"Дерево держится корнями, а человек - семьёй"
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД на тему «Дерево держится корнями, а человек - семьёй»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель:

Исмагилова Айсылу Айзатовна,

Воспитатель ОДО МАОУ Андреевская СОШ

Конспект НОД на тему «Дерево держится корнями, а человек - семьёй»

Цель: обогатить представления о семье.  

Задачи:

  1. Обучающие:

- формировать представления детей о семье и родственных отношениях;

- активизировать словарь: жена, муж, родители, сын, дочь, внук, внучка, племянники;

-познакомить детей с понятиями: «родовое дерево», «родословная»;

2. Развивающие:

- развивать умение составлять короткий описательный рассказ из личного опыта о своей семье;

- развивать устную речь;

- способствовать развитию любознательности, интереса к истории своей семьи, родословной;

3. Воспитательные:

- воспитывать чувство любви к своим родным, гордость за семью, уважение к своим предкам, родителям.

Демонстрационный материал:

Домик из лего, цветик- семицветик (бумажный), «родовое дерево» из лего.

Раздаточный материал: лего, вырезанные квадратики, цветные карандаши, клей.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о семье, рисование на тему: «Моя семья»

Ход занятия.

 -Эй ребята, встаньте в круг!

Вот как много стало рук.

Чьи же руки, подскажите

И ладошки покажите.

А теперь взялись за руки

И по кругу пробежались,

Сделали по уже круг

Крышу сделали из рук!

Получился дом имён

В этом доме мы живём!

(Педагог вносит небольшой домик).

-Вот такой красивый дом,

Он и с крышей, и с окном!

Кто же в нём живёт, ребятки?

Нужно отгадать загадки!

(Педагог обращает внимание детей на цветик- семи-цветик у дома)

-Посмотрите, ребята, какой красивый и необычный цветок растёт у дома, давайте внимательно рассмотрим её, какого цвета лепестки? На что они похожи? (цвета радуги), а цветок то не простой, там загадки спрятались.

(Педагог загадывает загадки о членах семьи, срывая лепесток с цветка, предлагает нарисовать портрет того члена семьи кого угадали).

- Итак, первый лепесток, первый цвет радуги, какой? правильно- красный, посмотрим, какая загадка спряталась под этим лепестком:

        «Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки,

  А теперь он стар и сед, мой родной, любимый» (дед).

- Правильно! Ребята, а давайте нарисуем портрет своего дедушки. А дедушка какой? (мудрый, седой, заботливый).

(На столе у каждого ребёнка лежат вырезанные квадраты из белой бумаги и цветные карандаши).

- Молодцы, ребята, давайте сорвём следующий лепесток, какой? Оранжевый и отгадаем загадку

«Угостит всегда вареньем, стол накроет с угощеньем,

         Испечёт оладушки. Кто? Родная» (бабушка).

- Да, это бабушка! Ребята, давайте нарисуем портрет своей бабушки. А бабушка какая? (старенькая, добрая, седая).

-Хорошо. Посмотрим следующий лепесток, подскажите ребята, какой? Жёлтый! Правильно!

«Кто любимей всех на свете и за всю семью в ответе?

От зарплаты до зарплаты, что мы делали без» (папы).

-Да, это папа! Ребята, нарисуем портрет своего папы. А папа какой?  (строгий, сильный, мужественный).

Молодцы! Итак, посмотрим, какая загадка спряталась на следующем лепестке, какого цвета? Да -зелёного.

«Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо: всех милее наша» (мама).

-Правильно, мама! Портрет мамы мы тоже нарисуем. Ребята, а мама какая (добрая, красивая, ласковая, нежная).

- Итак, за зелёным лепестком идёт –голубой. Про кого же следующая загадка:

«Я у мамы не один, у неё ещё есть сын

Рядом с ним я маловат, для меня он» (старший брат). А брат он какой? (старший, младший, сильный).

-Правильно, я вам предлагаю нарисовать портрет своего брата.

-Хорошо. А за голубым цветом какой идёт? Правильно- синий. Сорвём синий лепесток:

«Мама с папой говорят, что теперь я старший брат,

Что за куколка в коляске плачет, видимо от тряски?

В ванной ползунков гора, брату кто она?» (сестра)

-Правильно, сестра! Давайте нарисуем портрет сестры. Сестра какая? А сестра какая? (задорная, весёлая, младшая).

-Итак, последний лепесток фиолетового цвета. А там про кого загадка, сейчас узнаем:

-Ребята, а здесь не загадка, а ребус нужно разгадать.

(на экране –ребус «7» «Я»)

- Здесь цифра «7» и буква «я», ребята «я», а мы нарисовали свой портрет? (дети рисуют свой портрет и разгадывают ребус).

-Ребята, кто же живёт в нашем домике? (семья)

-Правильно, в домике живёт очень дружная семья. И сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, что есть у человека- о близких людях, о семье.

(Беседа о семье и родственных отношениях. Знакомство с родовым деревом).

-Как вы думаете, зачем люди создают семью? (жить вместе, помогать друг другу, растить детей)

-Какие семьи бывают? (маленькие, большие, многодетные).

-А кем вы приходитесь своим родственникам, давайте посмотрим.

(Педагог показывает детям презентацию «Родственные отношения в семье». Дети с воспитателем рассматривают её)

-Папа и мама -это ваши родители, а вы для них- сын, дочь.

Бабушка и дедушка -это родители ваших родителей, а вы для них – внук, внучка.

Тётя и дядя- это братья и сёстры ваших родителей, а вы для них- племянники.

 (Педагог приглашает детей на физминутку)

На зарядке вся семья: это папа, мама, я!

Сели, встали, снова сели- спинки ровно, поглядели.

Прыгаем, играем, устали незнаем.

Папа отжимается, мама улыбается.

День мы начали с зарядки, значит будет всё в порядке!

(Дети стоят)

-Ребята у каждой семьи есть своя история её появления. Эту историю принято изображать в виде дерева- родового древа семьи. Родовое- это значит родные люди.

(Педагог вносит семейное дерево, показывает его детям).

-Кто изображён на дереве? (члены одной семьи)

-Старшие члены семьи, бабушки и дедушки располагаются внизу дерева, ближе к корням, с них и начинается история появления семьи, её Родословная, они являются опорой родового дерева. В народе есть пословица: «Дерево держится корнями, а человек семьёй». Родители располагаются чуть повыше, на стволе или ветках. А на самом верху их дети.

-Ребята, я хочу вам предложить сделать из лего-конструктора родовое дерево. Хотите? Тогда я вас приглашаю за столы. (Дети садятся за стол, собирают из лего дерево и приклеивают портреты членов семьи на свое родовое дерево).

Ребята, давайте посадим своё родовое дерево рядом с домом.

Рефлексия.

-Мы с вами отлично поработали сегодня. Ребята, о каком необычном древе вы узнали? Что такое семья?

Семейная радость, счастливые лица!

Желаю всем семьям любовью светиться!

Любовь процветает кругом на Земле!..

Мир вашему дому и каждой семье!

Литература:

  1. Журнал «Педагог дошкольного образовательного учреждения», № 6, 2019г.
  2. Затулина Г. Я. Россия – Родина моя. Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Центр педагогического образования, 2016г.
  3. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 5- 6 лет по социально- коммуникативному развитию и социальному воспитанию/М.: ТЦ Сфера, 2018г.
  4. Шорыгина Т.А. Моя семья. Методическое пособие/М.: Сфера, 2017г.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание « Дерево держится корнями, а человек семьёй»

Родительское собрание проводится в виде викторины между родителями и детьми. Материалом для викторины служат пословицы и поговорки о семье и о труде.  К собранию  прилагается презентация....

Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе «Дерево держится корнями, а человек семьей»

Уважаемые коллеги предлогаю вашему вниманию конспектзанятия по правам ребенка.Целью занятия является формирование представления о семье как о людях, которые живут вместе, воспитывать желание заботитьс...

Конспект развивающего занятия в подготовительной к школе группе «Дерево держится корнями, а человек друзьями».

Развивающее занятие "Дерево держится корнями, а человек друзьями", направлено на сплочение детского коллектива, формирует внимание к сверстнику, показывает детям ценность дружбы....

Мастер-класс для родителей «Дерево держится корнями, а человек семьей»

Объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и               семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания....

Образовательный проект «Дерево держится корнями, а человек семьей»

Цель проекта: способствовать гармонизации взаимоотношений между детьми и родителями.Задачи:Образовательные:- формировать у детей представление о семье.Развивающие:- развивать коммуникативные навыки де...

Проект по патриотическому воспитанию "Дерево держится корнями , а человек семьей"

Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям....

Проект "Дерево держится корнями, а человек семьёй".

Для ребёнка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни дошкольника. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде....