Консультация на тему: «Развитие речи у детей с ОВЗ посредством CROP – ART технологии»
консультация по развитию речи

Баженова Светлана Владимировна

применение различных методов в CROP – ART технологии для развития речи у детей с ОВЗ, посредством развития мелкой моторики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


«Развитие речи у детей с ОВЗ посредством CROP – ART технологии»

Баженова Светлана Владимировна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №67 «Улыбка» г. Тамбов,

«Ум у ребёнка находится

на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский

В настоящее время стоит острая проблема с нарушениями речи у детей. Исследователи, занимающиеся изучением детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки на развитие речи у детей. И.П. Павлов высказывал предположение о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, дает преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. В.М. Бехтерев писал, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Исследования Л.В. Фоминой показывают, что развитие артикуляции звуков речи у детей чрезвычайно облегчается, если у них тренируются движения пальцев рук.

Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

В настоящее время многие родители мало уделяют времени для общения с детьми, заполняя его игрой с гаджетами и просмотром телевидения, что впоследствии ведет за собой проблемы речевого развития детей. Сrop – art технология способствует развитию мелкой моторике, которая является неотъемлемой частью развития речи у детей.

Что же такое crop – art? В дословном переводе – это искусство крупой. В данной технологии применяется нетрадиционная форма работы с разными видами крупы, зерна, семян и макаронных изделий. Из данного материала можно создать огромное количество всевозможных работ, используя различные виды техник. Это и мозаика, и аппликация, и рисование пальчиками на крупе, и конструирование объемных работ, и создание топиария. Также при работе с крупой следует применять элементы арт-терапии и игры с сухим мини-бассейном.

Работая с крупой, ребенок развивает творческие способности, воображение, художественное мышление, память, мелкую моторику, фантазию, наблюдательность, получает массу положительных тактильных ощущений. У детей происходит гармонизация психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания.

Конкретных возрастных ограничений при работе в технологии crop – art нет.

Одной из техник crop – art технологии является мозаика.

Работая в технике «мозаика» применяется прием выкладывания. Данная техника способствует развитию мелкой моторики, воображения, фантазии, воспитывает усидчивость, целеустремленность.

Следующая техника– аппликация. При работе в данной технике используется приём насыпания. Аппликация может состоять из одного вида крупы, или

сочетания круп. Альтернативой приклеивания крупы является вдавливание ее в пластилин. Такая техника выполнения также смотрится ярко и оригинально. Делать аппликации из круп очень полезно для детей, так перебирание крупы способствует развитию мелкой моторики рук, усидчивости, помогает развить фантазию, творческое мышление и воображение.

Следующая техника, в технологии crop-art – рисование крупой. Дети рисуют пальчиком, выбирая тему по своему желанию или по заданной воспитателем теме, также они могут копировать предложенные воспитателем узоры.

Еще один из приемов рисования крупой, это рисование по трафарету. Данная техника позволяет развивать художественные способности детей, внимание, фантазию, эстетический вкус, мелкую моторику и координацию движения рук.

Также в технологии crop-art использую игры с «сухим» мини – бассейном. В игре дети развивают мелкую моторику, учатся запоминать и различать основные цвета, а также разделять предметы различной формы и размеров. Крупа и мелкие игрушки дают отличный массажный эффект. Кроме всего, дети испытывают огромное удовольствие и радость, увлеченные игрой они расслабляются, вследствие чего ведут себя более спокойно.

 Использование сухих мини-бассейнов с разной крупой нацелено на:

1. Массаж и укрепление мышц верхних конечностей.

2. Мышечная релаксация, позитивный настрой.

3. Снятие психоэмоционального напряжения.

Игры и материал подбираются в соответствии с возрастной категорией детей.

И последний прием который можно применять с детьми – это crop арт- терапия. Данный прием особенно хорош тем, что позволяет ребенку выразить себя без речи (которая может быть еще недостаточно развитой или вовсе отсутствовать у ребенка). Если нам, взрослым, часто бывает сложно выразить свое внутреннее психологическое состояние словами, то как же это сделать маленькому ребенку? Тут как раз на помощь к нам приходит crop арт – терапия, которая способна:

  • Помочь в творческой форме выразить свои негативные эмоции (агрессию, гнев, обиду). Психологи называют это “контейнированием” эмоций.
  • Эффект релаксации. После творческого действия ребёнок становится спокойнее.
  • Самоактуализация. Посредством творческого акта ребёнок самовыражается, реализует свои возможности.
  • Развивающая роль. Такие арт-сеансы способствуют гармоничному развитию личности ребёнка.

Литература.

1. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Практикум по креативной терапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – М.: Сфера Речь, 2001. – С. 279–299.

2. Инновации – в логопедическую практику [Текст]: методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / сост. О.Е. Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.

3. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: «Сов. Россия», 1973 - 160 с.

4.Ирина Лыкова: Парциальная программа «Умные пальчики». Конструирование в детском саду. ФГОС ДО. Изд.: ИД Цветной мир, 2016

5. Татьяна Цквитария: «Нетрадиционные техники рисования». Интегрированные занятия в ДОУ.Изд.: Сфера, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»...

Консультация для педагогов "Развитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры".

Консультация адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста. В ней освещены вопросы формирования предпосылок развития речи детей в раннем детстве через дидактическую игру; рассматриваются ...

Призентация на тему: Развитие речи у детей раннего возраста, посредством пальчиковых игр.

Понятие пальчиковых игр, Цель, задачи и гипотеза исследования. База и методы исследования....

Консультация на тему: «Развитие речи у детей раннего возраста»

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка.На втором году жизни у ребенка возраста...

Консультация на тему: «Развитие речи у детей раннего возраста»

Речь – наиболее молодая в филогенезе высшая психическая функция, «чрезвычайная прибавка» (И.П. Павлов), основывающаяся на достаточном развитии практически всех отделов нервной системы, в том числе на ...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры»

        В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём год...