Метод сторителлинга в подготовительной группе, как часть занятия по развитию речи
занимательные факты по развитию речи (подготовительная группа)

Вишнёва Жанна Викторовна

Технологию "Сторителлинг можно применять совместно с нетрадиционными приёмами лепки. рисования ,конструирования. для визуализации историй можно использовать конверт- доску. При объяснении материала можно изменять содержание, дополнять изображение на доске различными элементами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.docx90.49 КБ

Предварительный просмотр:

Метод сторителлинга в подготовительной группе, как часть занятия по познавательному развитию .

Как построить образовательную деятельность

Я., как педагог,применяю эту технологию совместно с нетрадиционными приемами рисования, лепки, конструирования в ходе интерактивных игр с детьми. Для визуализации историй использую конверт-доску.

Конверт-доска (от англ. сonvert – преобразовывать) – плоскостное изображение с помощью пластилина и ДВП на определенную тему. Она может использоваться на познавательных занятиях, в изобразительной деятельности. Благодаря такой технологии в процессе совместной работы с детьми или при объяснении материала педагог может изменять содержание, дополнять изображение на доске различными элементами или удалять их с помощью стеки.

Рассмотрим организацию непрерывной образовательной деятельности с использованием метода сторителлинга и конверт-доски на примере занятия в подготовительной группе на тему «Какого цвета море».

Организационный момент – начало занятия. Он может быть представлен несколькими вариантами. Предлагаю исходную проблемную ситуацию, чтобы заинтересовать детей принять участие в образовательной деятельности. Например, включаю аудиозапись «Шум моря», показываю репродукции картин И. К. Айвазовского и задает детям вопрос: «Какого цвета может быть море и почему его цвет меняется?»

Или предлагаю детям игры и упражнения для организации их внимания. Например, прослушать стихотворение Г. Поженяна «Есть у моря свои законы…" и назвать цвета, упоминаемые в стихотворении.

Перед началом занятия с детьми провожу дыхательную гимнастику, перестроение в круг, по парам, что позволяет переключить дошкольников с одного вида деятельности на другой.

Основная часть. Сама включаюсь в деятельность как партнер, используя методы, которые стимулируют интерес детей: проект «Морские приключения», реализуемый в группе, выставку «Морские пейзажи».

Рабочее пространство организую таким образом, чтобы воспитанники могли общаться, перемещаться, поощряю высказывания, поддерживаю необычные идеи. В ходе взаимодействия с детьми создаю ситуации для обозначения цели и задач деятельности, намечаю задачу для совместного выполнения, предлагаю способы, как ее решить.

В процессе создания картины на конверт-доске педагог обращаю внимание воспитанников на работу сверстников, поощряю содержательное общение, провоцирую взаимные оценки, обсуждение возникающих вопросов. Чтобы избежать переутомления детей, использую физкультминутки, пальчиковые игры и др.

Заключительная часть. Прошу дошкольников привести в порядок рабочее место. Затем ставлю картину на всеобщее обозрение и делюсь с детьми впечатлениями от занятия. Спрашиваю, что они чувствовали, что им понравилось или не понравилось, что больше всего запомнилось.Сстимулирую дошкольников давать развернутые ответы, повторяю их высказывания.

После того как воспитанники прослушают интересную историю, поучаствуют в ее «экранизации» с помощью пластилинового театра на конверт-доске, они начинают больше доверять воспитателю, лучше общаться с другими детьми, их проще мотивировать на положительные дела и поступки. А главное – информацию, которую хотел донести педагог, дети запоминают без усилий.

Приложение

Схема НОД с использованием метода сторителлинга и конверт-доски в подготовительной группе на тему «Какого цвета море»

Цель – познакомить детей со способами изображения моря средствами пластилинографии конверт-доски.

Задачи:

  • побудить детей к созданию морского пейзажа с помощью пластилинографии;
  • продолжать обучать приемам получения дополнительных цветов с помощью пластилинографии;
  • развивать образное восприятие цвета, мелкую моторику рук, самостоятельность в процессе работы с конверт-доской;
  • способствовать формированию чувства единения с природой средствами изобразительного искусства, поэзии и музыки;
  • познакомить с творчеством художника-мариниста И. К. Айвазовского.

Оборудование: репродукции картин И. К. Айвазовского; фотографии с изображением моря в разные моменты (штиль, шторм, буря и т. д.); аудиозапись «Звуки моря»; пластилин; восковой картон; стеки; слайды с морскими пейзажами с помощью пластилина; экран.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Организационный момент

Дети входят в изостудию и рассаживаются на стулья по кругу напротив доски

Педагог эмоционально настраивается на занятие

Слушают историю, отвечают на вопросы педагога,
высказывают свои мысли

Педагог начинает рассказывать историю: «Сегодня со мной случилась удивительная вещь. Я обнаружила у себя на столе морскую раковину. Моя сестра приходила в гости и оставила мне в подарок раковину. Она привезла мне ее с моря. Как же я обрадовалась! Вы знаете, что если приложить раковину к уху, то можно услышать шум моря. Как я люблю этот шум: волны набегают, а затем убегают от берега, набегают и убегают от берега (интонирует, понижая тембр голоса). Жаль, что я забыла раковину дома. Но я могу дать вам послушать запись этих звуков»

Дети слушают аудиозапись и стихотворение

Педагог включает аудиозапись «Шум моря», комментирует ее: «Вы слышите? Как мне нравятся эти звуки! А вам? Я вижу эти волны, набегающие на берег, убегающие от него. Послушайте, как описал море в своем стихотворении Григорий Поженян “Есть у моря свои законы…”»

Педагог читает строки стихотворения с описанием цвета моря

Дети называют цвета морской воды

Педагог: «Вам понравилось? А каким видите море вы? Каким цветом могут быть волны? Для меня море всегда разное – то темное, то светлое. Цвет морской воды зависит от времени суток, от того, как светит солнце, от уровня глубины»

Дети подходят к мольбертам, рассматривают репродукции, выполняют задание педагога: находят картину по настроению, по состоянию

Педагог предлагает детям подойти к мольберту и рассмотреть репродукции картин И. К. Айвазовского.

Задает вопросы: «На какой из репродукций изображено холодное море? Почему вы так решили? А на какой репродукции теплое море? Тихое, спокойное и бурное? Глубокое? Вечернее? Ночное?»

Основная часть

Дети смешивают кусочки пластилина разных цветов, помещают их на палитру, называют полученные цвета, сами придумывают названия оттенков. Повторяют движения и слова за педагогом, пытаясь изобразить необычный цвет

Педагог: «У нас в руках волшебный пластилин и с его помощью можно нарисовать любой оттенок моря. Попробуем? Сначала смешаем два цвета. Здорово, вот это цвет! Как бы вы его назвали? А я бы назвала барбариска. Да, как конфетку, он такой же прохладный. А что будет, если смешать три цвета? Смешать зеленый, красный и желтый пластилин? Синий и зеленый?»

Педагог стимулирует каждого ребенкапридумывать необычные названия цвета моря, просит повторить названия, которые придумали другие дети. Обсуждает с детьми идеи по смешиванию цветов, поощряет независимые суждения, предлагает при необходимости свою версию.

Педагог: «Как можно назвать оттенок, смешанный из зеленого, синего и белого пластилина? Какие необычные у вас названия цветов. Все цвета, которые мы с вами получим, смешивая разные цвета пластилина, расположим на палитре. У нас получилась „палитра моря“. Этими цветами можно нарисовать море в любом состоянии: волнующееся и спокойное, теплое и холодное, прохладное и тихое. Как многообразна его палитра»

Дети играют в игру
«Море волнуется раз…»

Педагог: «А мы с вами тоже можем изобразить море в движении. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Раз, два, три – море оживи!»

Проводит физкультминутку «Море волнуется раз…». Поощряет детей называть в игре и изображать необычные цвета моря, которые они сами придумали

Дети подходят к мольбертам, повторно рассматривают фото, репродукции, высказывают свое мнение, что понравилось больше, почему

После игры педагог предлагает детям снова подойти к выставленным на мольбертах картинам. Стимулирует детей высказывать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Педагог: «Смотрите, какие разные изображения моря у нас есть, это и фото и рисунки. Нравятся вам эти фотографии и репродукции картин?»

Дети, отвечают на вопросы педагога, сравнивают факты, устанавливают связи между ними

Педагог: «А вы знаете, как называют художников, которые рисуют море? Их называют маринистами. Вам знакомо такое имя – Марина. Марина в переводе значит „морская“. Поэтому художников, рисующих море, называют маринисты, или „рисующие море“».

Просит нескольких детей повторить словосочетание «художники-маринисты».

Педагог: «Художник И. К. Айвазовский был маринистом. Если мы с вами создали палитру моря, то мы тоже художники-маринисты, и сейчас мы будет рисовать на необычной доске»

Дети слушают рассказ педагога, отвечают на его вопросы. Лепят из пластилина героев, детали истории, которую рассказывает педагог, прикрепляют их на экран. При этом свободно общаются и перемещаются во время занятия, чтобы взять нужный инструмент, материал

Педагог вносит конверт-доску, на которой изображен морской пейзаж в технике пластилинографии.

Педагог: «Посмотрите, какой морской пейзаж выполнила я из пластилина! Вы, как художники, сможете дополнить мой пейзаж. Что мы с вами видели на картинах художников-маринистов? (Ракушек, рыб, птиц, корабли и т. д.) Что мы будем изображать белым цветом? (Волны, чаек.) А темно-синим цветом? (Кита, дельфинов, камни.) А ракушки каким будут цветом? (Розовым, бежевым.)»

Педагог рассаживает детей за столами, следит за их осанкой, расположением материалов, напоминает правила работы с пластилином. Затем рассказывает историю. По ходу сюжета лепит детали истории из пластилина и помогает детям дополнить картину разными персонажами морского пейзажа.

Педагог: «Однажды к берегу моря приплыл большой кит (прикрепляет на конверт-доску фигуру кита), но на берегу никого не было. Тих и печален был берег. Никто не вышел ему навстречу: ни маленький краб, ни чайки. Грустно и одиноко было киту. Представляете: такой большой кит в огромном море и такой одинокий. Но вот на берегу прямо под камешком (крепит камешек) появился маленький краб. – Привет, большой кит, как ты там, в море? – Одиноко! – Привет, большой кит, – закричали чайки, кружась над китом, – как там в море? – Просторно! – Привет, большой кит, – сказала маленькая птичка, – как там, в море? – Тепло и уютно!»

Педагог следит за работой детей, стимулирует их дополнять картину различными элементами, создавать своих героев, смотрит, чтобы не было повторов.

Педагог: «Наконец-то кит почувствовал себя уютно и тепло. Сколько друзей появилось у большого кита, всем нашлось место на берегу: и маленькому крабу, и улитке (называет персонажи, которые дети выполнили и прикрепили к конверт-доске). Берег уже не был пустынным, радостно кричали в небе чайки, краб цокал по камешкам своими клешнями, маленькая улитка с восторгом смотрела на большого кита. У большого кита теперь много друзей. Давайте тоже скажем киту: – Привет! Привет, большой кит! Как ты там, в море?»

Заключительная часть

Дети рассматривают совместно выполненную картину, обсуждают работу, задают друг другу вопросы. Прогнозируют результат работы, оценивают действия свои и других детей, дают развернутые ответы на вопрос педагога

Педагог просит детей привести в порядок рабочее место, размещает картину на подставке. Обращает внимание на тех воспитанников, которые не смогли повторить в первый раз название «художники-маринисты», и просит их повторить снова.

Педагог: «Вам понравилась история про большого кита и его друзей? А что вам понравилось больше всего?»

Поощряет развернутые ответы детей, повторяет их высказывания. Задает вопрос: «Как вы думаете, что можно еще нарисовать из пластилина?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «МОЯ СЕМЬЯ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ, ПОЗНАНИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.

НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «МОЯ СЕМЬЯ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ, ПОЗНАНИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО...

Беседа с детьми подготовительной группы с ТНР «Наш город». Развитие речи.

Цель: Закрепление знаний детей о родном городе.Задачи:- Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме "Город".- Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам родного г...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе №3 «Совместная деятельность по развитию речи детей средствами устного народного творчества»

Задачи:- воспитывать положительное отношение к труду взрослых-мастерам-умельцам («труд», «социализация»);- воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству («Социализация»);-  пр...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы. Воспитатель: Смирнова М. Б., апрель 2020 г....

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Опыт работы «Методы и приемы формирования метапредметных результатов на занятиях по развитию речи и обучению грамоте»

Метапредметность – это универсальная деятельность, которая является «надпредметной». Предметная - это любая деятельность с предметом Метапредметный подход обеспечивает переход о...

Метод сторителлинга в подготовительной группе, как интерактивный метод развития связной речи.

Сторителлинг – это повествование мифов, сказок, притч, былин. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных), так и о реальных (детях груп...