Тема: «Дикие животные. Ежиха и ежата в ельнике».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Марина Владимировна Харитонова

Цель: создать условия для формирования у детей представлений о диких животных ежах посредством познавательной и творческой деятельностей.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщить и расширить представления детей об образе жизни и особенностях ежей,  о том, какую пользу они приносят человеку.
  2. Закрепить у детей представления об отличии диких и домашних животных.
  3. Способствовать формированию у детей представлений о фотоловушках.
  4. Способствовать формированию у детей первоначальных представлений  о профессии «егерь».
  5. Закрепить у детей зрительное представлений о внешнем виде ежей.
  6. Способствовать формированию у детей навыков решения проблемных ситуаций.
  7. Способствовать формированию у детей навыков владения нетрадиционной техникой рисования «Рисование вилкой».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

Тема: «Дикие животные. Ежиха и ежата в ельнике».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Цель: создать условия для формирования у детей представлений о диких животных ежах посредством познавательной и творческой деятельностей.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщить и расширить представления детей об образе жизни и особенностях ежей,  о том, какую пользу они приносят человеку.
  2. Закрепить у детей представления об отличии диких и домашних животных.
  3. Способствовать формированию у детей представлений о фотоловушках.
  4. Способствовать формированию у детей первоначальных представлений  о профессии «егерь».
  5. Закрепить у детей зрительное представлений о внешнем виде ежей.
  6. Способствовать формированию у детей навыков решения проблемных ситуаций.
  7. Способствовать формированию у детей навыков владения нетрадиционной техникой рисования «Рисование вилкой».

Развивающие:

  1. Развивать у детей самостоятельность, инициативность и любознательность.
  2. Развивать у детей логическое мышление, память, внимание.
  3. Развивать у детей речевые навыки.
  4. Развивать у детей художественный вкус.
  5. Развивать у детей познавательную, двигательную и творческую активность.
  6. Развивать у детей навыки рисования по личному замыслу.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей оказывать посильную помощь нуждающимся.
  2. Воспитывать у детей дружеские отношения при коллективном взаимодействии.
  3. Воспитывать у детей чувство сопереживания.
  4. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
  5. Воспитывать у детей интерес к лесному хозяйству.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Средства: ноутбук, запись видеообращения, цифровой видеоряд изображений «Ежи в природе и дома», «Фотоловушки», листы бумаги, пластиковые вилки, емкости для гуаши, художественный материал (фломастеры, восковые мелки, черные грифельные карандаши, цветные шариковые ручки, гуашь), влажные салфетки,  бумага и клей для конверта.

Ход занятия

Раздается звуковой сигнал: «У вас одно новое видеосообщение!».

Воспитатель: Ребята, кажется, кто-то оставил нам видеоосообщение! Посмотрим?

Дети отвечают.

Воспитатель подходит к ноутбуку: А, это мой друг и товарищ егерь Егор Никитич, посмотрим… (воспроизводит видеообрашение на экране ноутбука): «Здравствуй, Анастасия Вадимовна! Здравствуйте, ребята! Сейчас я нахожусь в ельнике, в котором год назад установил фотоловушку. С помощью фотоловушки я познакомился с семьей ежей – ежихой и ее ежатами. Вернее сначала я наблюдал за ежихой, но ровно год назад у нее появились ежата. За этот год звери стали мне как родные! Они ведут интересный образ жизни: ежата очень любят играть и мастерить из палочек и листочков разные сооружения, такие изобретательные и послушные малыши, а ежиха ежедневно занимается воспитанием своего потомства. Я хотел бы преподнести им на первый день рождения подарки, сделанные своими руками, но какие – ума не приложу, да и руками мастерить, признаться, я не мастер, уж шибко огрубели они в лесу! Анастасия Вадимовна, вы говорили, что у вас очень находчивые и творческие ребята в группе. Может, вы что-то придумаете и поможете мне с подарками для ежей!? Было бы здорово обрадовать малышей в такой-то праздник – первый день рождение! Заранее благодарен, ваш друг и товарищ егерь Егор Никитич».

Воспитатель: Вот это да! Что скажете, ребята!?

Дети отвечают, делятся впечатлениями от увиденного и услышанного.

Воспитатель: Поможем Егору Никитичу с подарками для ежат?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: А кто он, Егор Никитич? Какая у него профессия?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Егерь – это человек, который ведет лесное хозяйство, он наблюдает за зверями при помощи фотоловушек. Вот посмотрите, как они выглядят, Егор Никитич мне как-то отправлял фото (транслирует фоторяд фотоловушек на ноутбуке).  Эти фотоловушки -  специальные видеокамеры, которые крепятся на деревья ремнями и с их помощью можно наблюдать за животными, местами их обитания и образом жизни, можно отслеживать браконьеров, которые незаконно охотятся на животных. Как вы думаете, это полезное изобретение?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Скажите, а что вам известно о ежах?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Правда – неправда»! Я буду говорить утверждение и если оно верное, то вы хлопаете в ладоши, а если нет – топаете ногами. Вы готовы?

Дети отвечают и приступают к игре.

Дидактическая игра «Правда-неправда»

Воспитатель:

  1. Ежи питаются только ягодами и грибами (нет).
  2. Ежи умеют плавать (да).
  3. Ежи умеют лазать по деревьям (нет).
  4. Ежи едят мышей, насекомых, ягоды и фрукты (да).
  5. Ежи умеют прыгать (да).
  6. Ежи живут стаями (нет).
  7. Еж может напасть на человека (нет).
  8. Ежи могут жить в заброшенных норах грызунов и корнях деревьев (да).
  9. Еж – дневной зверек. Ночью он спит (нет).
  10. Еж может жить с человеком (да).

Воспитатель: Молодцы! Вы очень внимательные. Вы сказали, что еж может жить с человеком, так?

Дети отвечают.

Воспитатель: Значит – еж это домашнее животное?

Дети размышляют и отвечают, воспитатель подводит детей к мысли о том, что еж дикое животное, которое живет в лесах, но человек может приручить его и оно может быть и домашним животным.

Воспитатель: Ребята, чем дикие животные отличаются от домашних?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Подумайте и  скажите, может ли дикое животное приносить пользу человеку? Или только домашние животные полезны человеку?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Чем полезен для человека еж?

Дети размышляют и отвечают, воспитатель по необходимости подводит детей к мысли о том, что еж уничтожает вредных для урожая насекомых, таких как гусеницы и майские жуки.

Воспитатель: Замечательно! Ой, ребята, что-то мы заговорились и совсем забыли о том, что Егор Никитич попросил нас помочь с подарками для ежей… Как же мы можем ему помочь? Какие у вас будут мысли на этот счет? Какой подарок своими руками мы можем сделать для зверей, который бы егерь мог преподнести ежатам на день рождение?

Дети размышляют и отвечают, выдвигают предположения, обсуждают. Воспитатель подводит детей к мысли о том, что ежам можно отправить нарисованные открытки с их изображением.

Воспитатель: Отличная идея! У меня на ноутбуке как раз были фото ежей. Давайте-ка взглянем!

Транслируется фоторяд «Ежи в природе и дома». Дети рассматривают изображения.

Воспитатель: Скажите, какие части тела есть у ежа? Какие еще у него имеются особенности?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: На ежей посмотрели, думаю, нарисовать открытку с их изображением для нас не составит особого труда, но перед работой предлагаю набраться сил и немного размяться.

Физминутка «Хитрый еж»

Вот свернулся еж в клубок,
Может, ежик ты продрог?
(дети садятся на корточки, обхватывают колени руками)
Солнца луч ежа коснулся –
Ежик сладко потянулся!
(поднимают руки вверх, потягиваются)
На спине твоей иголки
Очень-очень колки
(несколько раз сжимают и разжимают кулаки)
Еж по тропке побежал,
Нам колючки показал
(руки сгибают в локтях, соединяют пальцы в щепоть)
А колючки тоже
На ежа похожи
(поднимают руки над головой, делают вращательные движения кистями)
На ежа мы поглядим,
Молочка ему дадим.
(ладони складывают черпачком)
Но не тронем колкие
На спине иголки мы.

Воспитатель: Замечательно, самое время приступить к рисованию. Ой, совсем забыла, кисточек у нас сегодня нет. Вместо них – вилки. Как вы думаете, можно ими рисовать? Как?

Дети размышляют и отвечают, показывают возможные варианты рисования вилкой. Воспитатель демонстрирует технику рисования иголок вилкой.

Воспитатель: А тело ежа и другие элементы, которыми вы захотите украсить открытку, мы нарисуем тем художественным материалом, какой вы выберите для себя сами. Это могут быть цветные шариковые ручки, восковые мелки, черные грифельные карандаши, фломастеры. Ну что, приступим к работе?

Дети отвечают и приступают к выполнению работы, воспитатель по необходимости оказывает помощь.

Воспитатель: Ну что ж, посмотрите, сколько красочных открыток у нас получилось! Наверняка, увидев их, ежиха и ежата обрадуются. Как же нам их доставить Егору Никитичу?

Дети размышляют и отвечают, воспитатель подводит детей к мысли о том, что рисунки лучше всего отправить почтой.  После чего воспитатель с детьми склеивают конверт и складывают в него творческие  работы.

Воспитатель: Ребята, от кого и о чем мы сегодня получили видеосообщение? Что нам известно о ежах? Мы помогли егерю? Что вам запомнилось больше всего? Что хотели бы повторить? Было ли что то, что вызвало затруднения?

Дети и воспитатель проводят рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по развитию речи в старшей группе на тему: «Рассматривание картины ежиха с ежатами»

Конспект занятий по развитию речи в старшей группе на тему:«Рассматривание картины ежиха с ежатами»...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...

Конспект НОД по рисованию в старшей/подготовительной группе «Ежиха с ежатами в ельнике»

Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой; дорисовывать детали образа ёжика пальчиком; закрепить знания детей о внешнем виде ежа, особенности строения, окраска и образе жизни. Р...

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия Тема: «Дикие животные в лесу» (лексическая тема «Дикие животные»)

Участники коррекционно-развивающего занятия: воспитанники группы компенсирующей направленности с расстройствами аутистического спектра. Познавательный интерес не соответствует возрастной норме. Понима...