Лексико-грамматическое занятие для средней логопедической группы «Насекомые. Дифференциация звуков Т,П,Н»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Григорук  Виолетта Петровна

Цель: - Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых.

- Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, муравей, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, клоп-солдатик, крылья, лапки, усики, опылять)

- Формирование обобщающего понятия насекомые.

- Обучение составлению описательного рассказа о насекомом по образцу и данному плану.

- Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в косвенных падежах).

- Развитие связной речи, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной и мелкой моторики.

Оборудование: картинки по теме «Насекомые» и буквы Т,П,Н

Предварительная работа: изучение на улице насекомых, которые появляются на площадке и во дворе. Изучение пальчиковой гимнастики «Насекомые».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgruppovoe_nasekomye.docx14.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Насекомые. Дифференциация звуков Т,П,Н»

Цель: - Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых.

- Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, муравей, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, клоп-солдатик, крылья, лапки, усики, опылять)

- Формирование обобщающего понятия насекомые. 

- Обучение составлению описательного рассказа о насекомом по образцу и данному плану.

- Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в косвенных падежах).

- Развитие связной речи, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной и мелкой моторики.

Оборудование: картинки по теме «Насекомые» и буквы Т,П,Н

Предварительная работа: изучение на улице насекомых, которые появляются на площадке и во дворе. Изучение пальчиковой гимнастики «Насекомые».

Ход работы

- Здравствуйте, дети. Возьмите по одной картинке. Сначала сядет тот, у кого в название картинки начинается на звук Т, потом – на звук П, затем - на звук Н.

- Давайте сделаем гимнастику для язычка, а потом я вам расскажу, о чем очень интересном мы с вами поговорим на занятии.

- Итак, посмотрите на доску, может кто-то догадается, о ком мы сегодня будем говорить? Это - насекомые. Сейчас я вам прочту стихотворение, а вы слушайте внимательно и в конце мне ответите, какие насекомые упоминаются в нем.

        Прилетела к нам вчера                Как фонарики глаза.

        Полосатая пчела,                        Приходили муравьи

        А за нею шмель-шмелек                И травинку принесли,

        И веселый мотылек,                        А паук на всех смотрел,

        Два жука и стрекоза.                        Сети плел и песни пел.

- О каких насекомых говорится? (о пчеле, шмеле, мотыльке, жуках, стрекозе, муравьях, пауке) Правильно. Но вы должны запомнить, что паук – это не насекомое, хотя очень похож.

- Многие из насекомых считаются полезными. Пчелы и шмели опыляют цветы плодовых деревьев, поэтому появляются фрукты. Посмотрите на их картинки, видите как бы сумочки на их ножках? Туда она складывает нектар и относит в улей. Муравьи уничтожают вредных насекомых. А вот бабочки приносят вред, хоть и красивые. Они откладывают яйца на листьях деревьев, их которых выводятся гусеницы. А они потом поедают листья и плоды деревьев.

- Давайте рассмотрим трех насекомых, которые между собой похожи. Это оса, пчела и шмель. Пчелка пушистая и мало имеет желтых полосок, а вот оса, наоборот, худая, не пушистая и желтых полосок у нее больше и они ярче. Шмель же саамы крупный и саамы пушистый. Его не перепутаешь. Давайте назовем еще насекомых, которые помещены на доску. (Божья коровка, кузнечик, клоп-солдатик, стрекоза). У кого из них есть крылья? (у БК и стрекозы), а солдатиков вы видите каждый день у нас на площадке.

- К нам в гости прилетели три бабочки. Какие буквы они принесли на своих крылышках? (Т,П,Н). Молодцы. Давайте придумаем им имена. Какая буква на крылышке, на такую букву будет и имя у бабочки (Варианты детей). А теперь, давайте поделимся на 3 команды. Каждая команда будет придумывать слова, которые начинаются на их букву. (Варианты детей). Молодцы. А теперь, поменялись бабочками и придумываем слова, которые заканчиваются на букву вашей команды.

- Молодцы, дети. Сейчас давайте сделаем пальчиковую гимнастику

Дружно пальчики считаем        
Насекомых называем:                
сжимаем и разжимаем пальцы
Бабочка, кузнечик, муха,                
Поочередно сгибаем пальцы в кулак,
Это жук с зеленым брюхом.        начиная с больших        
Это кто же тут жужжит?                
вращаем мизинцем        
Ой, сюда пчела летит!        
Прячьтесь!                                
прячем руки за спину.


Раскраска бабочки

Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: дифференциация звуков [Л] — [Р]

Цель: закрепление навыка различения и правильного употребления в речи звуков [Л] — [Р], анализ и синтез одно-, дву-, трехсложных слов....

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Насекомые».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей преобразованию глаголов единственного числа во множественное число;- расширить словарный запас детей по теме «Насекомые»;- упражнять детей в отгадывании насеком...

Лексико-грамматическое занятие для средней логопедической группы "Комнатные растения. Звук и Буква П»

Цель: - Формирование представлений о комнатных цветах, их назначении, правилах ухода за ними.- Уточнение и расширение словаря по теме (комнатные растения, цветок, стебель, лист, корень, ухаживать, пол...

Лексико-грамматическое занятие для средней логопедической группы «Первоцветы. Звук и буква М»

Цель: - Формирование словаря по теме «Весна. Крым. Первые весенние цветы» (весна, проталина, подснежник, мать-и-мачеха, цветок, бутон, стебель, листья, крокус, мимоза)- Совершенствование г...

Лексико-грамматическое занятие для средней логопедической группы «Перелетные птицы»

Цель: - Формирование представлений о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни.- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме (стая, клин, крыло, голова, туловище, клюв, лапы, грач, лас...