Статья : «Актуальность использования альтернативной или дополнительной коммуникации (АДК) с детьми с ТМНР»
статья по развитию речи
Коммуникация - это процесс установления и поддержания контакта между людьми, включающий в себя обмен вербальной и невербальной информацией. Хотя традиционно считается, что общение базируется на речи, факт остается, что мы также обмениваемся информацией невербально.
В результате исследований ученых было установлено, что примерно 70% обмена информацией в процессе общения осуществляется через невербальные коммуникативные каналы. Это включает взгляды, мимику, жесты и шаблоны поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalacheva_statya.docx | 290.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Актуальность использования альтернативной или дополнительной коммуникации (АДК) с детьми с ТМНР»
Коммуникация - это процесс установления и поддержания контакта между людьми, включающий в себя обмен вербальной и невербальной информацией. Хотя традиционно считается, что общение базируется на речи, факт остается, что мы также обмениваемся информацией невербально.
В результате исследований ученых было установлено, что примерно 70% обмена информацией в процессе общения осуществляется через невербальные коммуникативные каналы. Это включает взгляды, мимику, жесты и шаблоны поведения.
Таким образом, при общении с другими людьми необходимо учитывать не только их слова, но и невербальные сигналы, такие как взгляды, мимика и жесты, которые могут передавать нам информацию, противоположную тому, что они нам говорят. Это позволяет нам лучше понять мысли и эмоции нашего собеседника и соответствующим образом реагировать на их высказывания.
Дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью могут иметь выраженные интеллектуальные нарушения и часто сталкиваются с различными соматическими заболеваниями. Часть детей с такими проблемами страдает также от других нарушений развития, что называется тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). Различные нарушения влияют на развитие ребенка в совокупности, создавая сложные сочетания проблем. Возрастные параметры не могут быть использованными для оценки психофизического развития детей с ТМНР.
Органическое поражение центральной нервной системы часто является причиной сочетания нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения и коммуникации. Коммуникация является основным компонентом эмоционального развития детей с ТМНР и способствует их познанию окружающего мира. Однако, многие дети с ТМНР имеют задержку речи или полностью ее отсутствие.
Поэтому, для коммуникации детей с ТМНР требуется использование альтернативной коммуникации, которая предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, фотографии, пиктограммы, жесты). Альтернативная коммуникация является ключевым средством развития коммуникативных навыков ребенка, помогая ему не только в выстраивании отношений с окружающими, но и являясь основным инструментом в процессе обучения и воспитания.
Для детей с ТМНР подобное обучение должно начинаться с самых элементарных форм, включая доречевую коммуникацию и включать целенаправленное обучение альтернативным формам невербальной коммуникации. Основными направлениями коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его везде.
Цели использования альтернативной коммуникации:
1. Создание для каждого ребенка с ТМНР личной функционирующей системы коммуникации.
2. Стимулирование у детей желания устанавливать и развивать коммуникативные навыки с помощью вербальных и невербальных средств (предметные, графические, манипулятивные символы, а также сигналы тела).
3. Развитие навыков, чтобы ребенок самостоятельно и понятно доносил важную информацию окружающим при общении.
Во время обучения выполняются следующие основные задачи:
1. Развитие навыков выражения потребностей, предпочтений и желаний с помощью средств альтернативной коммуникации, таких как мануальные и графические символы.
2. Создание условий для формирования и развития речевого внимания.
3. Обогащение опыта ребенка при использовании речевых средств и мануальных и графических символов.
4. Стимулирование способности аккумулировать и применять навыки коммуникативного взаимодействия.
5. Развитие и обогащение коммуникативных компетенций.
6. Создание условий для пробуждения речевой и эмоционально-личностной активности детей.
При обучении рекомендуется использовать разнообразные методы, такие как упражнения, игры, индивидуальные занятия и тренинги, которые способствуют освоению доступных средств невербальной коммуникации, например, взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения и знаковой системы.
Система работы с таблицей букв, карточками с напечатанными словами, наборами букв, цифр, как средства коммуникации, позволяет ребенку развивать навыки чтения и письма. Также рекомендуется составление коммуникативных таблиц, расписаний и коммуникативных книг, которые помогут ребенку улучшить навыки общения и развить речевую активность.
При проведении занятия с ребенком важно учитывать следующие аспекты:
1. Внимание ребенка к себе и окружению: Ребенок должен понимать, что к нему что-то происходит и осознавать присутствие другого человека. Это включает в себя восприятие тактильных, зрительных и слуховых стимулов.
2. Взаимодействие с другими людьми: Ребенок должен реагировать на присутствие других людей, например, поворачивать лицо, улыбаться или отворачиваться. Он также должен устанавливать и поддерживать контакт с другими людьми доступными способами.
3. Сообщение и понимание речевых сигналов: Ребенок должен распознавать и понимать, что поступает сообщение. Он должен узнавать голос, различать его от шума, узнавать голоса знакомых людей, понимать речевые сигналы, реагировать на имя, просьбы, запреты, похвалы и простые знаки вежливости.
4. Накопление речевого опыта: Ребенок должен воспринимать речевое обращение к себе и реагировать на свое имя. Он также должен научиться составлять визуальный расписание, включая учебные предметы, занятия, посещения туалета, столовой и т. д.
5. Коммуникация с ребенком: Разговор с ребенком следует проводить на основе его коммуникативной книги, чтобы помочь ему эффективно выражать свои мысли и чувства.
При подборе средств АДК важно:
1. Определение преимуществ ребенка.
2. Учет особенностей психофизиологического развития.
Детям с ТМНР требуется гораздо больше времени для понимания смысла коммуникации и реагирования на предложенное общение.
Чтобы выбрать подходящую систему коммуникации, специалистам (преподавателю школы, психологу, логопеду, воспитателю или медицинскому персоналу) необходимо:
- Оценить уровень коммуникативного развития ребенка.
- Проанализировать коммуникативные особенности.
- Определить возможности и потенциал ребенка в области коммуникации.
Обучение родителей в применении средств АДК (Альтернативная и Дополнительная Коммуникация) является важным аспектом развития ребенка с ТМНР. Эффективное использование этих средств невозможно без систематической и постоянной поддержки коммуникативных навыков как в образовательных учреждениях, так и дома. Для достижения единообразия требований и способов коммуникации и использования общих методов и приемов обучения, участие родителей важно на всех этапах введения средств АДК.
Родители принимают участие в диагностике ребенка, предоставляют информацию о поведении ребенка дома, а также обсуждают способы решения коммуникативных задач. Если компетенция родителей в области АДК недостаточна, перенос в домашнюю среду происходит по принципу "минус шаг", то есть дома используются умения, которые ребенок уже стойко применяет в учреждении.
Для решения индивидуальных и типичных запросов семьи при обучении ребенка АДК используются следующие формы работы:
1. Индивидуальные консультации по запросу семьи.
2. Групповые консультации и мастер-классы для родителей детей, использующих или начинающих осваивать АДК.
3. Просмотр и обсуждение видео занятий в учреждении и дома для определения динамики, обсуждения трудностей, методов, приемов и стратегий.
4. Организация встреч с родителями, дети которых используют аналогичные или похожие символы.
5. Организация встреч с пользователями АДК, которые уверенно владеют этими средствами и готовы пообщаться с другими людьми при помощи этих средств АДК.
6. Просмотр и разбор учебных видео.
7. Участие родителей в совместных выходах обучающегося в социальную среду для поддержки семьи в переносе новых умений ребенка в жизнь.
8. Методическая помощь родителям в определении символов по мере освоения и увеличения их количества (как хранить, как сделать, чтобы было удобно их брать с собой и т.д.).
Обучение детей с ТМНР использованию средств АДК в повседневной жизни требует уделения особого внимания ориентированности специалистов и семьи на собственную активность и потребности ребенка. Перед началом обучения важно выяснить ряд факторов, таких как режим жизни ребенка, его повседневные потребности и интересы, средства, которые он использует в настоящее время, а также стратегии, которые могут сделать его общение более эффективным и самостоятельным.
Одним из ключевых принципов обучения является использование естественных ситуаций, что позволяет коммуникативным навыкам формироваться в процессе обычного общения. В таких ситуациях необходимо поддерживать коммуникативную активность ребенка, развивать его заинтересованность и личную ориентированность на общение. При этом не следует требовать правильного использования коммуникативных символов, если ребенок делится эмоциональными впечатлениями или рассказывает о событии, которое затронуло его.
Для эффективного использования естественных ситуаций в обучении АДК необходимо соблюдение ряда условий, таких как выбор удобного времени и ситуации для обучения, комфортное взаимодействие, чередование активность-ожидание и смена акцента с "научить" на "поучаствовать в совместной деятельности". Следуя этим принципам, можно обеспечить успешное обучение детей с ТМНР использованию средств АДК в повседневной жизни.
Список литературы
- Течнер, С. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра / С. Течнер, Х. Мартинсен. – Москва : Изд-во «Генезис», 2014. – 432 с.
- Рыскина В., Лазина Е. Коммуникация – это не только слова. Методическое пособие по дополнительной коммуникации для родителей и педагогов. Коммуникация с помощью картинок / Рыскина В., Лазина Е. — Издано при поддержке Филиала благотворительной компании «Эвричайлд» (Великобритания) в РФ. — 2007. — 64 с.
- Штягинова Е. А. Альтернативная коммуникация методический сборник/ Штягинова Е.А. – Новосибирск, 2012. – 30 с.
- Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов /Лори Фрост, Энди Бонди — Москва: Изд-во Теревинф, 2011 г. – 416с.
- Ягелло А., Божко Л. Лёб система: Система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающими язык детьми / Ягелло А., Божко Л. - Минск: БелАПДИ "Открытые двери", 1997. – 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательно – речевой деятельности у детей с ТНР средствами альтернативной и дополнительной коммуникации.
В своей статье я освещаю работу с неговорящими детьми по развитию речи с использованием средства альтернативной и дополнительной коммуникации, которые стимулируют появление речи и помогает её развитию...
Альтернативная и дополнительная коммуникация. Обзор.
Обзрная информация о применении средств альтернативной и дополнительной коммуникации и детей с ОВЗ...
Альтернативная и дополнительная коммуникация
Данная статья посвящена общению с детьми ОВЗ. В работе рассматриваются виды и способы осуществления альтернативной коммуникации, а также вспомогательные средства для реализации альтернативной коммуник...
Использование альтернативной и дополнительной коммуникации при развитии детей раннего возраста в игре
В статье представлен опыт введения АДК наряду с использованием традиционных игровых технологий в инклюзивном ГБДОУ №83 в ясельной группе, где воспитываются совместно 20 нормативно развивающихся ...
Основные системы альтернативной и дополнительной коммуникации в группе для детей с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра.
Многие годы исследований показывают, что использование альтернативных систем коммуникации отнюдь не мешает развитию речи, более того, при использовании таких систем развитие речи даже ускоряется.В ста...
Альтернативная и дополнительная коммуникация
Когда мы общаемся, мы пользуемся не только словами: свои мысли и чувства можно передать мимикой, жестами, рисунками — это всё неречевые способы общения, и на самом деле в нашей жизни их гораздо ...
«Методы альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми с ОВЗ»
В презентации раскрывается вопрос о социализации и интеграции детей с множественными тяжелыми нарушения развития в общество. И становится понятно, что решение проблемы включения детей с ОВЗ в активную...