Мнемотехника - как средство развития речи
учебно-методический материал по развитию речи

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. 
Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, систематизировать, объяснять, рассуждать, доказывать. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на её словесное оформление. И наоборот, чёткость речи делает более понятной высказанную мысль.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мнемотехника как средство развития связной речи у детей   дошкольного возраста.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, систематизировать, объяснять, рассуждать, доказывать. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на её словесное оформление. И наоборот, чёткость речи делает более понятной высказанную мысль.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое. В речи детей существует множество проблем:

  • односложная, состоящая из простых предложений речь. Неспособность       грамматически правильно построить распространенное предложение;
  • недостаточный словарный запас;
  • употребление нелитературных слов и выражений;
  • бедная диалогическая речь: дети  не способны грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
  • неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать выразительность, регулировать громкость голоса и темп речи;
  • плохая дикция.

Цель: способствовать развитию связной речи детей с использованием мнемотехники; воспитывать любовь и бережное отношение к родному слову.

Задачи:

  • создать условия, способствующие речевому развитию детей дошкольного возраста;
  • приучать детей широко пользоваться словарным запасом, быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль ребенка;
  • помочь в овладении верным употреблением грамматических конструкций родного языка;
  • сформировать привычку у детей говорить грамматически правильно;
  • формировать умение понимать стихи и читать их выразительно, четко, не торопясь, громко, без напряжения;
  • формировать умение понимать и пересказывать сложные сказки и рассказы.
  • развивать у детей чувство коммуникативной целесообразности высказывания и осознанного отношения к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей;
  • разработать и внедрить систему педагогического взаимодействия всех участников образовательных отношений с целью речевого развития детей дошкольного возраста;

Чтобы повысить уровень развития связной речи дошкольников, я включила в свою работу использование системы методов и приёмов мнемотехники.

Актуальность  использования   мнемотехники    в   работе   с  воспитанниками состоит в том, что:

  • ребёнок-дошкольник   очень   пластичен   и   легко   обучаем.   Использование    разнообразных методов и приёмов мнемотехники  вызывает интерес и помогает решить проблему развития образной речи;
  • использование   символики облегчает  и  ускоряет  процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
  • применяя   графическую   аналогию,   воспитанники систематизируют полученные знания;
  • стимулирует развитие исследовательских способностей детей  (они обращают внимание на признаки предметов,  овладевают способами сенсорного обследования предмета,  самостоятельно анализируют ситуацию или объект);
  • мнемотехника имеет широкую область применения в ходе интеграции   различных образовательных областей, а также в разнообразных формах   детской   деятельности   (организованная   образовательная деятельность, режимные моменты, игровая, трудовая деятельность и т.д.)

Использование  приема мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. 

Мнемотехника – это система методов и приёмов обеспечивающих:

  • эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а главное развитие связной речи;
  • успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное  запоминание структуры рассказа.

Одним из факторов, облегчающим процесс становления связной речи, является наглядность. Об этом говорили  Л.В.Эльконин, А.М.Леушина, С.Л.Рубинштейн. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания. Важно последовательно размещать в предварительной схеме все конкретные элементы высказывания. На это неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графические схемы, предметно-схематические модели, блоки-квадраты, коллаж,  схема составления рассказа.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве наглядного материала мнемотаблиц.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Опорным в таблице является изображение главных героев, буквенные обозначения времён года.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Свою работу я начинала  с простейших мнемоквадратов. С их помощью   дети преобразуют абстрактные символы в образы. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают мнемодорожки, а, следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы.  

Затем переходим к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Мнемодорожка, как и мнемотаблица несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихотворений.

Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:

1  этап. Рассматривание мнемотаблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младшей группе с помощью воспитателя, в старших – дети должны делать это сами.

Работа с мнемотаблицам требует и предварительной работы, как от

педагога, так и от детей:

  • наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы);
  • раздаточный материал;
  • обсуждение с детьми проведённых наблюдений за явлениями природы;
  • выбор приёмов, с помощью которых можно заинтересовать детей.

Мнемотаблицы, опорные схемы об игрушках, посуде, одежде, птицах, насекомых и т.д. помогают  детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.

Приемы мнемотехники  особенно важны для дошкольников, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Выбор мною мнемотехники был обусловлен тем, что дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы и таблицы). У  детей  повышается уровень развития общих способностей, памяти, мышления, воображения, внимания, а также их готовность к обучению в школе. Использование игровых моментов позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения. Так же мнемотехника обеспечивает успешное освоение детьми знаний об окружающем мире.

В процессе работы с мнемотаблицами для составления загадок дети овладевают приёмами сравнения, обобщения, классификации, комбинирования и моделирования наглядного и речевого материала.

 Как описать морковку?

Какая?

Что такое же?

Длинная, как сосулька,

Оранжевая, как апельсин,

Хрустящая, как капуста.

  С чем сравнить снег?...

На что похоже?

Чем отличается

Как вата, но тает,95403718

Как покрывало,

но утюгом не погладишь,

Как капуста,

но нельзя есть.

Очень помогают такие мнемотаблицы определить признаки например домашних животных, их повадки, жизненные свойства, использование человеком. При этом развить способности детей составлять самостоятельно загадки.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов можно использовать коллажи.

Коллаж – это лист  картона, на который накладываются  буквы, цифры, различные картинки, геометрические фигуры.

Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Главная его задача – соединить, т.е. связать все картинки, буквы, цифры между собой.

Для изготовления мнемотаблиц и коллажей не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке. Мною были составлены мнемотаблицы по блокам: «Зима», «Весна»,  «Лето», «Осень», «Птицы», к сказкам «Колосок» (рис.2), «Бобовое зёрнышко»,.. и т.д.

        

        Рис. 1        Рис.2

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательность рассказа, несут лексико-грамматическую наполняемость.

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине использую работу с пособием «Оживи картину».  Предлагаю детям картину с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т.п.) и мелкие изображения живых предметов – «оживлялок», которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов. «Оживлялки» легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста мнемотаблицы делаю сама. В старших группах дети под руководством воспитателя могут  сами выбирать элементы мнемотаблицы, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

Таким образом, постепенно осуществляется переход  от  творчества воспитателя к совместному творчеству с взрослым.

Дети старшего возраста рисуют схемы самостоятельно, а затем все вместе отбираем наиболее удачные. Постепенно ребёнок начинает проявлять творческую самостоятельность.

Практика показывает, что большинство детей в группе с лёгкостью заучивают стихотворения, им достаточно 10 – 15 минут для заучивания.

При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы, текст становится осязаемым, видимым. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более цепкой, развивается образное мышление, воображение.

Содержание моей работы охватывает следующие направления развития:

  • Социально-коммуникативное: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых..
  • Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
  • Речевое развитие:  развитие речевого творчества; знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
  • Художественно-эстетическое: становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
  • Физическое развитие:  формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами

В ходе реализации поставленных задач было сделано следующее:

1. В ДОУ и в группе

Для более успешной реализации поставленных задач мною был организован речевой центр, содержание которого включало:

  • игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).
  • игры для совершенствования грамматического строя речи;
  • игр на уточнение, обогащение и активизация словарного запаса;
  • наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу);
  • наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы);
  • серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, бытовые ситуации, литературные сюжеты);
  • сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата;
  • разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей) и многое другое. 

Весь предлагаемый детям материал постоянно пополняется, обновляется с учетом возраста детей, что способствует более полному восприятию и закреплению знаний детей, речевому дошкольников.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Мнемотехника как средство развития речи»

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.     Основная функция связной речи, коммун...

Мнемотехника как средство развития речи детей с ЗРР в дошкольном возрасте.

Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой речевого развития, на коррекционно – развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является м...

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при  автоматизации и дифференциации звуков, образовании...

«Мнемотехника как средство развитие речи у дошкольников»

использование мнемотехники в развитии речи с детьми дошкольного возраста...

План по самообразованию "Мнемотехника - эффективное средство развития речи дошкольников"

План по самообразованию составлен на учебный год. В план включена работа с детьми и работа с родителями. В плане запланировано составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц на заданную тему...

"Мнемотехника, как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе занимает дидактический материал в форме таблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям ов...

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...