Звуковая культура речи: дифференциация звуков с - ц
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Эльвира Жанбырбаевна Иванова

Цель: Закрепить правильное произношение звуков с- ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуком с- ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной грамотностью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gerbova_rr.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц

Цель: Закрепить правильное произношение звуков с- ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуком с- ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной грамотностью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой. 

Ход занятия:

Воспитатель:

Солнце садится, струится водица,

Птица-синица в воду глядится.

Чистой водицы синица напьётся-

Славно сегодня звенится - поётся.

Ребята, какой одинаковый звук слышится в этой скороговорке.

Детизвук «С».

Воспитатель: Правильно, звук «С» похож на то, как воздух выходит из насоса, когда накачиваем колесо самоката«С-С-С». Давайте мы с вами тоже попробуем накачать колесо самоката и покажем, как работает насос«С-С-С». Руки поднимаем вверх, производим движения руками вверх-вниз.

Кто услышал ещё один повторяющийся звук? Какой?

Детизвук «Ц»

Воспитатель: верно. Звук «Ц» похож на то, как девочка просит детей не шуметь, пока спит мама«Ц! Ц! Ц! Тихо! Не шумите!» (Звук произносится отрывисто.)Попробуем?

Дети«Ц-ц-ц-ц»

Воспитатель: предлагаю поиграть. Если вы услышите звук «С», делайте руками движения, изображая работу насоса (показывает). А если услышите звук «Ц», то приложите указательный палец к губам (показывает).

Затем воспитатель произносит то один звук, то другой, прикрывая губы листком бумаги. Сначала задание выполняется детьми совместно, потом дифференцированно: только девочками (мальчики контролируют).

Воспитатель: эти звуки встречаются во многих словах. Скажите, какой звук слышится в слове-  солнышко, цыплёнок, сом, оконце, цапляослик, цирк, огурец.

Затем дети сами называют слова сначала с одним звуком, потом с другим звукомС -( слон, синий , снегирь, сорока, сырок,лоток,листок,стол,стрекоза,,сосулька , сон, слива, солнце, сын, санки, сила, стол, стул, стекло, стена, страница, барсук, класс)

Ц- поцелуй, птица, , целый цирк ,огурец, оконце , огурец, яйцо,  стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл, цапля, цыплёнок, цифра, циферблат,  царь, цирк, скворец, конец, образец.

Воспитатель:

 послушайте стихотворение

Ранним утром солнце встало,

Поднялось и запылало.

Всё уснувшее проснулось,

Отряхнулось, встрепенулось;

Над кустом взлетела птица.

Над цветком пчела кружится.

Понравилось вам это стихотворение? Послушайте его ещё раз. (читает ещё раз). Помогите мне рассказать начало (первые две строчки)

Педагог выставляет на доске 3 одинаковые одноцветные пирамидки.

Воспитатель: в этом отрывке есть три слова со звуком «С»(читает начало стихотворения ещё раз).

Детисолнце, встало, поднялось.

Воспитатель: В каком из этих слов есть оба звука – и «С» и «Ц».

Детисолнце.

За правильный ответ, на доске выставляется двухцветная пирамидка.

Восптитатель читает последние строчки стихотворения:

 «Над кустом взлетела птица.

«Над цветком пчела кружится.»

Воспитатель: назовите в этих строчках слова со звуком «Ц»

Детиптица, цветком

А сейчас попробуйте определить во фразе ударные слова (читает строки, меняя логическое ударение).

Всё уснувшее проснулось.

Всё уснувшее проснулось.

Всё уснувшее проснулось.

Дети называют ударные слова (подчёркнуты в тексте).

Физкультминутка:

Птице-синице на месте не сидится(машут руками как крыльями)

Скачет по веткам, напьётся водицы - (прыжки на двух ногах, наклоны туловища вперёд)

Вот непоседа птица-синица. (машут руками как крыльями)

Воспитатель:

 Жили-были три цыплёнка: Цып, Цып-цып и Цып-цып-цып   -рассказывает воспитатель и просит повторить клички цыплят. Давайте поиграем. Я буду медленно произносить: »Жили-были три цыпленка».А вы продолжайте:»Цып, Цып-цып,цып-цып-цып».

 Затем я проговорю свои слова в более быстром темпе, а вы в таком же темпе произнесете имена цыплят.

Воспитатель: Сейчас я прошу вас сесть за столы. Перед вами контейнеры, в которых вы увидите разные картинки. Вас я попрошу найти картинки изображающие слова со звуком с и  найти картинки изображающие слова со звуком ц.

Самостоятельная групповая работа. Совместная с воспитателем проверка.

Игра «Чудесный мешочек».

- А теперь поиграем в игру «Чудесный мешочек». У меня в мешочке разные предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать и сказать, какой звук – с или ц - слышится в слове.

(Огурец, яйцо,  стул, перец, краски, часы, курица и др.)

 Продолжи предложение.

- Ребята, сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду. В этом слове обязательно есть звук с или ц.

 

Вы доскажете его сами.

К нам в оконце светит… солнце

Слышу, лиса, про твои…чудеса.

На болоте живёт длинноногая…цапля.

На лужайке прыгают длинноухие…зайцы.

У машины четыре…колеса.

 Скороговорки.

- Послушайте и повторите скороговорку:

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

- По одному (2-3 человека)

- Давайте повторим хором.

- Громко.

- Тихо.

Скворцы и синицы – весёлые птицы.

- По одному (2-3 человека)

- Давайте повторим хором.

- Громко.

- Тихо

Физкультминутка.

Мы идём в осенний лес. (Дети выполняют движения по тексту)

Мы идём в осенний лес

Много в это время года

В том лесу чудес!

По тропинке мы шагаем –

Выше ноги поднимаем!

По листочкам – на носочках,

По кочкам – на пятках.

К солнцу руки протянули,

На пушиночку подули,

Листья пёстрые мелькают,

Словно бабочки летают,

И на землю опадают

Загадки.

1)Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон)

- С какого звука начинается слово «слон»(с)

- А теперь произнесите звук с протяжно. На что похоже? (на звук сдувающегося шарика)

- Давайте покажем: вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук с.

- А теперь послушайте другую загадку:

2) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

- С какого звука начинается слово «цапля»(ц)

- Попробуйте громко произнести звук ц(Произносят)

- На что похож этот звук(Как стрекочет кузнечик)

- Давайте все пострекочем, как кузнечики.

Игра «Слушай – и не ошибись!»

- Вы хорошо слышите и различаете звуки с и ц. А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах. На звук с – хлопают в ладоши девочки, на звук ц – топают ногами мальчики.

(Собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, усы, лицо, борец)

 А сейчас последнее задание , графическое со звуками С и Ц.

Воспитатель рассказывает, что надо делать( стрелочкой показать слова со звуками с и ц).

Педагог просит детей отгадать загадку, в которой тоже есть слова со звуком  С.

 Без крыльев летят, Без ног спешат, Без паруса плывут. (Облака)

Воспитатель предлагает детям запомнить загадку, чтобы загадать ее родителям, друзьям. 

 Подведение итогов:

 Воспитатель: скажите, какие звуки мы сегодня учились различать?.

- Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с

Звуковая культура речи: дифференциация звуков  з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков  з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...