Консультация на тему: «Развитие речи у детей раннего возраста»
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_ranniy_vozrast.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «Развитие речи у детей раннего возраста»
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории
Кузнецова.Е.А
МБДОУ «Детский сад № 43»
Речь – наиболее молодая в филогенезе высшая психическая функция, «чрезвычайная прибавка» (И.П. Павлов), основывающаяся на достаточном развитии практически всех отделов нервной системы, в том числе на развитии специфичных для человека высокоразвитых лобных долей головного мозга[2]. Главным новообразованием ребенка раннего возраста является речь. Как правило, переход к активному использованию речи совершается в возрасте от 1,5 до 2 лет. Овладение речью позволяет ребенку управлять собой и своим поведением, осознавать свои действия. Поведение ребенка, становясь опосредованным речевыми знаками, превращается из импульсивного в произвольное и осознанное. Первая функция речи – коммуникативная. Для того чтобы передать какое-то содержание другому, необходимо не только его словесное обозначение, но и обобщение. Усвоение звуковой стороны языка по мнению Д.Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны – это понимание обращенных слов, с другой – первые самостоятельные слова. Раннее восприятие слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. Н.Х. Швачкин назвал этот этап «дофонемное развитие речи» [1]. В 10 -11 мес. слово приобретает характер языкового средства и начинается период «фонемного развития речи». С начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются (отделяются) гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются глухие – звонким, твердые – мягким, сонорные – шумным. Характерной особенностью становления звуков в начальный период является неустойчивость артикуляции при их произношении. Фонетической стороной ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Наличие речевой подражательности возникает во втором полугодии первого года жизни. В 8-9 мес. можно развить такое подражание, когда ребенок способен повторить за взрослым известный звук. В 10-11 мес. возникает умение повторять за взрослым новые звуки, которые ребенок сам еще не произносил в лепете. В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной речи: соответствующее развитие коры головного мозга, фонематического восприятия речи, речедвигательного аппарата, а также подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка. Долгое время принято было считать, что активная речь ребенка появляется на основе подражания речевым звукам взрослого. Такое подражание имеет место, но не является главным. Ребенок может легко воспроизводить то или иное слово по просьбе взрослого, но в то же время никогда не использовать его в ситуации реального взаимодействия.
Процесс порождения первых слов ребенка исследовался в работе М.Г. Елагиной. Суть ее эксперимента состояла в том, чтобы вызвать у ребенка активное использование определенного слова в качестве единственного адекватного средства общения со взрослым. Особый интерес здесь представляет не столько результат, сколько сам процесс, в результате которого дети переходили к адекватному использованию слов. Она выделила три этапа, каждый из которого имел смысловой центр для ребенка.
На первом этапе – это предмет. Ребенок непосредственно тянется к нему, сопровождая свои бесполезные попытки интонационно-выразительными движениями, носящими характер воздействия на взрослого.
На втором этапе главным компонентом ситуации становился человек. Сначала ребенок переводил свой взгляд с предмета на взрослого и обратно, а потом останавливался на взрослом. Вместо непосредственных попыток достать предмет появлялись указательные жесты, активное лепетное говорение (дай – дай). Дети по-разному воздействовали на взрослого (ласкались или отворачивались), но тактика взрослого оставалась следующей – при произнесении нужного слова, ребенок должен его повторить.
В результате этого на третьем этапе центром ситуации становилось слово. Ребенок начинал не просто смотреть на взрослого, но сосредотачивался на его губах, присматривался к артикуляции. Появлялись первые попытки произнести слово. В этих попытках ребенок строил артикуляционный образ слова. В конце этого этапа ребенок произносил требуемое слово и получал желаемый предмет. После этого дети не уходили от взрослого, а стремились повторить ситуацию и снова произнести получившееся слово. Они открывали для себя звуковую форму слова, и именно слово, а не игрушка становились предметом их деятельности.
Вывод: именно звуковая сторона языка становится предметом деятельности ребенка. Педагоги заметили, что в 1.5 -2 года центр внимания ребенка смещается с предмета на его название: вместо того, чтобы тянуться к игрушке, ребенок повторяет знакомые слова, как бы играя речевыми звуками (бак-бак). Процесс формирования активной речи, прослеженный в эксперименте, показывает, что ребенок сначала ориентируется вобщем смысле ситуации. Сначала эта ситуация выступает для него как коммуникативная (надо обратиться ко взрослому), затем ситуация побуждает его употреблять слово для вовлечения взрослого (надо обратиться ко взрослому со словом), а затем в центре ситуации оказывается конкретное слово, которое и становится средством общения (надо обратиться ко взрослому с помощью определенного слова).
В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки речевого развития определяются двумя процессами. Одним из них является неречевая предметная деятельность самого ребенка, т.е расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие. Вторым, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком. На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса: поворот головы, фиксация взгляда. В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. У ребенка развивается подражательность, многократное повторение данного слова. В речи ребенка появляются первые нерасчлененные слова, лепетные, состоящие из ударных слогов (собака – бака). В дальнейшем от 1,5 до 2 лет дети начинают активно произносить гласные звуки э, и, ы, и твердые согласные, которые звучат как мягкие: ть, дь, сь, зь, ть. Возрастает способность к подражанию и пониманию речи. Наряду с развитием звуковой стороны речи происходит интенсивное развитие словаря. Дошкольники расчленяют слова на части, которые вступают между собой в различные комбинации (Катя бай). К 2 годам запас слов около 300, причем каждое соотносится с конкретным предметом. Пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает речь и инструкции взрослого. Первыми в речи появляются именительный падеж единственного и множественно числа, винительный падеж существительных, повелительное наклонение, форма 3 лица единственного числа настоящего времени глаголов. Предложение включает до 3-4 слов. Развитие слов происходит как в направлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении значения слова. В начале значение слова полисемантично, его значение расплывчато. Одно и то же слово может означать и предмет, и признак, и действие с предметом (Слово «кых» может означать и кошку и все пушистое, т.е воротник, шубу, шапку и действие, например, погладить кошку) [3]. Параллельно с уточнением значения слова, ребенок усваивает следующие компоненты значения слова (т.е. структуру значения слова) (по А.А. Леонтьеву, Н.Я. Уфимцевой):
1. денотативный компонент, т.е отражение в значении слова особенностей денотата (стол – это конкретный предмет). Денотат – конкретный предмет;
2. понятийный, или концептуальный, или лексико-семантический, отражающий формирование понятий, отражение связей слов по семантике;
3. коннотативный – отражение эмоционального отношения говорящего к слову;
4. контекстуальный – в определенном контексте (холодный зимний день, холодный летний день, холодная вода в чайнике). В процессе онтогенеза значение слова не остается неизменным, оно развивается. В тот момент, когда ребенок усвоил новое слово, развитие слова не закончилось, оно только началось. Оно является вначале обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа к всё высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий. Исследования показывают, что ребенок, прежде всего, овладевает денотативным компонентом значения слова, т.е. устанавливает связь между конкретным предметом и его обозначением. На следующей стадии, которая приходится на дошкольный возраст, формируется «ядро словаря», которое в дальнейшем существенно не меняется. Развитие словаря осуществляется в двух аспектах: количественном и качественном. Количественный рост: по данным А. Штерна в 3 года – 1100 слов, в 5 лет 2200 слов. По данным А.Н. Гвоздева в словаре ребенка 4 лет наблюдается 50,2 % существительных, 27.4% глаголов, 11,8 прилагательных, 5,8 – наречий, 1,9 числительных, 1,2 союзов, 0,9 предлогов, 0,9 междометий, частиц. По мере развития лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется, т.е. упорядочивается. Слова группируются в семантические поля, т.е группировка слов на основе общности семантических признаков (помидор, баклажан – овощ). На третьем году жизни основным содержанием становится усвоение грамматической структуры предложений. Грамматический строй речи включает: морфологию, синтаксис, словообразование. Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка к 3 годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. А.Н. Гвоздев раскрыл закономерность в усвоении грамматического строя речи: сначала усваивается все рядовое, типичное, а потом все исключительное, единичное, нарушающее нормы этой системы и последнее часто подвергается вытеснению в речи ребенка. По данным А.Н. Гвоздева морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано (около 1 г 11 мес.). Расчленение слов охватывает ряд категорий. У существительных – единственное и множественное число, именительный, винительный, родительный падеж. У глаголов - повелительное наклонение, инфинитив, прошедшее и настоящее время. Раньше всего ребенок усваивает число существительных (1 г 10 мес), повелительную форму, т.к. она выражает желания ребенка. Поздно усваивается условное наклонение, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее. Усвоение морфологической системы русского языка происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов (карандашов – карандашей, девочков – девочек). В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. На первых порах появляются «слова-предложения», обозначающие действующих лиц, предмет, действия. В 1 г. 8 месяцев появляются двухсловные предложения, где каждое слово обозначает предмет или действие. К 2 годам – предложения из 3 – 4 слов, т.е. распространенные и с однородными членами. С 2-3 лет наблюдаются сложные предложения с союзами. В целом третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью. Это возрастание проходит по линиям:
1. расширяется круг речевого общения ребенка. Он начинает говорить не только с близкими взрослыми, но и малознакомыми людьми, активно начинает устанавливать контакты со сверстниками. Речь связана с практической деятельностью детей в наглядной ситуации. Это придает речи форму диалога;
2. резко повышается речевая активность во время игр и самостоятельной деятельности ребенка. Собственно, речь ребенка сопровождает его предметные действия;
3. значительно возрастает интерес ребенка к речи взрослых. Они начинают прислушиваться к словам, которые к ним не обращены, пытаются рассказать о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости [1].
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что речь в раннем возрасте начинает отрываться от конкретной ситуации и становится самостоятельным средством общения и мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Развитие речи у детей раннего возраста»
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка....
Консультация для родителей на тему: «Развитие речи у детей раннего возраста»
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка.На втором году жизни у ребенка возраста...
Консультация на тему: «Развитие речи у детей раннего возраста»
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка.На втором году жизни у ребенка возраста...
Консультация на тему: «Развитие речи у детей раннего возраста»
Речь – наиболее молодая в филогенезе высшая психическая функция, «чрезвычайная прибавка» (И.П. Павлов), основывающаяся на достаточном развитии практически всех отделов нервной систем...
Консультация на тему: «Развитие речи у детей раннего возраста»
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка....
Консультация на тему: «Развитие речи у детей раннего возраста»
Консультация на тему:«Развитие речи у детей раннего возраста»Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с...
Консультация на тему: «Развитие речи у детей раннего возраста»
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возраст...