Коррекционно-развивающие технологии
учебно-методический материал по развитию речи

Бочагова Екатерина Алесандровна

Коррекционно-развивающие технологии: Артикуляционная гимнастика, Дыхательная гимнастика, Биоэнергопластика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика

Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.

Поэтому наши педагоги большое внимание уделяют дыхательным упражнениям на учебных занятиях и в свободной деятельности что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.

Дыхательную гимнастику можно использовать в течение всего дня, а именно: в организации физкультурных занятий, в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных форм активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, в выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии, в элементах точечного массажа, в гимнастике пробуждениях. Дыхательную гимнастику можно выполнять как в покое, так и при ходьбе.

Всем известно, что дыхательная гимнастика проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении. Поэтому воспитатели часто проводят дых. гимнастику во время прогулки. Все упражнения выполнять легко, естественно, свободно, без усилий, напряжения и скованности; Следить за тем, чтобы вдох и выдох были равны по силе и длительности и плавно переходили друг в друга.

Помимо специальных игровых упражнений, хорошо просто предложить детям вдохнуть полной грудью свежий аромат природы (например, после дождя), обратить внимание, как чудесно пахнут цветы на клумбе и пр. Это не только укрепит дыхательные органы, но и обогатит детские представления об окружающем мире. А после прогулки в холодную погоду можно интенсивно подуть на свои ладошки, чтобы согреть их (это тоже полезное дыхательное упражнение).

Соблюдая последовательность и правила проведения дыхательной гимнастики, воспитатели могут провести игры и упражнения с использованием речи.

Речевое дыхание –это вдох и более продолжительный выдох: чем длиннее фраза, тем длиннее выдох. Постепенно усложняя: от произношения звуков до фразы.

Артикуляционная гимнастика

Хотим обратить внимание на то, что трудности в усвоении правильного звукопроизношения наблюдаются не только у детей с тяжелыми нарушениями речи, но и у детей с нормой речевого развития. Одна из причина может быть – не сформированность артикуляционного уклада определенных звуков. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Воспитатели проводят артикуляционную гимнастику кратковременно, но многократно в разных режимных моментах. Помогая детям выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую. В целом система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений. Также необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу.

Артикуляционная гимнастика в режимных моментах, которую может провести воспитатель со всей группой, не требует зрительного контроля у зеркала, так как многие дети старшего дошкольного возраста уже преодолели этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Пальчиковая гимнастика

Нам известно, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Поэтому, стимулируя мелкую моторику, мы активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль за выполнением движений.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6. Развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
8. Пальчиковые игры способствуют улучшению произношения многих звуков. 
9. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в свою очередь развивает координацию, подготавливает руку ребенка к письму.
10. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым.

Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.

I.группа. Упражнения для кистей рук
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключатся с одного движения на другое.

II.группа. Упражнения для пальцев условно статические.
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III. группа. Упражнения для пальцев динамические.
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.

Наши педагоги используют на своих занятиях и в режимные моменты элементы игр Воскобовича – игровое пособие «Волшебные гонзики»

Эта игра предназначена для детей от 2 до 7 лет. В комплект входят «Гонзики» (6шт., перчатки (2шт.). На руку надевается яркая разноцветная и очень мягкая перчатка, которая является «телом» «Гонзика». Смешные «глазки» надеваются на пальцы и они «оживают» в руках у детей и взрослых. Играть можно как одному, так и со сверстником или взрослым. Маленькие, легкие и удобные по форме, эти «глазки» можно брать с собой всюду.

Игра «Веселые гонзики» способствует:

 Развитию мелкой моторики

 Развитию наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.

  Гармоничному развитию у детей эмоционально-образного и логического начал.

 Формированию умения работать сообща.

  Стимулируют речевую активность ребенка, развивают память.

Биоэнергопластика

 Наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

Учитель-логопед проводим биоэнергопластику поэтапно:

- сначала логопеду сопровождать движениями своей ведущей рукой;

- далее логопед объясняет и показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке (заранее познакомили ребенка с персонажем перчатки). Ребенок повторяет ведущей рукой;

- после  выполняем артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой(используем только на индивидуальных занятиях). Следим за кистью ребенка, чтобы не напрягалась, движения были плавными и раскрепощенными. Соблюдаем синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу;

- продолжаем выполняем так же перед зеркалом, но сопровождаем движения другой руки;

- теперь  можем выполнять артикуляционную гимнастику с бионергопластикой с сопровождением обеих рук.

- в совершенстве используем сказки, так как дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положенения артикуляционных органов, деффиринцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры (зеркала).

Именно на этом этапе воспитатель использует с детьми старшего дошкольного возраста биоэнергопластику как часть своего занятия или как организационный момент.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование коррекционно -развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР, с использованием компьютерных технологий

Планирование коррекционно- развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР, с использованием компьютерных технологий (лексико - грамматический строй речи)...

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Технология БОС ортопедический в коррекционно - развивающей работе с детьми с нарушениями опорно - двигательного аппарата

Компьютерные программы на основе технологии БОС - ортопедический в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями опорно - двигательного аппарата....

Сценарий открытого коррекционно-развивающего занятия с детьми 5-6 лет, проявляющими признаки агрессивного проведения (с использованием комплекса арттерапевтических технологий)

Психологическое занятие "Красная шапочка" рекомендуется для работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими трудности в поведении (с признаками агрессивного и тревожного поведеия)...

«Использование информационно- коммуникационных технологий в коррекционно - развивающей работе с детьми"

«Использование информационно- коммуникационных технологий в коррекционно - развивающей работе с детьми Мы живем в такое время, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современн...

Конспект городского методического объединения воспитателей старших групп «Арт-терапия как одно из современных направлений коррекционно-развивающих оздоровительных технологий».

Понятие "здоровьесберегающие педагогические технологии" в настоящее время остается дискуссионным. У разных авторов встречаются различные трактовки донного понятия. Родоначальником введения понятия "зд...

Авторская программа по разделу: развитие слухового восприятия и произношения, посредством введения в коррекционно-развивающий процесс технологии: «Сухой бассейн».

В программе представлена разработанная система игр по развитию слухового восприятия и произношения посредством введения в коррекционно-развивающий процесс технологии: «Сухой бассейн». Большое внимание...