № 15,16

Название «печенье» происходит от голландского слова «коекже», означающее малой или пирожок. Обычай выпекать большие печеньки или коржики в виде человечков, звездочек и фигурок животных появился давно и связан с традицией колядования.

 Слайд № 17

У калача своеобразный внешний вид, благодаря которому его легко выделить среди других сортов белого хлеба. Он похож на замок с круглой дужкой. Многие горожане покупали калачи на улице и там же ели, держась за ручку.

 Слайд № 18

Раньше хлеб пекли ржаной (черный). Люди говорили: «Ржаной хлебушко- калачу дедушка». О хлебе сложено много песен, пословиц и поговорок. Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно.

Вот он- хлебушко душистый.

Вот он- теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол-

Он пожаловал, пришел.

В нем- здоровье, наша сила,

В нем- чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

(В.Орлов)

Слайд № 19

 

Ответы детей

 5. Динамическая пауза

минут

Сменить вид деятельности.

 Физминутка.  

Мы печем пшеничные

Пироги отличные. («Пекут пироги»)

Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные? (Разводят руки в стороны, пожимают плечами)

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора. (Поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)

И другие, все, кто может.

Пусть приходят с ними тоже. (Делают манящие движения руками

Повторяют за воспитателем.

6. Практическая работа

Минут

 

 Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае.

Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая.

Слайд № 21.

А весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды. Слайд № 22.

Агрономы размечают поля под посевы. Слайд № 23.

Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном.

Слайд №24,25,26.

Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето.

Слайд № 27.

Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. Новые заботы у хлебороба- как бы не сломились колосья и не полегли. Слайд № 28.

С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая.

Слайд № 29.

 Упустишь время- осыплется зерно, пропадет урожай.

От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы.

Там оно может храниться долго. Слайд № 30.

На элеваторе зерно перерабатывают. Слайд № 31.

Получается мука. Слайд № 32.

Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом.

Слайд № 33.

Руки человека.

Склонила тяжелую голову рожь.

Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле, что была моим домом,

И сильным рукам, моим старым знакомым!

 

7. Заключительная часть

Рефлексия

Минут

Подвести итоги НОД

 Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного, проследили весь путь хлеба от поля до стола. - Люди каких профессий участвуют в этом длинном пути колоска от поля до стола?

(Тракторист, агроном, комбайнер, шофер, грузчик, мельник, пекарь, кондитер, продавец и т. д.)

А теперь еще раз проследите этот путь.

Дети читают стихотворения- воспитатель показывает слайды. Слайды № 21- 33.

Снег растает в поле чистом, схлынет талая вода-

Побежит за трактористом к синей речке борозда.

Выйдут сеялки потом- засевать поля зерном.

И черны, как из печи, провожают их грачи.

Слышен летом до заката гул комбайнов у реки.

И везут на элеватор урожай грузовики.

 

По дорожкам пыль клубится- едет в кузове пшеница,

Кукуруза едет, рожь…Урожай у нас хорош!

Убран хлеб, и тихо стало. Мелят мельницы зерно.

Поле- полюшко устало. И под снегом спит оно.

Ответы детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе

Цель: Продолжать расширять знания  детей  о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди  каких профессий помогают  хлеборобам; какие  орудия и машины используются при...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"

Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....