Звуковая культура речи: дифференциация звуков с - ц
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Закрепить правильное произношение звуков с- ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуком с- ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной грамотностью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц
Цель: Закрепить правильное произношение звуков с- ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуком с- ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной грамотностью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой.
Ход занятия:
Воспитатель:
Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в воду глядится.
Чистой водицы синица напьётся-
Славно сегодня звенится - поётся.
Ребята, какой одинаковый звук слышится в этой скороговорке.
Дети: звук «С».
Воспитатель: Правильно, звук «С» похож на то, как воздух выходит из насоса, когда накачиваем колесо самоката: «С-С-С». Давайте мы с вами тоже попробуем накачать колесо самоката и покажем, как работает насос: «С-С-С». Руки поднимаем вверх, производим движения руками вверх-вниз.
Кто услышал ещё один повторяющийся звук? Какой?
Дети: звук «Ц»
Воспитатель: верно. Звук «Ц» похож на то, как девочка просит детей не шуметь, пока спит мама: «Ц! Ц! Ц! Тихо! Не шумите!» (Звук произносится отрывисто.)Попробуем?
Дети: «Ц-ц-ц-ц»
Воспитатель: предлагаю поиграть. Если вы услышите звук «С», делайте руками движения, изображая работу насоса (показывает). А если услышите звук «Ц», то приложите указательный палец к губам (показывает).
Затем воспитатель произносит то один звук, то другой, прикрывая губы листком бумаги. Сначала задание выполняется детьми совместно, потом дифференцированно: только девочками (мальчики контролируют).
Воспитатель: эти звуки встречаются во многих словах. Скажите, какой звук слышится в слове- солнышко, цыплёнок, сом, оконце, цапля, ослик, цирк, огурец.
Затем дети сами называют слова сначала с одним звуком, потом с другим звуком. С -( слон, синий , снегирь, сорока, сырок,лоток,листок,стол,стрекоза,,сосулька , сон, слива, солнце, сын, санки, сила, стол, стул, стекло, стена, страница, барсук, класс)
Ц- поцелуй, птица, , целый цирк ,огурец, оконце , огурец, яйцо, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл, цапля, цыплёнок, цифра, циферблат, царь, цирк, скворец, конец, образец.
Воспитатель:
послушайте стихотворение
Ранним утром солнце встало,
Поднялось и запылало.
Всё уснувшее проснулось,
Отряхнулось, встрепенулось;
Над кустом взлетела птица.
Над цветком пчела кружится.
Понравилось вам это стихотворение? Послушайте его ещё раз. (читает ещё раз). Помогите мне рассказать начало (первые две строчки)
Педагог выставляет на доске 3 одинаковые одноцветные пирамидки.
Воспитатель: в этом отрывке есть три слова со звуком «С». (читает начало стихотворения ещё раз).
Дети: солнце, встало, поднялось.
Воспитатель: В каком из этих слов есть оба звука – и «С» и «Ц».
Дети: солнце.
За правильный ответ, на доске выставляется двухцветная пирамидка.
Восптитатель читает последние строчки стихотворения:
«Над кустом взлетела птица.
«Над цветком пчела кружится.»
Воспитатель: назовите в этих строчках слова со звуком «Ц»
Дети: птица, цветком
А сейчас попробуйте определить во фразе ударные слова (читает строки, меняя логическое ударение).
Всё уснувшее проснулось.
Всё уснувшее проснулось.
Всё уснувшее проснулось.
Дети называют ударные слова (подчёркнуты в тексте).
Физкультминутка:
Птице-синице на месте не сидится: (машут руками как крыльями)
Скачет по веткам, напьётся водицы - (прыжки на двух ногах, наклоны туловища вперёд)
Вот непоседа птица-синица. (машут руками как крыльями)
Воспитатель:
Жили-были три цыплёнка: Цып, Цып-цып и Цып-цып-цып -рассказывает воспитатель и просит повторить клички цыплят. Давайте поиграем. Я буду медленно произносить: »Жили-были три цыпленка».А вы продолжайте:»Цып, Цып-цып,цып-цып-цып».
Затем я проговорю свои слова в более быстром темпе, а вы в таком же темпе произнесете имена цыплят.
Воспитатель: Сейчас я прошу вас сесть за столы. Перед вами контейнеры, в которых вы увидите разные картинки. Вас я попрошу найти картинки изображающие слова со звуком с и найти картинки изображающие слова со звуком ц.
Самостоятельная групповая работа. Совместная с воспитателем проверка.
Игра «Чудесный мешочек».
- А теперь поиграем в игру «Чудесный мешочек». У меня в мешочке разные предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать и сказать, какой звук – с или ц - слышится в слове.
(Огурец, яйцо, стул, перец, краски, часы, курица и др.)
Продолжи предложение.
- Ребята, сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду. В этом слове обязательно есть звук с или ц.
Вы доскажете его сами.
К нам в оконце светит… солнце
Слышу, лиса, про твои…чудеса.
На болоте живёт длинноногая…цапля.
На лужайке прыгают длинноухие…зайцы.
У машины четыре…колеса.
Скороговорки.
- Послушайте и повторите скороговорку:
Из соседнего колодца целый день водица льётся.
- По одному (2-3 человека)
- Давайте повторим хором.
- Громко.
- Тихо.
Скворцы и синицы – весёлые птицы.
- По одному (2-3 человека)
- Давайте повторим хором.
- Громко.
- Тихо
Физкультминутка.
Мы идём в осенний лес. (Дети выполняют движения по тексту)
Мы идём в осенний лес
Много в это время года
В том лесу чудес!
По тропинке мы шагаем –
Выше ноги поднимаем!
По листочкам – на носочках,
По кочкам – на пятках.
К солнцу руки протянули,
На пушиночку подули,
Листья пёстрые мелькают,
Словно бабочки летают,
И на землю опадают
Загадки.
1)Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос. (Слон)
- С какого звука начинается слово «слон»? (с)
- А теперь произнесите звук с протяжно. На что похоже? (на звук сдувающегося шарика)
- Давайте покажем: вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук с.
- А теперь послушайте другую загадку:
2) На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
- С какого звука начинается слово «цапля»? (ц)
- Попробуйте громко произнести звук ц. (Произносят)
- На что похож этот звук? (Как стрекочет кузнечик)
- Давайте все пострекочем, как кузнечики.
Игра «Слушай – и не ошибись!»
- Вы хорошо слышите и различаете звуки с и ц. А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах. На звук с – хлопают в ладоши девочки, на звук ц – топают ногами мальчики.
(Собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, усы, лицо, борец)
А сейчас последнее задание , графическое со звуками С и Ц.
Воспитатель рассказывает, что надо делать( стрелочкой показать слова со звуками с и ц).
Педагог просит детей отгадать загадку, в которой тоже есть слова со звуком С.
Без крыльев летят, Без ног спешат, Без паруса плывут. (Облака)
Воспитатель предлагает детям запомнить загадку, чтобы загадать ее родителям, друзьям.
Подведение итогов:
Воспитатель: скажите, какие звуки мы сегодня учились различать?.
- Что вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-357396-1439915630.jpg)
Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/20/picture-755567-1487604961.jpg)
Презентация к занятию Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Р_Л. "Путешествие по сказочной стране звуков"
Занятие по развитию речи для детей старшего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/01/picture-400496-1393652811.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»
Кноспект занятия в разновозрастной группе 4-7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/29/picture-1063432-1538245067.jpg)
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-194657-1359838677.jpg)
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/27/picture-558312-1664292412.jpg)
Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"
Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...